Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дом печати на улице Баумана
- Любовь АГЕЕВА
- 06 мая 2014 года
У каждого жителя Казани есть места, которые имеют особую роль в жизни. Это дом, в котором он живет, вуз, в котором учится, это его место работы. К числу таких памятных мест для себя журналист Любовь Агеева относит Дом печати на улице Баумана.
Работая в редакциях двух многотиражных газет, я неизменно раз в неделю приходила в Дом печати, а точнее – в типографию, на верстку своей газеты - сначала «На стройке» (первый строительный трест), потом - «Бауманец» (Казанский ветеринарный институт). Их тут набирали, верстали и печатали.
Типографию с улицы видно не было – два производственных корпуса располагались во дворе. Зайти в типографию можно было с основной парадной на улице Баумана, где ходили журналисты и гости редакций, а можно – со двора, где была рабочая проходная.
Типография была большая по тем временам. Мы в основном знали линотипный, наборный и печатный цехи. А больше всего времени проводили у верстальных реалов, где из отдельных металлических строчек и реглет верстальщики, которых звали метранпажами, складывали будущую газету.
Многие из нас могли сверстать свои полосы вчёрную, то есть расставить текст и заложить пластины с фотоизображением самостоятельно, а метранпажи доводили полосы до ума. У каждой верстальшицы было 3-5 газет.
Первый этаж редакционного корпуса занимал крупнейший в городе книжный магазин. Мы туда частенько заглядывали. Справа от арочного пролёта, в более короткой части Дома печати, был отдел «Политкнига», витрины которого тоже смотрели на улицу Баумана. Позже место «Политкниги» занял «Сытый папа».
У редакционно-издательского комплекса было два двора: один двор замкнутый, и посторонних там не было. Второй двор проходной – через него можно было пройти с улицы Баумана на Профсоюзную.
Нам нравился Дом печати, и мы немного завидовали тем, кто здесь работает. Это была яркая достопримечательность центра Казани.
Об истории комплекса я узнала много позже, когда вела краеведческие рубрики в «Вечерней Казани». Как оказалось, еще в начале 1930-х годов правительством Автономной Татарской ССР (так республика тогда называлась) было принято решение о строительстве единого комплекса, в котором разместились бы редакции основных изданий республики и мощное современное полиграфическое производство.
Улица Баумана, 1935 год. Фото из коллекции Рустема Ахунова
Здание строилось по конкурсному проекту инженера-консультанта Татиздата Семена Самойловича Пэна (Моспроект), которого известный историк казанской архитектуры Сергей Саначин называет наиболее ярким представителем конструктивизма. В своей книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани», выпущенной в 2014 и презентованной в январе 2015 года, он пишет о том, что «даже противники сооружений, как тогда говорили – «корбузианского типа», возражали всего лишь против крупных габаритов здания на улице Баумана и малой гармонии его с примыкающими строениями.
Фото из книги С. Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани»
Однако архитектор сумел спроектировать комплекс издательства так, что на Баумана вышла только редакционная часть. Типография, состоящая из двух корпусов, где печатались не только газеты и журналы, но и все книги Татарского издательства (в те годы Татиздат), оказалась за главным корпусом, во дворе.
По проектам Семена Пэна ранее были построены клуб типографии «Красный пролетарий» в Москве (Краснопролетарская улица, дом 32) и Дворец печати в Баку (1931). Снимок бакинского Дома печати я нашла в Интернете и поразилась его сходству с казанским собратом. Но в Баку скорее всего был эскиз сооружения, который Пэн потом построил в Казани.
Архитектор сохранит во втором проекте образ «книги с ленточными окнами-строчками и закругленным пилоном-корешком», но в Казани он раскроет эту книгу.
В какой-то статье прочитала такое описание Дома печати:
Архитектурно образ Дома печати строится на рациональном сочетании объёмов и форм, использовании ленточных окон, чередовании выступающих и заглублённых частей, обогащающих объёмно-пластическую композицию. Здание представляет собой асимметричное усложнённое в плане сооружение, состоящее из разновысотных объёмов, расположенных по улицам Баумана, Кави Наджми и Профсоюзной.
Фасадная стена, выходящая на улицу Баумана, состоит из двух частей, между которыми – оригинальная «вкладка» в виде композиционной оси. Это вертикальный полукруглый в плане выступ в середине центрального объёма.
Иллюстрация из книги С. Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани»
По первому этажу боковых объёмов проходит открытая галерея с большими круглыми колоннами, расположенными с шагом 5,2 метра перед остеклёнными витринами торговых залов.
Несущие конструкции здания были выполнены из монолитного железобетона, стены –кирпичные, оштукатурены цементно-песчаным раствором тёмно-серого цвета. Ленточные окна, опоясывающие стены, придавали зданию лёгкость и выразительность.
Фото из книги С. Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани»
Сергей Саначин сообщает в своей книге некоторые подробности о проекте и его реализации. Проект Пэна был одобрен в 1930 году, первые строители пришли на стройплощадку уже в следующем году.
Интересно, что автору архитектурного решения комплекса не дали возможности представить проект его оформления. Этот проект разрабатывали архитектора Татпроекта И.А. Валеев, И.Ф. Нейман, А.Э. Спориус и преподаватели КИИКСа А.М. Густов. Пэн одобрил, а Архитектурный совет утвердил (1934) проект Густова, в том числе интерьер книжного магазина, с небольшими поправками, среди которых, как сообщает Сергей Саначин, – замена розового цвета штукатурки на серый, отказ от руста на фасаде и колоннах, от всех украшений выступа.
Ведущие издания республики и все отделы Татгосиздата переехали в Дом печати весной 1935 года. Наряду с редакционным комплексом была сдана в эксплуатацию новая типография, которой присвоили имя революционера Камиля Якубова.
По выпуску газет, журналов, книжной продукции Татария занимала одно из первых мест в РСФСР. Здесь выпускались 39 наименований журналов и других периодических изданий, 75 наименований газет, в том числе многотиражные. В здании находились редакции двух главных республиканских газет «Советская Татария» и «Социалистик Татарстан», и в их кабинетах перебывало много знаменитых людей.
С 1923 года в Казани издавался сатирический журнал «Чаян» («Скорпион»), с 1926 года – журнал «Азат хатын» («Освобожденная женщина»). Новые произведения татарских писателей печатал журнал «Казан утлары» («Огни Казани»).
Издательство «Татгосиздат» тогда занимало очень мало места. Мы, начинающие журналисты, в него еще не заглядывали.
В 1930-е и последующие годы в Доме печати располагалось несколько ведомств и организаций, связанных с книжным делом, например, Государственный комитет ТАССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (позднее – Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РТ). Здесь был, как сейчас говорят, офис Татарского отделения Союза писателей СССР, который объединял более 130 писателей и вел работу с 200 молодыми и начинающими авторами. Союз писателей ТАССР в 1934-1937 годах возглавлял Кави Наджми, в 1939-1941 годах – Муса Джалиль.
Был в Доме печати клуб писателей имени Г. Тукая. Здешние стены видели многих знаменитых писателей и поэтов. В 1941 году в клубе выступал А.Н. Толстой, а в 1942 году – А.А. Фадеев. Здесь перед отъездом на фронт встречался с коллегами Муса Джалиль.
Самым большим из всех творческих союзов в Татарии был Союз журналистов, который объединял 570 членов – сотрудников газет и журналов, работников Татарского книжного издательства, радио и телевидения. А помещение у Союза было небольшое. Но было...
В начале 1974 года часть организаций, располагавшихся в Доме печати, переехала в только что отстроенный корпус Татарского газетно-журнального издательства (ныне офис «Татмедиа») на улице Декабристов. Изредка мы заглядывали по привычке в старое здание и видели на дверях таблички новых арендаторов, многие из которых не имели отношения ни к полиграфии, ни к журналистике.
Последней из редакций выезжала, если память не изменяет, редакция газеты «Известия Татарстана» (а может, уже «Время и Деньги»). И потом смысла подниматься по красивой лестнице не стало. В 2007 году из Дома печати съехал последний (и единственный) магазин Таткнигоиздата. Редакционный корпус к этому времени сильно обветшал.
Еще оставался тут комбинат печати имени Камиля Якуба. А потом и его не стало...
Смотрю на снимки разгромленных корпусов на улице Баумана, которые нашла в Интернете, – и вижу следы былой жизни. В этой комнате оставили отпечатанный тираж какой-то книги, в другой – стеллажи со шрифтами. Можно легко догадаться, где был сделан тот или иной снимок – в редакционном корпусе или в типографии.
В 1981 году Дом печати был включён в «Список памятников истории и культуры Татарской АССР, подлежащих государственной охране как памятники местного значения». Из-за ухудшающегося его состояния уже в 1986 году была определена программа, предусматривающая постепенную реконструкцию Дома печати в 1989-1998 годах, но она не была реализована.
Только в июле 2011 года были утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом печати». Как сообщил заведующий кафедрой градостроения КГАСУ Александр Дембич, таких зданий всего два в мире.
Однажды этот статус поставили под сомнение, и мы с тревогой ждали, чем закончится спор вокруг Дома печати. Поскольку в печати сообщили, что его решили снести, а на этом месте, как водится, построить что-то новое, оригинальное, а главное – более выгодное в эксплуатации.
В 2011 году здание Дома печати на улице Баумана перестало быть государственным и перешло во владение открытого акционерного общества «Связьинвестнефтехим». Это холдинг, через который Правительство Татарстана контролирует крупнейшие республиканские предприятия (Р. Минниханов - председатель Совета директоров СИНХ). Для проведения реставрационно-восстановительных работ было создано дочернее предприятие ООО «Дом печати на Баумана».
В журнале «Деловой квартал» мы прочитали некоторые подробности о Доме печати. Впрочем, вряд ли теперь уместно называть так это оригинальное сооружение советской эпохи.
Реставрацией занимается Первое строительное управление, входящее в госхолдинг «Связьинвестнефтехим», который собирался вложить в строительство около 750 млн рублей. Позднее в СМИ сообщалось о гораздо большей сумме – по разным оценкам, от 1 млрд до 1 млрд 200 тыс рублей.
Сначала собственник планировал превратить Дом печати в респектабельный офисный центр. Позднее в СМИ появились сведения, что к 2013 году, после реставрации и реконструкции, в здании, выходящем фасадом на улицу Баумана, будет размещена современная гостиница на 170 номеров. На первом этаже - 3 ресторана. Однако к Универсиаде на объекте был восстановлен только фасад главного здания.
Первым объектом, запущенным в эксплуатацию стало здание бывшей типографии, выходящее на улицу Профсоюзную В 2012 году здесь были начаты работы по созданию паркинга на 275 машиномест, который назвали «Барабус». Паркинг имеет 7 этажей, 2 - под землей.
Барабусы были зимним видом казанского транспорта, существовавшего во второй половине XIX — начале XX века. Название происходит от татарского слова «барабыз», что в переводе означает «идём, едем». Это сани-розвальни, на которые положен мягкий тюфяк, набитый сеном или соломой. Поскольку барабусы возили пассажиров за гроши, они были популярны лишь в бедных слоях общества. Впоследствии их вытеснил трамвай.
Интересная подробность, о которой сообщила газета «Коммерсантъ».
19 февраля 2012 года в здании геологического музея КФУ прошла церемония дарения коллекции артефактов ледникового периода, найденных в ходе работ по реставрации комплекса зданий Дома печати, расположенного на ул. Баумана в Казани. Почетным дарителем стал Валерий Сорокин, генеральный директор ОАО «Связьинвестнефтехим», президент футбольного клуба «Рубин».
Коллекция фауны ледникового периода, состоящая из останков мамонтов, бизонов и шерстистых носорогов, а также уникальной коллекции из 100 зубов мамонта, была найдена строителями в подвале Дома печати.
К концу 2014 года в окнах главного фасада появился свет. Судя по всему номера гостиницы уже готовы, и в них началась установка мебели.
У парадного подъезда восстановлена памятная доска, сообщающая о том, что здесь бывал Муса Джалиль. Будем надеяться, что собственник здания не откажется от намерения восстановить в первоначальном виде писательский клуб имени Г. Тукая, который располагался на пятом этаже. Помещение можно будет использовать как конференц-зал.
В здании предполагается разместить музей и картинную галерею с портретами известных людей, бывавших в Доме печати. По просьбе Союза писателей РТ вернется сюда и книжный магазин, правда, теперь он будет небольшим.
Переработано 6 февраля 2015 года
Часть снимков - автора