Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Архитектура – деятельность не только материальная, но и духовная
- Сайяр Айдаров, профессор архитектуры
- 25 октября 2004 года
Заместитель директора по науке Института архитектуры и дизайна Казанской архитектурно-строительной академии профессор Сайяр Айдаров направил письмо председателю Казанского совета народных депутатов К.Исхакову предложение по совершенствованию проекта генплана Казани.
В своем выступлении на сентябрьской сессии 2004 года городского Совета народных депутатов начальник Департамента архитектуры и градостроительства Министерство архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Н.Лекарев сообщил депутатам о том, что заместитель директора по науке Института архитектуры и дизайна Казанской архитектурно-строительной академии, член консультативно-экспертного совета сопровождения генплана Казани с 8 апреля 2004 года, профессор С.Айдаров направил в августе письмо председателю Казанского Совета народных депутатов, вице-президенту международной Организации городов Всемирного наследия Евразии К.Исхакову предложение по совершенствованию духовно-эстетического аспекта проекта генплана Казани.
Сайяр Ситдикович любезно предоставил в распоряжение нашей редакции копию письма, которое оказалось довольно объемным документом не с одним, а с несколькими предложениями. Представляем его вашему вниманию в сокращении.
Участие в работе консультативно-экспертного совета и последующее ознакомление с материалами уже начатой разработки проекта генплана Казани обязывает меня внести соответствующее своему профилю деятельности ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
В программе-задании на разработку генерального плана Казани недостаточное место отведено вопросам, касающимся решения духовно-эстетической и историко-культурной проблем будущего города. Если вначале совершенно справедливо отмечается основная причина этих проблем, а именно: слабое использование особенностей геополитического положения и историко-культурного потенциала города, то в разделе «Цель работы» указывается только на необходимость «сохранения историко-культурного своеобразия города», без принятия каких-либо мер по их устранению.
Это значит – решение одних из главных, на профессионально-этический взгляд, проблем города откладывается на необозримое будущее без основательных на то причин. В этом случае уже существующая ныне угроза потери городом своего геополитического положения и историко-культурного потенциала приведет к середине ХХI столетия к неизбежной экологической катастрофе в социокультурной сфере.
Во избежание этого предлагаю рассмотреть на ближайшем заседании Совета вопрос о необходимости включения в проект разработки будущего генплана Казани раздела под ориентировочным названием «Историко-архитектурные предпосылки и научно-методическая программа формирования духовно-эстетического облика Казани».
Прежде всего, речь идет о СТАТУСЕ СТОЛИЦЫ конкретной по названию национальной республики. Этот момент обязывает содержать и развивать архитектуру города в строго определенной идейно-эстетической ориентации. Подобные сооружения создаются иногда в Казани, но создаются очень редко и часто методически неверно (недостаточно осовременить местные традиционные средства некоторыми инновациями для гармонической связи с формами и приемами современной архитектуры), что объясняется отсутствием научно-методической программы в проекте генплана города.
Во-вторых, Казань выделяется как ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД. Этот статус обязывает нас, духовных почитателей своих предков, к правдивому раскрытию сущности ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ИМИДЖА города. Судя по памятникам архитектуры, созданным, как известно, в течение последних четырех с половиной веков, складывается впечатление, что Казань возникла в российский этап своего существования, хотя на самом деле город образовался и развивался на протяжении пяти с половиной веков в составе Волжской Булгарии и Казанского ханства.
Это можно исправить путем отражения в будущих градостроительно опорных сооружениях города традиционные черты не только российского, но и булгаро-казанского архитектурного наследия, известные по материалам исследований и реконструкции утраченного облика руинированных и археологических остатков сооружений.
Известно, что архитектурно-строительные приемы, формы и мотивы на территории республики эпохи дороссийского средневековья и последующих российских периодов складывались в условиях явно прослеживающегося взаимодействия на территории Волго-Камья двух крупнейших мировых культурных цивилизаций – исламского Востока (в большей мере в дороссийские периоды развития) и христианского Запада (в большей мере в российские периоды развития).
Важность учета этого момента заключается в том, что он позволяет превратить облик будущей Казани в синтетически своеобразный духовно-исторический и одновременно современный ЦЕНТР ПОГРАНИЧНОЙ ЕВРО-АЗИАТСКОЙ ЗОНЫ. Зоны, хотя и утратившие ныне многие черты историко-культурного своеобразия, но претендующей на признание особого геополитического положения в контексте с другими известными центрами континентальных и межконтинентальных образований планеты.
В современный исторический отрезок времени сложились самые благоприятные условия для этого. Приведу лишь 4 из них:
– Отмеченное взаимодействие культур Запада и Востока в разные исторические эпохи происходило в условиях межконфессиональной и определенной националистической конфронтации, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что до сих пор в русской исторической литературе умалчивается об определенном влиянии восточного и евразийско-степного компонентов булгаро-казанского архитектурного наследия на средневековую русскую архитектуру. Однако в современных демократичных социально-политических условиях это взаимодействие может совершиться на базе откровенной, творчески осознанной деятельности архитекторов;
– Направленность деятельности Организации городов Всемирного наследия на поиск гармоничных, синтетических решений при использовании лучших традиций в культурном многообразии народов Евразийского континента. К тому же, вице-президентом этой Организации является мэр столицы Татарстана, возглавляющий ее Региональное евразийское отделение в Казани;
– Завершенность к данному историческому отрезку времени многолетних исследований московских и местных ученых по раскрытию особенностей развития всех периодов исторического развития архитектуры на территории Татарстана, начиная с возникновения первого государственного образования в Волго-Камской зоне России. Это позволило установить общую закономерность формирования местной архитектуры с Х до XX столетий и установить на ее основе богатую палитру традиционных средств, содержащихся в пяти основных местных генетико-стилистических направлениях, прослеживаемых на протяжении всех указанных столетиях.
Иллюстративная часть этой работы была продемонстрирована на выставке, организованной к годичному собранию АН РТ в апреле этого года. После этого Президиум академии выделил Институту архитектуры и дизайна КГАСА 35 тыс. рублей на проведение в октябре этого года всероссийской научно-практической конференции под названием «Архитектура Волго-Камья в 3-м тысячелетии. Проблемы сохранения и отражения порегионального своеобразия на примере столицы Татарстана».Руководство нашего института считает, что такая конференция может быть проведена под руководством мэра г.Казани на более представительном, международном уровне, что помогло бы связать это мероприятие с разработкой генплана;
– Возможность привлечения к созданию градостроительно опорных объектов Казани состоятельных предпринимателей, заинтересованных в рекламе собственных объектов и способных пойти ради этой цели на некоторое удорожание их за счет поиска авторами проектов в стадии проектного задания регионально своеобразного решения, регламентируемого проектом генплана города.
Сегодня, как никогда, есть возможности принятия данного ПРЕДЛОЖЕНИЯ не только как руководства при разработке проекта генплана, но и его последующей реализации под девизом «Духовное возрождение исторического города пограничной евроазиатской культурной цивилизации».
Город – не только техническая структура для жилья и трудовой деятельности людей, но и среда их правдивого духовно-эстетического и патриотического воспитания.
По существу, архитектура является материально-духовной деятельностью, однако второй компонент в последнее время в угоду экономической выгоды стали все чаще игнорировать.