Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Татарский губернатор» Казани Ахметзян Сайдашев

Татарский купец и благотворитель Ахметзян Сайдашев родился  16 июля 1840 года в деревне Татарский Кабан Лаишевского уезда Казанской губернии. Захоронен на Новотатарском кладбище.

Его отцом был крестьянин Яхья Сайдашев (1786 - ?), который в начале XIX века приехал из деревни Большие Янасалы Тетюшского уезда. Ахметзян был младшим сыном. Он учился в Апанаевском медресе (Казань), медресе села Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии.

Младший сын в большой и дружной семье деревенского муллы, умный и целеустремленный юноша, обладавший живым и чрезвычайно общительным характером, Ахметзян рано начал проявлять интерес к торговле и другим «мирским» делам, довольно равнодушно относясь к перспективе занять место отца в сельской мечети. Начинал он с мелочной купли-продажи в родном уезде, в 1860-е годы работал приказчиком у казанского купца М.А.Усманова.

Постепенно, где хитростью, а где и безжалостной экономией он сумел собрать необходимые средства для открытия в Казани собственной лавки. Именно в губернском центре молодой, амбициозный предприниматель сумел развернуться в полную силу.  В 1870 году учредил Торговый Дом по продаже чая и кожевенных изделий. Магазин располагался в известном каждому казанцу доме Бренинга на Большой Проломной улице.

Уже первые годы пребывания Сайдашева в коммерческой сфере показали незаурядный ум купца, его природную сметку и расчетливость. Купец сумел быстро оставить позади себя всех конкурентов и утвердиться в качестве своеобразного монополиста на казанском рынке. Современники называли А. Я. Сайдашева «чайным королем». Вскоре купец уже владел внушительным капиталом, позволявшим ему заниматься скупкой земли, недвижимости, организовывать промышленное производство.

С 1875 года – купец II гильдии, с 1888 года – I гильдии. Обладая внушительным капиталом, купец решил направить его на скупку земли, недвижимости, организацию промышленного производства. В 1890 году, купив у наследников купца Желтухина 3616 десятин земли (а всего Сайдашеву в Царевококшайском уезде принадлежало 4 011 десятин) и стекольно-скипидарный завод, находившийся при селах Воскресенском и Петровском Царевококшайского уезда Казанской губернии. Завод производил посуду для винно-водочных изделий, минеральной воды, фармацевтической продукции. На заводе работало 2 тысячи человек, в год выпускалось до 2 млн. единиц стеклянной посуды, качество которой позволяло предприятию конкурировать с зарубежными производителями. Продукция поставлялась в Москву, Поволжье, Сибирь, на Кавказ, в Германию.

Предприниматель 17 июня 1894 года учредил на паях одно из первых в татарской истории акционерных обществ – «Торгово-промышленное товарищество Ахметзян Сайдашев с сыновьями и Бакий Субаев в Казани» с весьма солидным уставным капиталом в 500.000 рублей. Предприятие занималось стекольным, чайным и меховым делом. Продукция этой фирмы – чай, сахар, стекло, аптечная посуда, бутылки – сбывалась в Казани, Ростове-на-Дону, Кавказе, на Нижегородской ярмарке, а также некоторых государствах Европы. За первый год деятельности товарищества прибыль составила: со стекольного дела – 56 015 рублей 38 копеек, с мехового дела – 29 817 рублей 95 копеек, с чайного дела – 22 904 рубля 29 копеек. Всего валовая прибыль составила 108 737 рублей 62 копейки.

В селе Петровском Сайдашев восстановил после пожара церковь, часть средств на содержание притча взял на себя, а часть отдавали из заработной платы рабочие стекольной фабрики. При церкви было открыто церковно-приходское училище, помещение для которого предоставил тоже Сайдашев. Он предоставил еще два помещения для земской и мусульманской школ, а также оплачивал услуги лечащего земского врача для рабочих фабрики. Особняк, принадлежавший помещикам Желтухиным, купец обустроил для летнего отдыха своей многочисленной семьи.

В конце XIX века Ахметзян Сайдашев, уже прославившийся как щедрый благотворитель, всегда стремившийся помочь обездоленным, старикам, погорельцам, завоевал солидный авторитет в глазах казанских единоверцев. Как признанный лидер мусульман в борьбе за их духовные права и свободы, он организовал общероссийскую петиционную кампанию по отмене закона об образовательном цензе для мусульманского духовенства от 12 июля 1888 года, требовавшего от претендентов на звание имама сдачи специальных экзаменов и обязательного знания разговорной русской речи. Опираясь на единомышленников, провел долгосрочную акцию по составлению ходатайств от мусульман Казанской и других губерний. Агитацию среди деревенских татар купец проводил через своих торговых агентов и многочисленных родственников. Результат не заставил себя долго ждать. Уже в самом начале 1889 года губернские инстанции буквально утонули в письменных заявлениях от крестьянских обществ, требовавших не ограничивать права приходских священнослужителей.

В 1904 году Сайдашев входил в состав казанской делегации, прибывшей в Санкт-Петербург для решения вопроса о принятии нового Брачного уложения. Общественные позиции предпринимателя укреплялись с каждым днем. За глаза горожане уже называли Сайдашева «татарским губернатором Казани». Власти же, крайне недовольные общественной активностью купца, даже подумывали о высылке его за пределы губернии. Вероятно, этими обстоятельствами объясняется отказ в 1898 году Казанского отделения Государственного банка предоставить достаточно успешному предприятию Сайдашева обещанные кредиты. В результате его фирма через некоторое время попала в очень тяжелое положение и оказалась на грани банкротства.

Вследствие приостановления работы фабрик крайне тяжелым было положение рабочих. По сведениям царевококшайских уездных исправников, дело доходило до волнений. Тем не менее, Сайдашеву удалось благополучно пережить многочисленные судебные тяжбы и сохранить если не былые, но и не последние позиции в купеческом мире.

Он создал Алексеевскую промышленную артель Стекольного завода, куда помимо основных вкладчиков вошли мастера, рабочие и другие специалисты данных фабрик, принадлежавших Б.-Ф.Г. Сайдашевой и взятых у последней в аренду. Всего в числе пайщиков состояло 125 человек.

Артель производила разного рода стеклянную продукцию: аптечную и домашнюю посуду, бутыли разных емкостей и размеров, баллоны, чернильницы, ламповые стекла и резервуары для ламп и прочее. Согласно отчету Алексеевской промышленной артели стекольного завода, составленному на 1 января 1904 года, чистая прибыль за год составила 5 022 рубля 9 копеек.

В связи с ухудшением конъюнктуры рынка и финансовыми трудностями в начале XX века Сайдашев свернул производство стекла и вложил средства в развитие пряничного и кондитерского производства в Казани.

Сайдашеву было присуще стремление быть первым во всех сферах общественной деятельности. Он стоял у истоков Мусульманского благотворительного общества, на протяжении нескольких десятилетий возглавлял мусульманскую группу в городской Думе, активно участвовал в работе партии «Иттифак аль-Муслимин», являлся ведущим финансистом джадидского образования в Казани и губернии. Несмотря на идеологические расхождения и сложные личные взаимоотношения с молодыми писателями, поэтами и журналистами, охотно помогал им, предоставлял слово на страницах своей газеты «Баянэльхак» («Изложение истины»).

Купец многое сделал для благоустройства татарских слобод Казани, устройства в них электрической и водопроводной сетей, системы медицинского обслуживания. Так, касаясь устройства в городе электрического освещения, гласный А.Я. Сайдашев еще в 1895 году призвал управу сменить керосиновые лампы на более современные осветительные приборы в дальних концах города, имея ввиду, конечно же, татарские слободы.

В то время для освещения улиц в центре Казани было установлено только считанные единицы электрических фонарей, в основном же они освещались фонарями с газовыми рожками. Об освещении окраинных районов города. Клыковки, Калугиной горы, Савинова, а также Козьей Гривки, Кизической, Ягодной и татарских слобод «отцы города» и не беспокоились. Электрическое освещение части слобод позже все же было осуществлено.

Семья купца Сайдашева жила в этом доме на улице Нариманова

Он был избран почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов, директором Губернского попечительского комитета о тюрьмах. На свои средства содержал в Казани детский временный ночлежный приют на 35 человек, по его инициативе в 1895 открылась первая в Казанской губернии мусульманская богадельня на 15 человек. Один из учредителей и членов правления Общества пособия бедным мусульманам г.Казани. Способствовал открытию русско-татарских школ, являлся попечителем ряда татарских училищ Казани. Участвовал в финансировании перестройки медресе «Мухаммадия» (1885-1886).

А.Я.Сайдашев, женатый на Хадиче Мухаметгалеевой, вырастил троих сыновей: Мустафу, Мухаметзяна и Мухаметсалима. Все они стали достойными помощниками отца в семейном деле. Богатство фамилии существенно возросло в 1893 году, когда с отцом объединил свою торговую деятельность старший сын Мухаметзян Ахметзянович Сайдашев (1864-1914). Мухаметзян помимо всего еще вырос и в верного единомышленника и соратника по общественной деятельности. Сайдашев-младший на протяжении многих лет являлся одним из самых активных и энергичных гласных городской Думы. Отец и сын проводили свои идеи через открытую ими 31 марта 1906 году газету «Баянэльхак» («Изложение истины»), представляющую интересы умеренного крыла национальной буржуазии. Специально для ее издания 16 июня 1907 году Мухаметзян Сайдашев открыл одноименную типографию, которая за время своего существования выпустила 75 книг общим тиражом 220000 экземпляров.

К сожалению, у сыновей А.Я.Сайдашева не было потомков, способных продолжить предпринимательскую деятельность. Однако коммерческую славу рода приумножил его племянники, сыновья старшего брата Мухаметвафы, являвшегося имамом в д.Татарский Кабан. Среди них можно отметить Сайдашева Абдулкадыра Вафича, купца второй гильдии, торговавшего сырьем. Оборот его предприятия составлял 75000 рублей. Кроме того, известно, что на Сенной площади имелась лавка его брата Мухаметшакира, где тот продавал хлебобакалейные товары.

Он умер в Казани 8 мая 1912 года и похоронен на Новотатарском кладбище. Совет ТРО ВООПИиК предложил включить это захоронение в реестр культурных (исторических) памятников республиканского значения.

 

Источники:

Татарская энциклопедия и очерк о купцах Сайдашевых в книге «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана» (том 2)

https://realnoevremya.ru/articles/73348-chaetorgovlya-kazani-kolonka-lva-zharzhevskogo

http://old-kzn.ru/personality/read/dinastija-sajdashevyh.html

http://marihistory.ru/2011-01-01-19-53-23-112/241-2010-12-22-16-01-08.html

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить