Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Февраль 2024 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      
  • 1913 – Под Казанью началось строительство железнодорожного моста через Волгу. Мост возводился по проекту инженеров Н.А. Белелюбского и А.П. Пшеницкого

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Какой была Казань в 1969-2000 годах

Предыдущий Генеральный план города Казани был разработан институтом «Ленгипрогор» и утвержден Советом Министров РСФСР. В значительной мере город в последующий период развивался по нему, хотя темпы строительства, в особенности, социальной и транспортной инфраструктуры, отставали от запланированных.

Главным градостроительным фактором, определявшим рост Казани до 2000 года, являлось развитие промышленности. На макроэкономическом уровне была отражена общая экономическая характеристика промышленного производства и крупнейших предприятий Казани, а также определены прогнозы дальнейшего развития. На момент разработки стратегии развития города насчитывалось порядка 115 крупнейших промышленных предприятий, представлявших машиностроительную, химическую, легкую, пищевую, строительных материалов, деревообрабатывающую, энергетическую, полиграфическую и прочие отрасли промышленности. В результате концентрации промышленности в Казани происходило разрастание территории городской застройки, ухудшение условий расселения и возникновение трудностей при размещении текущего жилищного строительства. Это было вызвано ограниченными размерами свободных селитебных территорий и необходимостью создания существенных зон санитарного разрыва от действующих и строящихся предприятий. Эти  обстоятельства послужили основанием для принятия в 1956-1959 годах  соответствующих государственных решений о включении Казани в перечень городов, в которых запрещалось размещение новых промышленных предприятий, за исключением предприятий, связанных с обслуживанием населения города.

Генеральным планом был составлен прогноз дальнейшего развития с расчетными сроками до 1980 и 2000 годов. Не планировалось строительство новых промышленных объектов за исключением завода синтетических химфармпрепаратов, а также промышленных объектов, начатых на тот период строительством – объединение «Оргсинтез» и завод силикатного кирпича. Тем не менее, Генеральным планом предполагалось дальнейшее развитие процессов концентрации промышленности города и производственной кооперации между предприятиями, что, в свою очередь, должно было повлечь за собой необходимость изменения промышленных территорий. На расчетный период были заложены проектные решения по переносу 20 промышленных объектов, преимущественно из центральной части города. Из 20 намеченных к переносу предприятий были либо перенесены (в основном в Южный промышленный район), либо ликвидированы 18. Из-за необходимости большого процента сноса на территориях, занятых усадебным фондом, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий не организованы до настоящего времени.

Динамический анализ результатов реализации проектных решений позволил выявить заметные расхождения между фактическими и запланированными экономическими показателями. В абсолютном выражении объем производства в 2000 году фактически составил 31 685 млн. руб., тогда как запланировано было 7 330 млн. руб. А вот фактическая численность промышленно-производственного персонала, которая была достигнута в 2000 году (119,6 тыс. чел.), напротив, оказалась почти в 2,5 раза меньше запланированной (282 тыс. чел.). Это позволяет сделать вывод о наличии дополнительных факторов, которые оказали воздействие на столь высокую динамику. По всей видимости, сказались  инфляция и ее финансово-экономические последствия, от которых, особенно за период 1990-2000 годы, наиболее существенно пострадали отрасли отечественной промышленности.

В Генеральном плане предполагалось, что структуру промышленного производства в 2000 году будут формировать преимущественно три отрасли: машиностроение, химическая и легкая промышленность. В  реальности третье место по удельному весу в объеме промышленного производства города заняла пищевая промышленность.

Генеральный план города предусматривал рост численности населения от 838 в исходном году (1968 г.) до 1200 тыс. человек к концу расчетного срока (2000 г.). Сегодня по показателю численности населения Казань занимает 8 место среди 13 российских мегаполисов.

За прошедшее 35-летие Казань развивалась территориально, в целом, в соответствии с Генеральным планом города. Почти все свободные территории, предусмотренные под застройку, были освоены. Появились жилые районы Азино-1, Азино-2, новые микрорайоны в поселке Дербышки; жилые районы Танкодром, Горки-1, Горки-2, Горки-3, микрорайоны по улицам Кулахметова и Фрунзе. В Восточном Заречье  освоили заболоченные территории правобережья   Казанки. Небольшие резервы свободных площадей застроили в Юдино и Северном Заречье. Незастроенными остались:  в Восточном Заречье – часть пойменной территории реки Казанки (между ул. Чистопольской и линией берега), в Северо-Восточном планировочном районе – территория бывшего аэропорта, в юго-восточном направлении – земли учебного хозяйства Казанского сельскохозяйственного института; в Западном Заречье – район улицы Б.Крыловка, требующий сноса индивидуального жилищного фонда. В итоге город расширил свои границы на 31 процент. Разрастание произошло в основном за счет присоединения новых территорий ближнего пригорода, на которых с 1988 года началось строительство поселков индивидуального жилищного строительства. Столь масштабного развития такого строительства Генеральным планом не предполагалось. В настоящее время доля территории усадебной индивидуальной застройки составляет 35 процентов от жилой территории в целом.

Генеральным планом предполагалось сократить территорию усадебной застройки. Было намечено ликвидировать всю Адмиралтейскую слободу, кроме одного квартала и Игумново; все жилые поселки, находящиеся в Южном промрайоне (Поповка, Кукушкино, Крутовка, Воскресенское, Отары, Победилово). Сорок процентов территории поселка Северного предназначалось для организации здесь санитарно-защитной зоны. К настоящему времени ликвидирован только поселок Крутовка.

Увеличение площади территория города и доли усадебной жилой застройки привели к снижению на 37 процентов показателя плотности населения селитебной территории Казани: по Генплану - 122 человек на гектар;  фактически — 77. В целом по городу плотность населения составляет 26,03 чел. на гектар.

Таким образом, стратегия Генерального плана на интенсивное использование территории фактически не реализована. Так, территория многоэтажной застройки (выше 4 этажей) составляет только 22,8 процента от всей жилой территории, а по Генеральному плану предусматривалось 72 процента.

За время реализации Генерального плана жилищный фонд города вырос в 2,5 раза, но достиг расчетной величины только на 94,8 процента. Завершающий период расчетного срока Генерального плана (1994-2000 гг.) характеризуется наиболее динамичным развитием жилищного строительства. Полностью ликвидированы бараки и подвалы. В результате реализации Программы ликвидации ветхого жилого фонда объем ветхого фонда в городе уменьшился к 2003 году до 664,2 тыс. кв.

Средняя жилищная обеспеченность на 1 жителя с 1969 по 2000 год выросла с 10 кв.м общей площади до 18,5 кв. м (это  96,45% от плана). В 2003 году она достигла 19,7 кв.м, превысив уровень Генерального плана (19,2 кв. м на 1 жителя) на 2,6 процента. По показателю жилищной обеспеченности Казань занимает 5 место среди 13 российских мегаполисов.

Основная идея объемно-пространственной композиции заключалась в обращении основных элементов застройки и новых ансамблей общественных центров в сторону Волги и Казанки.   Активная реализация такой программы развернулась, в основном, в последние годы. Важнейшей задачей города Генеральный план называл облагораживание берегов озер Кабанов. Частичные работы в этом направлении коснулись лишь одного Кабана – Нижнего. Новый архитектурный облик приобретает правобережье, разворачивается реконструкция застройки левого берега. Однако целенаправленной работы в этом направлении не велось.

Общегородской центр предполагалось обогатить центральной площадью между стадионом и Кремлем за счет сноса малоэтажного фонда. Это предложение полностью реализовалось. Главная улица Баумана стала пешеходной. Сохранен исторический канал Булак, который Генеральным планом предлагалось засыпать с целью трассировки на его месте общегородской магистрали.

Не реализованы важные предложения Генплана:  расширение Центрального парка культуры и отдыха,  слияние городских садов «Эрмитаж» и «Динамо» и расширение их до улиц Куйбышева (ныне  Пушкина) и Горького, создание рекреационной зоны вдоль правого берега  Казанки.  В целом  значительное число мероприятий в сфере развития ландшафтных объектов осталось не выполненным. Наоборот, со второй половины 1990-х годов возросла строительная экспансия на городские природные территории: застраиваются части городских парков и садов,  водоохранные и даже береговые зоны Волги, Казанки, озер, малых рек. В целом происходит массовая вырубка деревьев и сокращение площади зеленых насаждений.

Развитие городских путей сообщения происходило, в основном, в соответствии с предложениями Генерального плана города, но не в запланированных им объемах. Городские скоростные дороги практически не строились. Организация непрерывного движения сдерживается из-за отсутствия транспортных развязок на ряде пересечений с другими магистралями и отсутствия внеуличных пешеходных переходов. Значительное отставание имеет строительство транспортных развязок. Построено 10 из 30. Реализация предложения о превращении Большого Казанского кольца в магистраль непрерывного движения сдерживается из-за отсутствия необходимого количества пешеходных переходов. На сегодняшний день их всего 9.

Общий объем пассажирских перевозок не достиг намеченного, но объем перевозок наземными видами транспорта превзошел запланированный в среднем на 30 процентов. Общая протяженность линий массового пассажирского транспорта в настоящее время существенно превышает протяженность, заложенную в Генплане. Средняя затрата времени на трудовые передвижения (46,8 мин.) не достигла планового уровня (30,2 мин.).

Обследования транспортных потоков показали, что в течение всего периода увеличение транспортной нагрузки происходило главным образом за счет увеличения в составе потоков легковых автомобилей. Рост уровня автомобилизации способствовал обострению проблем транспортного обслуживания населения. Так, обеспеченность граждан гаражами для личных автомашин еще не достаточна. Скоростные дороги для грузового транспорта не были построены вообще. Не реализованы предложения Генплана и по развитию железнодорожного транспорта: не построены второй главный путь по Южному ходу от станции Казань до Дербышек и новый железнодорожный вокзал по Северному ходу. Помимо Генплана построена железнодорожная ветка от станции Вахитово к аэропорту.

Не построен новый автовокзал в Заречной части. В Генплане вносилось предложение об использовании для внутригородских пассажирских сообщений внутренних водоемов. Одно время «водный трамвай» ходил до Голубого озера. Однако в целом эта идея не осуществилась. Основное мероприятие по развитию воздушного транспорта реализовано полностью – старый аэропорт вынесен из городской черты.

«Казанские истории», №10, 2006 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить