Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Башня Сююмбике
- Виталий КОКШИН
- 25 июля 2009 года
Одним из наиболее примечательных архитектурных памятников Кремля и Казани является легендарная башня Сююмбике, ставшая своеобразным символом города.
В истории нашего города немало «черных дыр» и неразгаданных тайн. Поэтому большое значение и ценность имеют дошедшие до нас легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти, со своей сокровенной символикой и смыслом. Ведь главное в легендах – не факты, а тот романтический ореол, окружающий их, то сказочное богатство народной мудрости, дающий простор творчеству и фантазии.
Cемиярусная башня высотой в 58 м (70 м над уровнем Казанки) сложена из большемерного красного кирпича, характерного для XVII века. Нижние три яруса прямоугольной формы. Они завершаются открытыми круговыми террасами и невысокими парапетами по краям.
Первый ярус, занимающий площадь в 140 кв. м, имеет проездные ворота. Интересно оформление его лицевых стен колоннами, завершенными, как и в булгарских постройках, капителями в виде консолей-сталактитов. Четыре верхних этажа восьмигранные, причем шестой имеет характер усеченного шатрового покрытия, завершенного также восьмигранной дозорной вышкой-фонарем. Последняя напоминает завершения татарских мечетей как каменных, так и деревянных.
Ближайшие аналогии мы можем наблюдать в Боровицкой башне Московского кремля, построенной в XVII в. и являвшейся, как и башня Сююмбике, дозорной вышкой.
Археологические исследования, проведенные в районе фундамента башни, показали, что он заложен уже в русском слое. Поэтому время сооружения этого великолепного здания надо отнести к XVII в., может быть, к 1645 г., как об этом писал татарский просветитель Каюм Насыри.
Вместе с тем указанные булгаро-татарские параллели дают основание полагать участие в его строительстве и татарских мастеров.
Название башни легендами связано с именем казанской царицы Сююмбике, дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джан-Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь находилась до 1551 г., когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была отправлена в Москву.
По описанию очевидцев, «народ казанский с большой скорбью проводил царицу». Мечеть, где был погребен оплакиваемый ею муж Сафа-Гирей, была названа мечетью Сююмбике. Возможно, остатки мечети находились рядом с позднее построенной башней, на которую традиционно и перешло название.
Есть и более поэтические легенды о названии башни. Одна из них гласит, что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском под город, осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани самую высокую башню.
Началось спешное строительство в первый день построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день второй и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена, и начался свадебный пир.
Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни, чтобы обозреть город и попрощаться с его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом, она бросилась вниз, на острые камни.
Народ в память о последней казанской царице назвал башню ее именем. Ныне силуэт башни часто используется как архитектурная эмблема города, ее мы видим на открытках, значках, сувенирных изделиях.
Башня Казанского вокзала в Москве более или менее точно воспроизводит башню Сююмбике, что, очевидно, по замыслу архитектора, должно было указывать направление железной дороги.
Виталий КОКШИН