Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Карина и Дрон
- 11 мая 2016 года
20 мая Творческая лаборатория «Угол» покажет спектакль «Карина и Дрон» . Об этом спектакле, поставленном по одноимённой пьесе минского драматурга Павла Пряжко, написал главный редактор газеты «Звезда Поволжья» (номер от 28 апреля – 4 мая 2016 года).
С разрешения автора размещаем его рецензию в «Казанских историях».
Казанская постановка стала российской премьерой текста, читка которого впервые состоялась на фестивале молодой драматургии Любимовка в 2014 году. Режиссёр – Дмитрий Волкострелов, основатель театра post Санкт-Петербург, обладатель национальной театральной премии России «Золотая Маска». Ассистент режиссёра – актриса театра post Алена Старостина.
Герои пьесы – школьники 14-16 лет, у которых совершенно особое отношение к информационному миру, в котором они живут. Поколение нулевых не знает, что такое Интернет через телефонную линию, отсутствие гаджетов и поисковых сайтов.
Кастинг актёров проходил в Казани в начале марта 2016 года. Из более 90 участников Волкострелов и Старостина отобрали 6 молодых людей, которые примут участие в спектакле. Среди них – студенты городского театрального училища и казанские школьники.
В творческой лаборатории «Угол» на улице Парижской Коммуны прошла премьера спектакля «Карина и Дрон» по пьесе «гиперреалиста» Павла Пряжко в постановке Дмитрия Волкострелова, петербургского режиссера, приглашенного фондом «Живой город» Дианы Сафаровой, Инны Ярковой, Артема Силкина. Яркова характеризует Волкострелова как «гениального» «потрясающего режиссера». В свое время жи– вогродцы приглашали в Казань кинорежиссеров Александра Сокурова и Йосса Стеллинга.
«Я вот думаю, вдруг наша планета совсем не первая, а какая-нибудь Земля-14. Вы никогда не чувствовали, что наша планета это глобальный эксперимент? Что мы – профессиональные мыши. Специально созданы для того, чтобы испытывать что-то на нас. Вот просто посмотрите на нашу планету. Она же идеальна. Всѐ продуманно до мелочей. Это по любому достигалось методом проб и ошибок. Теперь это самый глобальный социальный эксперимент. Посмотрите например. Япония активно развивалась, как технически так и социально. И вот те кто проводят эксперимент решили, что больно им хорошо живется. И вот уже землетрясение, цунами и взрыв АЭС. И теперь смотрят справится Япония со всем этим или нет. Посмотрим сколько еще мы будем нужны». («Карина и Дрон» Павел Пряжко).
Сокуров, как известно, буддист, и даже киномир Сокурова представлен как поток мельчайших сверкающих сканд (картина об Эрмитаже и создавалась как поток русской культуры). Основа буддизма есть избавление от желаний и достижение состояния внутренней пустоты, слияния с потоком Вселенной. Парадоксальный кино-мир Сокурова есть художественная оценка христианских ценностей буддистом, и это очень интересно, стык этих мировоззрений.
Стеллинг же меня поразил словами: «Я так устал жить, почти все мои друзья умерли, почти все родные люди умерли, я так хочу умереть».
И в фильме «Девушка и смерть», и в легендарном «Стрелочнике» у Стеллинга все превращается в конце в птах, в осыпающийся; тлен. Стеллинг словно оценивает, человечество и человеческие чувства с точки зрения 5 миллиардов лет существования планеты, которые лишь исторический миг Вселенной.
Что здесь тысячелетние пирамиды, занесенные песком, или полторы тысячи лет истории России с генералиссимусом, ныне эффективным менеджером, сотворившим ГУЛАГ, и великой державой Россией. Великая ли держава Россия по сравнению с десятками миллиардов лет существования обозримой Вселенной?
Интереснейший фильм Стеллинга «Душка» с Сергеем Маковецким проникнут доброй иронией о взаимоотношениях Запада и России, это модель «столкновения цивилизаций». Иронические эротические короткометражки Стеллинга считаются лучший в мире, просто шедевры. И это тоже столкновение культур, европейской и русской эротической культуры. Стеллинг, я считаю, «закрывает» эпоху Возрождения в культуре Европы, титаническая попытка богоборчества вытекающей из Возрождения эпохи Просвещения в его фильмах зримо рассыпается в прах.
Где-то близок ему Ларс фон Триер, но Триер менее поэтичен, у Триера более планетарный масштаб «антигуманизма», а у Стеллинга масштаб – человечески соразмерен, можно, наверное, сказать, что Стеллинг – дальнейшее развитие Чехова.
В сущности, Стеллинг гораздо более болезнен и страшен для европейского позитивистского сознания, чем Ларе фон Триер. У Триера кумир – Тарковский, Стеллинг преклонялся перед русской культурой, но и она оказалась для него лишь временным костылем.
Достаточно долго беседовал со Стеллингом в Казани, И у него вырывался рефреном буквально внутренний трагический стон: «Я хочу верить в Бога, но не могу, мне это не дано».
В свете этой линии приглашение Волкострелова в Казань закономерно. Волкострелов своей теологией позитивизма и полного исключения Бога из жизни человека как бы «вытекает» из буддизма Сокурова и европейского позитивизма Стеллинга. Театр post, в сущности, – богоборческая попытка свергнуть с пьедестала христианский театр, часть которого есть русский психологический театр, вытекающий из православия. Так как попытка лидера молодого российского режиссерского поколения Волкострелова предельно честная и глубокая, тем она и интересна.
Естественно, эта попытка описана в лице Ивана Карамазова, и известно, чем кончил Иван Карамазов. В один прекрасный момент Волкострелову для дальнейшего вдохновения придется повернуться от позитивизма к Богу, ему 33 года, это характерно для возраста. Мне кажется, казанская постановка «Карины и Дрона» уже своим резким звуком-фоном улицы и тревожным «металлическим» сигналом наступающего апокалипсиса, наполняющими спектакль, показывает, что с таким сознанием его духовное развитие может диалектически закончиться монастырем. Да и у Инны Ярковой, и у Алены Старостиной тоже, натуры увлекающиеся.
Спектакль состоит из диалогов шести школьников, трех девочек и троих мальчиков. Волкострелов поставил их в темном пространстве на небольшие квадратные подиумы на фоне стилизованных прямоугольных экранов, напоминающих экраны смартфона. На них периодически подается свет, вырывая из темноты фигуры подростков. Одна из девочек даже формулирует: «Мы – профессиональные мыши. Специально созданы, чтобы испытывать что-то на нас».
Пряжко в пьесе представил эпиграф: «Много людей слышали сами непосредственно, еще больше людей видели записи на ютубе, как в 2012 году гудела Земля. Из недр Земли шел громкий тягучий звук».
Вот этот элемент обыденной подростковой интернет-болтовни, «птичий щебет» и громкий тревожный тягучий звук Земли противопоставляются в пьесе. Пряжко, построенной на контрасте обыденности и катастрофы. Спектакль словно призывает из обыденности услышать Землю, вырваться из круга привычного, относительно комфортного инерционного «колеса самсары».
Но никто ничего не слышит, даже шевеления души нет.
Волкострелов из 60 пришедших к нему на кастинг казанцев отобрал 6 начинающих актеров, лучше всех сыграла девушка Карина, харизматичная актриса.
Спектакль в который раз призывает взглянуть на звездное небо у нас над головами. Синим светом вдруг вспыхивают экраны в конце спектакля, и сиди, думай, может, все уже кончилось и завтра планета рухнет, да и успеешь ли ты выйти из этого зала, может, за дверями уже только хаос всеобщего разрушения.
Зрители после окончания спектакля минуты три сидели в каноническом ступоре, очень болезненный процесс – остановка сознания, спектакль своей загадкой замедляет сознание. Волкострелов мастерски умеет задавать эти дзен-загадки, когда все рациональное сознание распадается из-за сильной алогичности происходящего, невозможности загнать ситуацию в рациональные рамки.
Волкострелов тычет зрителя носом в иррациональность жизни, которая естественна, если принята гипотеза несуществования Бога. Это европейский дзен-театр, соединение дзена и технократии. Волкострелов ставит спектакли-коаны. Один из классических коанов:«Вы слышите хлопок двух ладоней, но попробуйте услышать звук хлопка одной ладони». Вот этот звук хлопка одной ладони пытается выразить в своих спектаклях Волкострелов.
Однако Бог есть любовь, и без любви зритель остается «холодным». Спектакли Волкострелова принципиально рационально иррациональны и холодны. Пинок для сознания хороший. Я, например, для себя на спектакле сделал вывод о судьбе Интернета. Сейчас везде идет воинствующий крик: печатная пресса умирает, через несколько лет кончится, кругом будет Интернет. Однако нет.
Дело в том, что компьютер подчиняет своему машинному ритму человека, человек становится частью компьютера и, навязывая человеку свой ритм, компьютер высасывает из человека позитивную энергию, человек теряет энергию в симбиозе с компьютером, компьютер играет роль вампира. Компьютер соединяет человека с миром низких духов, он расчеловечивает, «закрывает» человека. Книга или газета, наоборот, дают человеку позитивную энергию, потому что при чтении книга человек творит свой мир, естественный, он творчески перерабатывает информацию в естественном для себя ритме, открывает мир. Поэтому человек никогда не променяет книгу на комп. Магия книги и магия компьютера совершенно разные. Волкостреловские монолога и диалоги интернет– поколения выразительно это показывают.
Это как триада – виртуальный секс, секс и любовь. Книга есть любовь, а комп есть виртуальный секс. Правит миром любовь, все остальное – лишь жалкие искусственные суррогаты.
Волкострелов талантливо и художественно представляет нам технократические позитивистские суррогаты, и это есть предельное сужение, опрощение жизни практически до животного редукционизма. Не зря возникает фраза о «профессиональных мышах». Спектакли Волкострелова во многом есть спектакли-предупреждения об опасности существования без любви, об опасности превращения человека в придаток машины, которая наступает незаметно, step by step, люди живут, не замечая трансформации мира в двоичный код матрицы, в новую суррогатную цифровую культуру. Люди становятся объектами манипуляций субъектами, которые сами находятся в майе позитивизма. Как говорится, «слепые – вожди слепых».
Волкострелов делает нас зрячими, заставляет открыть глаза на мир шире, делает глаз острее, а может, просто отрывает то, что в дзен-буддизме называется третий глаз. Иногда это приносит боль.
Творческая лаборатория «УГОЛ» (г. Казань)
Адрес: ул. Парижской Коммуны, д. 25/39
– ONLINE http://www.concert.ru/Order.aspx?ActionID=63567
– «ЖИВЫЕ» БИЛЕТЫ можно приобрести и забронировать в творческой лаборатории «Угол»
Дополнительная информация:
8 – 917 – 245 – 44 – 87
8 – 917 – 286 – 32 – 03
#угол #уголзрения #загонисебявугол #театрpost #teatrpost #театрподуглом #премьера