Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Собор Петра и Павла: не изменилось почти буквально ничего

В «Живом журнале» мы прочитали настоящий гимн казанскому Петропавловскому собору. Автор поста, фамилию которого можно узнать  только из адреса, сопроводил текст фотографиями, которые мы также воспроизводим.

Кажется, у меня еще ни разу не было повода написать целый самостоятельный пост, посвященный одному конкретному зданию. Но в Казани я в один момент понял, что пора это исправить, ведь случай представился исключительно достойный.

Имя ему – собор святых апостолов Петра и Павла, стоящий на улице Мусы Джалилия «над Бауманкой», в паре минутах ходьбы от главной туристической улицы столицы Татарстана.

Я даже не знаю, с чего здесь стоит начать. Одним, емким словом – меня это зрелище впечатлило. Но для введения, как всегда, немного предыстории.

На улице Мусы Джалиля (которая улицей Мусы Джалилия стала только после революции, а до этого звалась Петропавловской) почти что с года взятия Казани Иваном Грозным стояла деревянная церковь, освященная в честь двух Первоверховных апостолов.

А ныне существующий громадный собор своим названием (отчасти), а главное – появлением обязан императору Петру I.

За годы своего правления он бывал в Казани трижды – а в последнее из посещений города, в 1722 году, царь справлял здесь свой 50-й день рождения (историки ставят этот факт под сомнение – Ред.)

В тот раз он останавливался у местного богатого купца Михляева, и после отъезда императора тот решил в благодарность за оказанное доверие и отданные в управление мануфактуры воздвигнуть рядом со своим домом грандиозный собор в ознаменование государева визита. По совпадению, он тоже стал Петропавловским, но теперь такое посвящение было, конечно, не случайным.

Невиданное по масштабам сооружение было готово уже спустя четыре года, и в 1724 году собор был освящен. Чуть позднее рядом была возведена колокольня, потом собор прирос боковым северным приделом, пережил еще несколько реконструкций, которые в целом не затронули его внешний вид.

После революции собор продолжать действовать дольше всех остальных городских церквей (кроме одного единственного храма на Арском кладбище), и к концу 30-х годов его приходская община объединила в себе почти всю православную Казань.

Но в 1939 году и Петропавловский собор был закрыт: его здание (естественное, после обязательного обряда разграбления и осквернения фамильных склепов) использовалось под что попало: был здесь и непременный архив, и музейные мастерские, и мини-ДК, и даже планетарий некоторое время действовал.

В 1989 году церковь получила собор, но в совершенно убитом состоянии: где куска кровли не хватало, где кирпичи стали выпадать, где своды пошли трещинами из-за вырезанных связок. Тем удивительнее, что сейчас вид собора (с учетом его почтенного возраста) оставляет почти исключительно приятные впечатления, ну а некоторые запущенные детали – это, как мне кажется, даже добавляет солидности любому собору подобных масштабов.

Что особенно радует – это то, что у меня нет никаких причин добавлять сюда революционные фотографии. Не изменилось почти буквально ничего – так, по мелочи, но хуже однозначно не стало.

Масштабы, конечно, совсем исключительными назвать нельзя: высота как собора, так и колокольни составляет примерно по 50 метров (немало, конечно), но узкие соседние улицы и еще более скромный церковный двор возводят ощущение громадности в квадрат. Здесь будет непривычно много вертикальных фотографий: взять собор в высоту на горизонтальной ориентации физически невозможно, а он того стоит.

Вблизи собора просто нет таких ракурсов, откуда можно заснять все и сразу.

Прежде чем углубляться в фотопоток...

Выскажусь, все же, и об этой великолепной архитектуре, хотя и не гарантирую, что не наговорю фактических глупостей.

Так вот. По первым ощущениям, собор лет на 200 старше реально приписываемого ему возраста. Но это именно на первый взгляд: вблизи, при ближайшем рассмотрении, становится прекрасно видно, что перед нами чистейший образец русского барокко рубежа 17-18 веков, больше тяготеющий именно ко второй половине петровского правления. Это очень русское и очень барокко, ни дать ни взять.

Почему барокко? – думаю, прекрасно понятно и видно.

Почему именно русское, без привязки к барокко? – здесь не столь очевидно. Думаю, дело в традиционных и относительно простых русских формах, в какой-то близкости и понятности. Это гораздо лучше можно увидеть, чем об этом прочитать

Принято считать, что главные шедевры русского барокко были созданы в Москве – думаю, значительная доля правды в этом есть, хотя утверждать такие вещи однозначно тоже несправедливо. Русскому барокко повезло за годы своего существования расползтись по стране и даже обзавестись местными особенностями – их столько, что даже перечислять не имеет смысла.

Но для себя я бы выделил три однозначных шедевра русского барокко в провинции, причем ни один из них не может иметь преимущества перед другим – настолько они разные и одновременно похожие.

Первые два – строгановские шедевры: собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (очень меня в свое время впечатливший) и гораздо менее известный Введенский собор аж в Сольвычегодске (куда я очень надеюсь добраться).

А третий – Петропавловский собор в Казани. Для Казани, да что там – для Поволжья здание экстраординарное, тем удивительнее, что в программу большинства однодневных экскурсий по городу он не входит, а найти магнитик с его изображением – целая история.

Но мы гуляли сами, поэтому я мог осматривать собор со всех сторон сколько угодно и в свое удовольствие

Фактически здесь не один собор, а сразу две церкви и четыре престола. Нижний ярус окон принадлежит, соответственно, нижнему храму Сретения Господня, а верхние два яруса и восьмерик – это уже верхний храм в честь апостолов Петра и Павла.

Я заходил вовнутрь, но там не фотографировал: во-первых, интерьеры собора мало отличаются от его экстерьера (наверху даже стены выполнены в том же стиле), хотя внизу темнота, синий свет в окнах (на фото видны выложенные синим стеклом кресты) очень добавляют собору таинственности.

Во-вторых, в это время в храме велась служба. Людей было немного – прихожан в сумме раза в два меньше, чем священнослужителей и участников церковного хора, но в центральной части Казани (самой большой по площади и самой маленькой по населению), да еще и по соседству с Бауманкой, где жилых домов вообще почти нет, да еще и при предельной концентрации в этом районе действующих церквей – это вполне объяснимо.

Войти в верхний храм можно только с довольно высокой террасы (не знаю, уместен ли здесь термин «гульбище»?), куда ведут сразу две лестницы. Со стороны улицы наверх ведет более узкая и крутая, зато там, у дверей верхней церкви – на редкость красивое место.

Пол этого солидного гульбища находится на уровне крыш соседних домов, там гуляет ветер, а ощущения от простого стояния на гульбище – странным образом запоминающиеся. Фотоаппарат из рук просто выпускать не хотелось: то одно окно покажется чем-то красивее предыдущего, то новый орнамент на карнизах, но очередная цветочно-ягодная вязь на наличниках, то изразцы. Жаль, что настенные внешние иконы гораздо выше.

В отличие от резьбы по камню и лепнины, металлический внешний декор смотрится по меньшей мере оригинально. Не знаю, почему, но мне очень приглянулась небогатая, но пышная «металлорезьба» (чего стоят только эти букеты цветов на углах!), а пошарпанный листовой ангел на углах крыши создает редкое ощущение еще большей многоплановости.

По нему легко сказать, что ангел-то – дореволюционный, но не знаю, так это или нет. А вот иконы, думаю, да – при этом они тоже должны были быть написаны на листовом железе. Вот ведь какие вещи попадаются.

http://v-doljenko.livejournal.com/20284.html/

2013 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить