Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Любитель – от слова «любить»
- Любовь Агеева
- 10 июня 1983 года
Пространством человеческого развития назвал свободное время Карл Маркс. Как реализовать это утверждение в жизни? Такой вопрос мы решили задать нескольким известным казанцам, чье мнение наверняка будет авторитетным для читателей.
Сегодня наш собеседник - ведущий актер Большого драматического театра им. В.И. Качалова народный артист ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая и премии комсомола Татарин им. М. Джалиля Юрий ФЕДОТОВ.
Этот разговор состоялся в 1983 году. Интервью было опубликовано в газете «Вечерняя Казань» 10 июня 1983 года.
В театре стояла непривычная тишина. Так бывает лишь в межсезонье: еще не уехала на гастроли своя труппа и не прибыли гости.
С Юрием Степановичем Федотовым мы встретились в его гримерной. Везде – на диване, на туалетных столиках лежали фотографии. Он рассортировывал их по большим черным пакетам.
– Вот, к поездке готовлюсь. Как всегда, оформляю там, где гастролируем, свою выставку. Пусть посмотрят на Казань и казанцев. Приготовил более ста работ на самые разные темы. Стараюсь, чтобы ни одна экспозиция не повторялась. Для зрителей-то все равно, они и старые фотографии увидят впервые, но я привык новые работы показывать. Как отнесутся? Очень важен зрительский отклик: он дает эмоциональный заряд...
– Выходит, жители других городов знают вас как фотолюбителя лучше, чем казанцы? Ведь дома вы выставляете свои работы не так часто.
– А теперь решил показаться. В нынешнем сентябре, например, оформил выставку в Доме ученых, на будущий год запланировал экспозицию для своего театра, выставку для ВТО (скорее всего она будет в Доме актера). Хочу сделать галерею из детских фотоснимков в театре юного зрителя.
– Но как вы все это успеваете? Артисты обычно утверждают, что у них свободного времени совсем нет.
– Артисты действительно народ занятой. Днем – репетиция, вечером – спектакль. И так каждый день. А ведь есть еще другие дела: записи на радио и телевидении, встречи со зрителями, общественная работа в театре...
И все-таки свободное время, как и у всякого человека, есть. Правда, специфика нашей профессии такова, что порой трудно разделить работу и досуг. Скажем, иду за продуктами на рынок. Стою в очереди, непроизвольно наблюдаю за людьми – и вдруг нахожу что-то важное для решения характера своего героя.
Да, свободное время есть, – важно, чтобы оно не было временем пустым. Я боюсь таких минут. Надо что-то постоянно делать, что-то познавать. Заболоцкий правильно сказал: «Не позволяй душе лениться»... Мозг должен все время быть в работе. Бывает, сидишь в кресле вроде бы без дела – и вдруг в голове складываются строки стихов...
– Вы еще и поэт?
– Пишу для себя. Возможно, со временем обнародую – когда буду убежден, что это интересно и для других. Так и с фотографией было. Снимал для себя, пока меня не убедили, что нужна выставка. Я ведь фотографирую давно.
– И что это вам дает!
– Фотосъемка – это постоянное разгадывание загадок. Она позволяет мне познавать мир. С ростом театрального опыта, например, очень важны стали психологические портреты: стараюсь уловить в человеке что-то главное – в его душе, мироощущении.
Ни один снимок не появляется просто так. Трудно предугадать, каким он будет, но ты уже к нему готовишься, ловишь момент. Импульс поиска бьется в тебе постоянно. Сейчас вот горю желанием проявить последнюю пленку: как там вышел вчерашний кадр?
Интересна его история. Иду с работы, как всегда, с фотоаппаратом. Я его, кстати, везде с собой ношу...
– И на гастролях?
– Конечно. Так вот, вижу: идет мне навстречу школьница, за спиной – ранец, а в руках... кукла. Такая трогательная девчушка. Я вдруг увидел в ней будущую маму – так бережно несла она свою куклу. Прошел было мимо, но потом вернулся. Наблюдал за ней долго. Девочка остановилась и присела на обочину. А я все никак не решу, как ее лучше снять. Надо, чтобы в кадр вошли и ее нежная улыбка, и ранец, и кукла. И вдруг она обернулась ко мне. И в этот момент щелкнул затвор фотоаппарата.
Конечно, кто-то снимает лучше меня, Но я не стремлюсь к профессионализму. Для меня главное – не высокая техника, а непосредственный, искренний взгляд на окружающий мир. Фотография дает возможность видеть необычное в обычном, будит фантазию. А для актера это так важно.
На мой взгляд, заблуждается тот, кто хочет в самодеятельном творчестве слыть профессионалом. Любитель, по-моему, – это звучит гордо. Ведь любитель – от слова «любить».
Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто три раза в неделю находит время, чтобы встретиться со мной и своими собратьями по увлечению в народном театре «Современник» Дома ученых. Они – тоже любители. Любят театр, многим во имя этой любви жертвуют. Я делюсь с ними всем, что умею. Стараюсь учить их не только театральным приемам, но и расширять общее представление о мире. Мы говорим на самые различные темы, читаем стихи, обсуждаем книги... Стремлюсь создать на занятиях атмосферу творчества.
Кто-то из мудрых сказал; чем больше отдашь, тем больше возьмешь. Стараюсь следовать этому принципу и как человек, и как актер. Иначе нечего будет сказать зрителю.
У человека должна быть потребность поделиться с другими тем, что он имеет, потребность отдать чтобы стать свободным для нового обогащения.
Один хороший человек учил меня, что каждый раз надо выходить на сцену так, будто играешь последний раз. Так, наверное, и жить надо. Каждый день – как последний, Если не сделаешь сегодня, то не сделаешь вообще.
– А по какому «ведомству» у вас проходит руководство самодеятельным театром? Это работа или свободное время!
– Трудно сказать. С одной стороны, режиссер – это все-таки не моя профессия, с другой – руководство театром дает мне многое как актеру. Скажем лучше так: для меня это – проба сил, а точнее – творческая мастерская. Впрочем, в мастерскую эту входит все: и народный театр, и фотографии, и резьба по дереву, которой я тоже уделяю много времени, и рисование... Мастерская – это и рыбалка на рассвете, и чтение любимой книги.
Кстати, я очень люблю бывать на природе. Вместе с женой сколотили на берегу Волги домик. У меня там есть даже знакомые цапли. Люблю приходить на одно и то же место и наблюдать, какие происходят вокруг изменения. Самое благодатное время для этого – раннее утро. Сидишь с удочкой, смотришь, как величаво встает солнце. Кругом – тишина, нал рекой – туман...
Наверное, кто-то оценивает рыбалку количеством пойманной рыбы. А мне важно настроение, которое возникает у реки. В лес ведь тоже ходят по разным причинам: набрать как можно больше грибов или полюбоваться совершенством кружев, сотканных пауком...
– Вряд ли стоит противопоставлять эти два занятия...
– Я к тому, что каждый находит свое, именно ему интересное и нужное. Точно так же, как один прочитает горы книг и останется невеждой, а другого единственный том Чехова чутким к людям сделает, – смотря как читать...
О многом мы еще говорили: о литературе и ее влиянии на человека, о роли мужчины в современной семье (чтобы сходить в прачечную, помочь жене вымыть посуду, тоже ведь время надо), о том, как важно, чтобы супруги понимали друг друга, о Тинке – собачке породы тон-терьер, которая ждет не дождется хозяина, чтобы пойти на прогулку...
Последняя фотография Юрия Федотова. Снимал Владимир Зотов
Юрий Степанович уверял меня, что каждый человек талантлив, но не каждый стремится реализовать себя до конца, а то и не умеет разгадать в себе спрятанных до поры до времени тайн. И с ним трудно не согласиться. Потому что своей жизнью, своим отношением к миру он на деле доказывает справедливость того, что декларирует.
Он мог бы не стать актером, но человеком ищущим был бы при любой профессии. Ведь творчество – это не профессия, а состояние души.
Интервью взяла Л. АГЕЕВА
«Вечерняя Казань», 10 июня 1983 года
Читайте в «Казанских историях» — Юрий Федотов: «Тратиться надо в нашей профессии!»
Комментарии
Осень дымом едким легла на душу,
Давит смрадом горловое удушье.
Где же ты, след былой красоты?
Ничего не осталось
Даже сладкой мечты...
Сильные строки очень мягкого человека.