Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Валентин Гафт в кино и в жизни
- Любовь Агеева
- 13 марта 1984 года
Готовясь к встрече с заслуженным артистом РСФСР Валентином Гафтом, корреспондент «Вечерней Казани» Любовь Агеева посмотрела, что о нем написано в прессе. Материалов оказалось не так много, как ожидалось.
Не может быть, чтобы журналисты не проявляли внимания к одному из интереснейших актеров театра и кино! Возможно, сам Валентин Осипович не жалует журналистов? У артистов такое бывает – редко, но бывает...
Однако именно о Гафте казанцы наслышаны, пожалуй, больше всего. Его имя звучит практически на каждой встрече зрителей с артистами и режиссерами. Кто не знает его эпиграмм?..
– Хорошо, что хоть этим я интересен, – пошутил он, когда мы встретились перед одним из его выступлений в Казани. – А что касается журналистов, то никаких принципиальных запретов я не делал. Вы считаете, пишут мало? Думаю, достаточно. Другое дело – как пишут. С интересом читаю, если нахожу в статьях что-нибудь критическое, хвалебные не читаю. Там тебя так изобразят – будто и не о тебе пишут.
Я не принадлежу к категории артистов, которые любят, чтобы о них писали часто, – «иначе зрители забыть могут». Отношусь к этому спокойно.
В Казань меня приглашали не раз. Рад, что наконец приехал сюда. Ваш город мне очень понравился. Он удивительно современный, и в то же время на каждом шагу – история. Здесь и себя-то видишь через какие-то прошлые события. Как только представишь, кто здесь жил... Такие встречи с историей очень полезны.
Минуты на короткое интервью истекли. В зале Дома ученых артиста уже ждали зрители. Гафта предупредили, что аудитория на этот раз необычная – не просто школьники, а ученики специализированной математической школы. Оказалось, что перед школьниками ему выступать еще не приходилось. Выйдя на сцену и увидев десятки нетерпеливых глаз, он на какую-то долю секунды замешкался, но потом говорил так, будто готовился именно к этой встрече.
Начал он беседу с вопроса, очень злободневного для каждого старшеклассника: кем быть?
– Решение в человеке зреет подсознательно, заложено самой природой. Наверное, хотите знать, мечтал ли я стать артистом. Конечно, мечтал. Кто в детстве не мечтает об этом? Ведь профессия артиста со стороны кажется такой легкой. Только проработав в театре и кино много лет, начинаешь понимать, какая это профессия...
Есть артисты, которые все умеют: и поют, и танцуют, и гимнастикой занимаются, и фехтуют. Но не это определяет талант и зрительские симпатии, Человек может и не иметь великолепных данных, а быть крупным актером. Потому что у него есть что сказать людям, у него душа болит за другого человека.
Артист – это прежде всего человеческая личность. Быть плохим в жизни и хорошим на сцене нельзя. Зритель тебе все равно не поверит. Правда, иногда приходится играть и нехороших людей – как говорят, отрицательных персонажей. Но это другое дело. Да и в этом случае надо стараться понять, что движет твоим героем.
На встрече показали фрагменты из фильма «Гонки по вертикали», который в свое время вызвал серьезные возражения критиков. Следователь Тихонов (артист А. Мягков) здорово проигрывал там рядом с умным и даже обаятельным вором Батоном, которого играл Гафт. Кстати, в отрывках Батон казался не таким уж симпатичным. Мы видели человека обреченного, который сам себя загонял в угол. Именно таким его и хотел сделать актер.
– Человек не вмещается в привычные характеристики: положительный – отрицательный. Это в школе все просто, в жизни – сложнее. И вор может быть умным и обаятельным, но от этого его человеческая сущность не выигрывает.
Вспоминаю по этому поводу случай из прошлого. Когда я учился на первом курсе школы-студии МХАТа, мне предложили сыграть эпизодическую роль бандита Руже в фильме «Убийство на улице Данте». Как назло, я не мог от волнения членораздельно произнести первую фразу: «Марсель Руже, сотрудник газеты «Свободный Сибур». И вдруг услышал за спиной голос второго режиссера: «Как мы ошиблись в этом парне!». Спасением стало великодушие Михаила Ромма, который сказал: «Хорошо, вы будете очень застенчивым убийцей»…
Главное для артиста – соответствовать своему времени. Это доступно любому, нужно только правильно ставить цель.
Я очень люблю Куклачева. Знаете, наверное, этого клоуна. Он дрессирует кошек, которые дрессировке вообще не поддаются. И вот этот маленький Куклачев может вызвать большое потрясение. Был я как-то на представлении с его участием. Кошки показали, на что они способны, а потом он спрашивает зрителей: «Вы теперь не будете обижать кошек?». Зал отозвался неслаженным хором: «Нет!». Он попросил ответить на его вопрос еще раз, потом отдельно кричали дети, взрослые…
Думаю, что у тех, кто в тот вечер сидел в цирке, и в самом деле рука не поднимется обидеть животное. Но надо накопить что-то в душе, чтобы тебя вот так слушали.
Из него не выйдет ничего.
К сожалению, иногда приходится играть серость, но и ее надо уметь подчинить себе, чтобы сказать людям что-то важное. А бывает, мы по-человечески не дорастаем до тех ролей, которые играем…
Недавно в Донецке закончились съемки фильма о шахтерах, где я сыграл директора шахты, честного, неистового, настоящего коммуниста. Боюсь, некоторые из зрителей не посмотрят этот фильм, когда прочитают, что он – «о труде». Так много сделано плохих картин на эту тему! А тема-то важная, интересная.
Любого артиста на творческих встречах спрашивают, о какой роли он мечтает. Не стал исключением и В. Гафт. А вот ответ его был для зрителей неожиданным.
– Все мечтают об Отелло, Гамлете… А я, кажется, всю жизнь мечтал о роли Городничего в «Ревизоре» – этот спектакль идет сейчас на сцене нашего театра «Современник».
Вот что написал об этой работе Гафта критик Лев Анненский: «Не знаю, что скажут историки театра, – я впервые в роли Городничего вижу умного человека, которому неуютно оттого, что он должен быть плутом и идиотом, поскольку окружен плутами, изображающими идиотов».
Вопрос о том, интересуется ли он политикой, немало озадачил Валентина Осиповича – уж очень он был неожиданным на этой встрече. Впрочем…
– Кто сейчас не интересуется политикой?! С помощью телевидения мы узнаем, что происходит в самых отдаленных точках земного шара. Моя мама (ей за семьдесят) знает, где находится республика Чад и кто такой Рейган. Жизнь каждого человека зависит сейчас от взаимоотношений целых государств. Можно сказать, что политика входит в каждый дом. Она волнует даже маленьких детей, которые не спят по ночам, спрашивая матерей: «А война будет?».
Когда все хорошо и спокойно в мире, ты по-другому видишь и солнце, и себя. А когда покоя нет…
У Валентина Гафта в Казани было несколько встреч. Их программа менялась в зависимости от аудитории. Зато неизменен был интерес зрителей к артисту, о котором они много слышали, которого с удовольствием видят на экране. Он не стремился покорить зал, иногда говорил сбивчиво, но перед нами был именно тот Гафт, которого мы себе представляли: умный, ироничный, способный в маленьком четверостишьи передать емкое содержание.
Можно было только пожалеть, что такие встречи быстро кончаются.
«Вечерняя Казань», 13 марта 1984 года