Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Дом печати на улице Баумана

У каждого жителя Казани есть места, которые имеют особую роль в жизни. Это дом, в котором он живет, вуз, в котором учится, это его место работы. К числу таких памятных мест для себя журналист Любовь Агеева относит Дом печати на улице Баумана.

Работая в редакциях двух многотиражных газет, я неизменно раз в неделю приходила в Дом печати, а точнее – в типографию, на верстку своей газеты - сначала «На стройке» (первый строительный трест), потом - «Бауманец» (Казанский ветеринарный институт). Их тут набирали, верстали и печатали.

Типографию с улицы видно не было – два производственных корпуса располагались во дворе. Зайти в типографию можно было с основной парадной на улице Баумана, где ходили журналисты и гости редакций, а можно – со двора, где была рабочая проходная.

Типография была большая по тем временам. Мы в основном знали линотипный, наборный и печатный цехи. А больше всего времени проводили у верстальных реалов, где из отдельных металлических строчек и реглет верстальщики, которых звали метранпажами, складывали будущую газету.

Многие из нас могли сверстать свои полосы вчёрную, то есть расставить текст и заложить пластины с фотоизображением самостоятельно, а метранпажи доводили полосы до ума. У каждой верстальшицы было 3-5 газет.

Первый этаж редакционного корпуса занимал крупнейший в городе книжный магазин. Мы туда частенько заглядывали. Справа от арочного пролёта, в более короткой части Дома печати, был отдел «Политкнига», витрины которого тоже смотрели на улицу Баумана. Позже место «Политкниги» занял «Сытый папа».

У редакционно-издательского комплекса было два двора: один двор замкнутый, и посторонних там не было. Второй двор проходной – через него можно было пройти с улицы Баумана на Профсоюзную.

Нам нравился Дом печати, и мы немного завидовали тем, кто здесь работает. Это была яркая достопримечательность центра Казани.

Об истории комплекса я узнала много позже, когда вела краеведческие рубрики в «Вечерней Казани». Как оказалось, еще в начале 1930-х годов правительством Автономной Татарской ССР (так республика тогда называлась)  было принято решение о строительстве единого комплекса, в котором разместились бы редакции основных изданий республики и мощное современное полиграфическое производство.

Улица Баумана, 1935 год. Фото из коллекции Рустема Ахунова

Здание строилось по конкурсному проекту инженера-консультанта Татиздата Семена Самойловича Пэна (Моспроект), которого известный историк казанской архитектуры Сергей Саначин называет наиболее ярким представителем конструктивизма. В своей книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани», выпущенной в 2014 и презентованной в январе 2015 года, он пишет о том, что «даже противники сооружений, как тогда говорили – «корбузианского типа», возражали всего лишь против крупных габаритов здания на улице  Баумана и малой гармонии его с примыкающими строениями.

Фото из книги С. Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани»

Однако архитектор сумел спроектировать комплекс издательства так, что на Баумана вышла только редакционная часть. Типография, состоящая из двух корпусов, где печатались не только газеты и журналы, но и все книги Татарского издательства (в те годы Татиздат), оказалась за главным корпусом, во дворе.

По проектам Семена Пэна ранее были построены клуб типографии «Красный пролетарий» в Москве (Краснопролетарская улица, дом 32) и Дворец печати в Баку (1931). Снимок бакинского Дома печати я нашла в Интернете и поразилась его сходству с казанским собратом. Но в Баку скорее всего был эскиз сооружения, который Пэн потом построил в Казани.

Архитектор сохранит во втором проекте образ «книги с ленточными окнами-строчками и закругленным пилоном-корешком», но в Казани он раскроет эту книгу.

В какой-то статье прочитала такое описание Дома печати:

Архитектурно образ Дома печати строится на рациональном сочетании объёмов и форм, использовании ленточных окон, чередовании выступающих и заглублённых частей, обогащающих объёмно-пластическую композицию. Здание представляет собой асимметричное усложнённое в плане сооружение, состоящее из разновысотных объёмов, расположенных по улицам Баумана, Кави Наджми и Профсоюзной.

Фасадная стена, выходящая на улицу Баумана, состоит из двух частей, между которыми – оригинальная «вкладка» в виде композиционной оси. Это вертикальный полукруглый в плане выступ в середине центрального объёма.

Иллюстрация из книги С. Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани»

По первому этажу боковых объёмов проходит открытая галерея с большими круглыми колоннами, расположенными с шагом 5,2 метра перед остеклёнными витринами торговых залов.

Несущие конструкции здания были выполнены из монолитного железобетона, стены –кирпичные, оштукатурены цементно-песчаным раствором тёмно-серого цвета. Ленточные окна, опоясывающие стены, придавали зданию лёгкость и выразительность.

Фото из книги С. Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани»

Сергей Саначин сообщает в своей книге некоторые подробности о проекте и его реализации. Проект Пэна был одобрен в 1930 году, первые строители пришли на стройплощадку уже в следующем году.

Интересно, что автору архитектурного решения комплекса не дали возможности представить проект его оформления. Этот проект разрабатывали архитектора Татпроекта И.А. Валеев, И.Ф. Нейман, А.Э. Спориус и преподаватели КИИКСа А.М. Густов. Пэн одобрил, а Архитектурный совет утвердил (1934) проект Густова, в том числе интерьер книжного магазина, с небольшими поправками, среди которых, как сообщает Сергей Саначин, – замена розового цвета штукатурки на серый, отказ от руста на фасаде и колоннах, от всех украшений выступа.

Ведущие издания республики и все отделы Татгосиздата переехали в Дом печати весной 1935 года. Наряду с редакционным комплексом была сдана в эксплуатацию новая типография, которой присвоили имя революционера Камиля Якубова.

По выпуску газет, журналов, книжной продукции Татария занимала одно из первых мест в РСФСР. Здесь выпускались 39 наименований журналов и других периодических изданий, 75 наименований газет, в том числе многотиражные. В здании находились редакции двух главных республиканских газет «Советская Татария» и «Социалистик Татарстан», и в их кабинетах перебывало много знаменитых людей.

С 1923 года в Казани издавался сатирический журнал «Чаян» («Скорпион»), с 1926 года – журнал «Азат хатын» («Освобожденная женщина»). Новые произведения татарских писателей печатал журнал «Казан утлары» («Огни Казани»).

Издательство «Татгосиздат» тогда занимало очень мало места. Мы, начинающие журналисты, в него еще не заглядывали.

В 1930-е и последующие годы в Доме печати располагалось несколько ведомств и организаций, связанных с книжным делом, например, Государственный комитет ТАССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (позднее – Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РТ). Здесь был, как сейчас говорят, офис Татарского отделения Союза писателей СССР, который объединял более 130 писателей и вел работу с 200 молодыми и начинающими авторами. Союз писателей ТАССР в 1934-1937 годах возглавлял Кави Наджми, в 1939-1941 годах – Муса Джалиль.

Был в Доме печати клуб писателей имени Г. Тукая. Здешние стены видели многих знаменитых писателей и поэтов. В 1941 году в клубе выступал А.Н. Толстой, а в 1942 году – А.А. Фадеев. Здесь перед отъездом на фронт встречался с коллегами Муса Джалиль.

Самым большим из всех творческих союзов в Татарии был Союз журналистов, который объединял 570 членов – сотрудников газет и журналов, работников Татарского книжного издательства, радио и телевидения. А помещение у Союза было небольшое. Но было...

В начале 1974 года часть организаций, располагавшихся в Доме печати, переехала в только что отстроенный корпус Татарского газетно-журнального издательства (ныне офис «Татмедиа») на улице Декабристов. Изредка мы заглядывали по привычке в старое здание и видели на дверях таблички новых арендаторов, многие из которых не имели отношения ни к полиграфии, ни к журналистике.

Последней из редакций выезжала, если память не изменяет, редакция газеты «Известия Татарстана» (а может, уже «Время и Деньги»). И потом смысла подниматься по красивой лестнице не стало. В 2007 году из Дома печати съехал последний (и единственный) магазин Таткнигоиздата. Редакционный корпус к этому времени сильно обветшал.

Еще оставался тут комбинат печати имени Камиля Якуба. А потом и его не стало...

Смотрю на снимки разгромленных корпусов на улице Баумана, которые нашла в Интернете, – и вижу следы былой жизни. В этой комнате оставили отпечатанный тираж какой-то книги, в другой – стеллажи со шрифтами. Можно легко догадаться, где был сделан тот или иной снимок – в редакционном корпусе или в типографии.

В 1981 году Дом печати был включён в «Список памятников истории и культуры Татарской АССР, подлежащих государственной охране как памятники местного значения». Из-за ухудшающегося его состояния уже в 1986 году была определена программа, предусматривающая постепенную реконструкцию Дома печати в 1989-1998 годах, но она не была реализована.

Только в июле 2011 года были утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом печати». Как сообщил заведующий кафедрой градостроения КГАСУ Александр Дембич, таких зданий всего два в мире.

Однажды этот статус поставили под сомнение, и мы с тревогой ждали, чем закончится спор вокруг Дома печати. Поскольку в печати сообщили, что его решили снести, а на этом месте, как водится, построить что-то новое, оригинальное, а главное – более выгодное в эксплуатации.

В 2011 году здание Дома печати на улице Баумана перестало быть государственным и перешло во владение открытого акционерного общества «Связьинвестнефтехим». Это холдинг, через который Правительство Татарстана контролирует крупнейшие республиканские предприятия (Р. Минниханов - председатель Совета директоров СИНХ). Для проведения реставрационно-восстановительных работ было создано дочернее предприятие ООО «Дом печати на Баумана».

В журнале «Деловой квартал» мы прочитали некоторые подробности о Доме печати. Впрочем, вряд ли теперь уместно называть так это оригинальное сооружение советской эпохи.

Реставрацией занимается Первое строительное управление, входящее в госхолдинг «Связьинвестнефтехим», который собирался  вложить в строительство около 750 млн рублей. Позднее в СМИ сообщалось о гораздо большей сумме – по разным оценкам, от 1 млрд до 1 млрд 200 тыс рублей.

Сначала собственник планировал превратить Дом печати в респектабельный офисный центр. Позднее в СМИ появились сведения, что к 2013 году, после реставрации и реконструкции, в здании, выходящем фасадом на улицу Баумана, будет размещена современная гостиница на 170 номеров. На первом этаже - 3 ресторана. Однако к Универсиаде на объекте был восстановлен только фасад главного здания.

Первым объектом, запущенным в эксплуатацию стало здание бывшей типографии, выходящее на улицу Профсоюзную В 2012 году здесь были начаты работы по созданию паркинга на 275 машиномест, который назвали «Барабус». Паркинг имеет 7 этажей, 2 - под землей.

Барабусы были зимним видом казанского транспорта, существовавшего во второй половине XIX — начале XX века. Название происходит от татарского слова «барабыз», что в переводе означает «идём, едем». Это сани-розвальни, на которые положен мягкий тюфяк, набитый сеном или соломой. Поскольку барабусы возили пассажиров за гроши, они были популярны лишь в бедных слоях общества. Впоследствии их вытеснил трамвай.

Интересная подробность, о которой сообщила газета «Коммерсантъ».

19 февраля 2012 года в здании геологического музея КФУ прошла церемония дарения коллекции артефактов ледникового периода, найденных в ходе работ по реставрации комплекса зданий Дома печати, расположенного на ул. Баумана в Казани. Почетным дарителем стал Валерий Сорокин, генеральный директор ОАО «Связьинвестнефтехим», президент футбольного клуба «Рубин».

Коллекция фауны ледникового периода, состоящая из останков мамонтов, бизонов и шерстистых носорогов, а также уникальной коллекции из 100 зубов мамонта, была найдена строителями в подвале Дома печати.

К концу 2014 года в окнах главного фасада появился свет. Судя по всему номера гостиницы уже готовы, и в них началась установка мебели.

У парадного подъезда восстановлена памятная доска, сообщающая о том, что здесь бывал Муса Джалиль. Будем надеяться, что собственник здания не откажется от намерения восстановить в первоначальном виде писательский клуб имени Г. Тукая, который располагался на пятом этаже. Помещение можно будет использовать как конференц-зал.

В здании предполагается разместить музей и картинную галерею с портретами известных людей, бывавших в Доме печати. По просьбе Союза писателей РТ вернется сюда и книжный магазин, правда, теперь он будет небольшим.

Дом печати сегодня

 

Переработано 6 февраля 2015 года

Часть снимков - автора

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить