Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Апрель | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 |
-
1919 - Постановлением Наркомпроса РСФСР Казанское промышленное училище преобразовано в политехнический институт
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Премьера фестиваля «Мирас» – новая татарская опера
- 16 февраля 2023 года
8, 11 и 15 февраля на сцене Государственного большого концертного зала имени С. Сайдашева проходили концерты в рамках VIII Фестиваля татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас».
Традиционный фестиваль проводится по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, народного артиста России и Татарстана, профессора Казанской консерватории Александра Сладковского. Он был учреждён в 2015 году и с тех пор подтвердил свою востребованность, прочно утвердился в культурной жизни республики.
Научно-творческое руководство фестиваля осуществляет ректор Казанской государственной консерватории, музыковед, продюсер, педагог, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РТ Вадим Дулат-Алеев.
Концерт-открытие фестиваля «Безнең Татарстан» («Наш Татарстан») прошел 8 февраля. Со сцены прозвучали произведения Назиба Жиганова, Александра Ключарёва, Анатолия Луппова, Эльмиры Галимовой, Эльмира Низамова, Рената Хакимова, Бориса Трубина, Рустама Зарипова, Алсу Сунгатуллиной. Вместе с оркестром выступали солисты Алина Шарипжанова, Амир Ахмадишин, Алмас Хусаинов, Дина Закирова, Гульнар Ярмиева. В концерте принял участие Государственный камерный хор РТ под руководством Миляуши Таминдаровой. Дирижер — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан Рустем Абязов.
Основным событием VIII фестиваля стала новой татарской оперы «Кави – Сарвар», которую написала композитор Миляуша Хайруллина. Она - педагог Казанской консерватории и пианистка. На Всероссийском конкурсе молодых композиторов одержала победу в номинации «Оперная музыка».
Опера прозвучала в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан (художественный руководитель Александр Сладковский), Государственного камерного хора Республики Татарстан, Миляуши Таминдаровой, Дениса Хан-Бабы, Рустама Асаева и других. Главные партии исполнили Артур и Эльза Исламовы.
Дирижер-постановщик концертного варианта оперы - Айрат Кашаев (Большой театр), режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РТ Ильгиз Зайниев. Пока опера существует лишь в концертной версии, но ее авторы мечтают о масштабном полноценном спектакле и имеют на это полное право.
«Мы хотим и непременно поставим «Кави – Сарвар» в театре, — рассказал «БИЗНЕС Online» Айрат Кашаев. — В каком именно, пока секрет, но я обязательно буду участвовать в постановке, ведь музыка оперы великолепная. Она войдет в историю, и то, что все мы сегодня здесь присутствуем, тому подтверждение: все станут свидетелями премьеры. Это работа, которой мы гордимся».
«Кави – Сарвар» в наследии татарской оперы — образец и традиционный, и уникальный. Традиционный, потому что апеллирует к национальным героям. Опус повествует о судьбе большого татарского писателя и поэта Кави Наджми и его супруги-переводчицы Сарвар Агдамовой. Знаменитый поэт был первым председателем Союза писателей ТАССР, а Сарвар Адгамова переводила на татарский язык русских писателей и поэтов и писала детские рассказы и стихи. В 1937 году супруги по ложному обвинению были признаны врагами народа и разлучены друг с другом, но сумели сохранить любовь и, освободившись, воссоединились. Уникальна же опера тем, что ее события относятся к еще не очень далекой истории середины XX века и показаны авторами с детальной и даже пугающей достоверностью. Неудивительно, что заглянуть в недавнее прошлое захотели многие казанские деятели культуры и поклонники творчества Наджми.
Подробности читаете в рецензии Насти Поповой («БИЗНЕС Online»).
В заключительный день фестиваля, 15 февраля, состоялся концерт «Авазлардан картиналар» («Звуковые картины»). Прозвучали сочинения Назиба Жиганова, Масгута Латыпова, Фарида Шарифуллина, Ильгама Байтиряка, Резеды Ахияровой и Рашида Калимуллина. Солистка — Дина Хисанбеева.
Оркестром диридировал заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор кафедры музыкального театра Казанской консерватории Ринат Халитов.
Фото из газеты «БИЗНЕС Online»