Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Театр уж полон, ложи блещут
- 26 августа 2005 года
Эта поэтическая строчка как нельзя лучше определяет событие, случившееся на площади Свободы Казани 26 августа 2005 года – после реставрации вновь открыл свои парадные двери Татарский государственный академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Именно здесь прошли торжественное собрание, посвященное 1000-летию Казани, и гала-концерт мастеров искусств.
Театр оперы и балета после реконструкции. Фото Евгения Канаева
Музыкальный театр в Казани существует уже более 130 лет. На его сцене пели знаменитейшие российские певцы. До 1917 года состоялось более 130 премьер оперных спектаклей. Оперная труппа, созданная решением правительства Татарской АССР от 4 ноября 1933 года, работала в помещении Татарского академического театра. Татарский государственный театр оперы и балета официально открылся 7 июня 1939 года. В этот день давали премьеру – оперу молодого татарского композитора Назиба Жиганова «Качкын» («Беглец»).
Свое здание у театра появилось только после войны. Его начали строить в 1936 году. Разработка проекта здания для нового театра была поручена московскому архитектору Н.Скворцову. В связи с его смертью (погиб на фронте) архитектором был назначен И.Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, он предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием национального орнамента
Открытие здания состоялось 28 сентября 1956 года. Оно по праву считалось одним из лучших сооружений советской архитектуры, вызывая гордость казанцев изяществом и элегантностью.
Необходимость реконструкции здания ощущалась давно. Зрительный зал, фойе, гостиные по-прежнему поражали своим великолепием, но внимательный глаз не мог не заметить пагубного влияния времени. Не было условий для нормальной жизни артистов. Декорации ставились вручную. О кондиционировании помещений и речи не шло. Однако работы начались только в 1999 году.
Внутренние интерьеры театра
Здание театра – памятник культуры. «Мы стремились сохранить изначальный замысел авторов проекта театра, и в то же время реализовать то, что им не удалось сделать, – отметил в разговоре с журналистами автор проекта реконструкции Ахмад-Рашид Дустиев.
К оформительским работам была привлечена ООО «Реставратор». В основе художественного оформления – первоначальный проект архитектора Гайнутдинова. Теперь, как и задумывалось проектировщиками, храм искусств отделан гранитом и мрамором, а не бетоном и гипсом, которые в целях экономии использовались при строительстве в трудные послевоенные годы.
На стенах центрального фойе – зеркала, украшенные резьбой по гипсу (ганч), на потолке – художественная роспись с отдельными гипсовыми элементами, на полу – наборный паркет с национальным растительным орнаментом. Зрительный зал освещают бронзовые люстры из чешского стекла, а над головами зрителей – огромная люстра из горного хрусталя, которую изготовили по спецзаказу в г.Мытищи Московской области. Она весит 1600 тонн.
В результате реставрационных работ здание обновлено полностью. Произошла обещанная техническая модернизация театра, которая коснулась, прежде всего, демонстрационно-зрительской зоны: сцены, светового и звукового сопровождения. Теперь, чтобы поднять занавес или сменить декорации, нужно всего лишь нажать необходимые кнопки.
Преобразился зрительный зал. Кресла заменили на более удобные. Правда, теперь их меньше. Вместимость зала уменьшилась с 1300 мест до 950 мест. Но если убрать оркестровую яму (теперь это возможно), мест станет 1120.
Раньше гримерки представляли собой обычные комнатушки, артистам приходилось пользоваться общим санузлом. Сейчас гримуборные – высшего класса, в каждой – туалет и душевая. Без этих удобств сегодня стыдно приглашать артистов в Казань на театральные фестивали, которые имеют мировой уровень.
Проведена реконструкция служебного комплекса. У шестиэтажного здания появилось чердачное помещение, общая площадь которого составляет 4 тыс. кв. метров, в котором разместились 4 репетиционных зала. Есть теперь и специальный монтажный цех для изготовления декораций, расширилось помещение швейной мастерской.
Полностью обновлен фасад здания. Скульптуры, парапет над входом практически сделаны заново. К воспроизведению фигур на центральном фасаде привлекался скульптор из Узбекистана Б.Балтыев.
Претерпели изменение скульптуры двух известных поэтов, расположенные в боковых нишах здания: памятник Александру Пушкину работы Н.Вентцеля и памятник Габдулле Тукаю работы Е.Шулика. Раньше они были из железобетона, к 1000-летию города скульптуры были отлиты из бронзы на заводе ВНИИВОЛТ.
Сметная стоимость объекта – 2,5 млрд рублей. Среди участников реставрационных работ: строймонтажная фирма №2 и фирма «Одак» (Турция), институт «Казгражданпроект» (разработка проекта реконструкции – главный инженер В.И.Народецкий, архитектор А.-Р. Дустиев). Трест «Горводзеленхоз» оформил прилегающую к театру территорию. Вместо асфальта перед главным входом – цветная плитка и роскошные клумбы. Облагорожен сквер, находящийся позади здания театра, отреставрирован фонтан.
Сезон в театре начался с опозданием – строители продолжали работать и после юбилейного собрания. Первый балетный спектакль прошел 26 октября, оперный – 12 ноября. Практически каждый день – аншлаг. Зрители идут в театр не только на спектакль, но и на экскурсию.
Алина МАРТЫНОВА и Инна БОЛДЫРЕВА