Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Апрель | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 |
-
1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Бабушка Аняня в Лядском саду
- 25 декабря 2015 года
Совершенно случайно на просторах интернета мы набрели на снимок Ольги Юхновской. На скамейке сидит бабушка с шарфом на шее.
Сначала подумали, что известная казанская журналистка сделала его 7 сентября 2015 года, в день фестиваля парков и скверов – в этот день в Лядском саду было много «живых памятников».
Но Ольга пояснила, что снимок сделан совсем недавно, когда в Лядском саду уже лежал снег. Потрогала за шарфик бабушки Аняни, чтобы убедиться, что он настоящий. Видимо, кто-то из прохожих позаботился о старушке - холодно в саду.
Надо сказать, что таких скульптур в Казани немного, если они вообще есть. Бабушка Аняня присела на минуту на лавочке, пока внук / или внучка бегает по зеленым лужайкам сада или стоит у обновленного фонтана.
Ольга прислала текст, который она нашла в сети, и мы узнали, что автор скульптуры – Винера Завиевна Абдуллина. Вот что она рассказала о своей работе.
– Скульптура бабушки Аняни – это обобщенный, собирательный образ. Когда скульптура была готова, меня пригласили на выставку в Петербурге. Я взяла с собой «бабушку». Подходило много людей: кто погладит, кто за руку подержит, кто просто смеется до слез. Так трогательно! И каждый в её образе видел свою бабушку, тещу или свекровь; особенно представители татарской общины.
Я очень переживала за результат. Сама формовала, лепила, контролировала литье и шлифовку.
Заварили литейщики, а обрабатывала я сама. А то, бывает, сделают оловянных солдатиков – все отчеканено, забито. У меня же лепка неклассическая, немного импрессионистская, и образы неклассические.
Люблю, когда видны мазки и можно посчитать каждую морщинку. Тогда образ скульптуры становится теплым, трепетным. Эбекей, мне кажется, села, как живая. И знаете, чем-то даже на мою маму похожа. Моя соседка в подъезде, художница, фотографировала весь процесс.
Я родилась в татарской семье в Санкт-Петербурге. Но до пяти лет жила у бабушки в селе Семёновка (прим. – татарская деревня, недалеко от Нижнего Новгорода). Потом родители забрали меня в Санкт-Петербург. Русского я не знала; в садике, помню, меня учили первым словам. Пока училась в художественных школах, ездила к «абике». Дружила с местными девочками, ходила с ними на сенокос. А вечером – «урамга». Молодежь, бабушки-дедушки, парни с гармошкой – все вместе сидели на скамейках на улице. Воспоминания до сих пор живут во мне. Когда я воплощаю идеи в формы, будто заново всё переживаю. Это помогает мне в главной задаче – через живые, знакомые всем образы донести до современников культурно-историческое наследие своего народа.
Ольга Юхновская сообщила некоторые факты и о Винере Абдуллиной. Она родилась в Ленинграде в 1965 году. Автор памятников Атаулле Баязитову в Санкт-Петербурге, Мусе Джалилю в городе Тосно, Туфану Миннуллину в Татарстане, Льву Гумилеву в Санкт-Петербурге и многих других работ. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. В настоящее время художественный руководитель гипсоформовочной мастерской Российской академии художеств.