Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сообща искать истину
- Любовь Агеева
- 10 марта 2021 года
Публикуя в «Вечерней Казани» 9 января 1988 года статью писателя Диаса Валеева «О национальном и интернациональном», мы, конечно, предполагали, что она вызовет интерес казанцев, поскольку затрагивает очень актуальные проблемы, да и написана явно полемично.
Однако никто не мог предвидеть, какой поток писем обрушится на редакцию. На сегодня зарегистрировано 206 писем с пометкой «Национальный вопрос». Под рубрикой «Дискуссионный клуб «ВК» и другими опубликовано более сорока материалов по самым разнообразным аспектам межнациональных отношений, истории и культуры татарского народа. Они, в свою очередь, вызвали новые отклики, выявили новые проблемы.
Разноречивые чувства вызывает читательская почта. Прежде всего радует, что люди всерьез задумываются над проблемами, которые, казалось бы, должны больше волновать историков, лингвистов, социологов.
Вот что пишет, например, студент-заочник КГУ Я. Янмурзин: «О чем спорим? Почему мне лично это важно понять ясно? А потому что многое упирается в вопрос: кто ты такой на родной земле? Чей ты сын или чья дочь? Опора должна быть у каждого. Из каких корней ты вырос и как найти связь с родной землей, чтобы обрести свое лицо, силу и смысл для работы и жизни, не приспосабливаясь к установленному порядку?»
Многие читатели постоянно рассказывают о своих изысканиях в области истории татарского народа и языка. Чувствуется серьезное изучение трудов Ленина, Маркса, Энгельса, советских и зарубежных ученых. Аргументированная точка зрения, даже если ты с ней не согласен, вызывает уважение. В отличие от писем-ультиматумов, писем-окриков «Как вы смеете писать о булгарской теории? Разве вы не знаете, что татары – это потомки Чингисхана?». Это окрик с одной стороны «Я на вас в обком партии жаловаться буду: как вы смеете подвергать сомнению булгарскую теорию?!». Это окрик с другой. И тому, и другому читателю невдомек, что в ходе дискуссии каждый имеет право высказать свое мнение. Как еще свежи в памяти и кому-то очень желанны времена, когда легко можно было заставить всех думать одинаково.
Мы не будем касаться писем с явным националистическим душком. Тем более, что они анонимные, спорить, выходит, не с кем. Но в такой деликатной теме, как межнациональные отношения, любое неосторожное слово, неточный акцент способны кого-то ранить, вызвать резкий протест. Кому-то, например, показалось, что читатели Русаков, Никитин, Васильева («ВК» от 8 июля) выступают против изучения татарского языка, хотя они писали как раз об обратном. Другие усмотрели чуть ли не личную угрозу в публикациях, авторы которых ратовали за подлинное двуязычие, хотя ни о каком насилии в приобщении к татарскому языку речь не шла.
Часть читателей возражает против самой дискуссии, считая, что тем самым мы обостряем отношения между людьми разных национальностей, «Не надо подкапываться под хорошие общие устои и традиции. Сколько помню, мы всегда дружно жили с татарами», – пишет, например, ветеран партии и труда С.Валеева. «Не сгущать краски!», – призывает нас ветеран труда, член КПСС с 1941 г. Н.Бажин. Читательница А.Ибрагимова спрашивает: «Почему в газете обсуждается проблема, которая в жизни не существует? Не было бы полемики в газете, все жили бы мирно. И татары, и русские не задумывались бы, на каком языке им разговаривать. А затянувшаяся дискуссия только вызывает раздражение у одних и обиду у других».
Знакомство с редакционной почтой не позволяет согласиться с автором этого письма. Проблема существует, и не одна – их много. И в вопросах истории нашего края, и в развитии и функционировании татарского языка, и в межнациональных отношениях. В публикациях мы далеко не исчерпали всех больных вопросов.
А как полярны читательские мнения! Вот, к примеру, два полюса:
«Нации и народности нашей страны связаны друг с другом уж слишком крепкими экономическими связями, и в дальнейшем эти связи будут усиливаться. На территории той или иной республики подчас живут люди других национальностей. Границы наций расплываются. Межнациональные браки – черта нашего времени. У нас одна система образования, средств массовой информации и пропаганды, единый идеологический аппарат. Язык у нас тоже, можно сказать, один – язык межнационального общения. Так стоит ли бояться исчезновения отдельных наций и языков? Ведь ушли же, канули в Лету многие исторические общности (не нации, но племена и народы): древние греки, римляне, галлы и другие...» (Из письма студентки Л.Усмановой).
«Я считаю, что все нации должны развиваться гармонично. Когда по телевизору показывают культуру разных народов, душа радуется: какая наша страна огромная и интересная! А если бы все были похожи друг на друга, говорили на одном языке и пели одинаковые песни, было бы скучно жить. Приведу для сравнения пример из жизни.
Если приезжаешь в старый город, всегда есть что посмотреть. Дома разные, не похожие друг на друга. А что смотреть в новом городе? Стандартные дома по всей стране, везде одинаковые. Даже глазу скучно. (Из письма жителя Баку Р.Безертинова).
Каждое мнение заслуживает того, чтобы его выслушали, приняли во внимание. Это естественно в наше время. Однако до сих пор еще велико желание некоторых читателей говорить не от себя лично, а от имени народа. Об опасности такого подхода напоминает А.Ларина.
В ходе дискуссии определились два главных русла. Первое – это проблемы истории, происхождения татарского народа. Второе вбирает в себя многочисленные письма о судьбе татарской культуры, татарского языка.
В разговоре о прошлом татарского народа принимали участие как профессионалы, так и дилетанты от истории, которые были не всегда точны в фактах и их интерпретации. Мы дали возможность высказаться представителям разных точек зрения, порой весьма спорных. Большинство читателей не согласилось с Диасом Валеевым и ратует за булгарскую теорию. Однако лишь единицы высказались за переименование татар в булгар. «Без учета мнения абсолютного большинства татар, не только тех, кто живет в нашей республике, поднимать вопрос о переименовании нельзя», – пишет в своем письме А.Гадеев. Патентовед Р.Вазыхов поддержал стремление членов клуба «Булгар Аль-Джадид» изучить историю родного народа, предложив открыть счет в банке для субсидирования таких изысканий. Х.Габдрахманов подчеркнул, что спорные вопросы лучше всего решать в дискуссионном порядке: «Только путем открытых и честных дебатов мы можем прийти к истине и принять правильные решения».
В чем солидарны наши читатели, так это в том, что все мы должны хорошо знать историю родного края. В письмах высказывается немало ценных предложений. Так, пенсионер Абдуллин ратует за то, чтобы история татарского народа преподавалась в школе без искажений. Г.Хайрутдинов выходит за рамки истории своего народа. «Я хорошо помню, как подробно мы изучали в школе историю Древнего Египта, Римской империи... Но историю народов нашей страны мы не изучали, – пишет он. – К моему сожалению, я плохо представляю даже историю наших братских автономных республик: Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Башкирии». В нескольких письмах речь идет о необходимости создания энциклопедии Татарской автономной республики.
Мы еще не раз будем возвращаться к исторической теме. Сейчас готовится к печати несколько публикаций специалистов, которые будут основываться на читательской почте.
Если в дискуссии о прошлом татарского народа принимали участие в основном татары, то в разговоре о судьбе татарского языка высказываются люди самых разных национальностей. Спектр мнений – самый разнообразный. От категоричных утверждений, что татарский язык изучать не нужно (таких высказываний – единицы), до столь же категоричных требований сделать его государственным.
К сожалению, в письмах больше эмоций, чем конкретных предложений о дальнейшем развитии татарского языка. Авторы порой строят свои умозаключения на неверной информации, пытаются отсекать следствия от причин.
Да, основания говорить о том, что татарский язык может иметь большую сферу функционирования, есть, но, по мнению многих читателей, нет причин кричать «Караул!». Иначе мы сведем на нет работу многих учителей татарского языка, писателей, которые решают эту непростую проблему практически. Какую помощь им могут оказать родители, интеллигенция республики? Как быстрее обеспечить всех желающих необходимой литературой? Как организовать их обучение татарскому языку? Вот о чем надо думать сегодня.
Во второй раз обратимся к письму А.Ибрагимовой: «По-моему, кто действительно любит свой язык, тот не ломает голову, как уберечь его от исчезновения. Он просто разговаривает на родном языке и тем самым передает его своим детям и внукам. Вместе с языком передается и культура, и все национальные ценности».
Мы не завершаем разговора о проблемах татарского языка. Тем более, что сегодня есть возможность говорить не только о противоречиях, но и о том, как они устраняются.
Н.Бажин напоминает всем, что на территории современной Татарии живут сегодня люди разных национальностей и все они имеют право на развитие своей культуры, на обучение родному языку. Как практически реализовать это право? Об этом еще предстоит думать.
Читатели нас призывают не только смотреть назад, в историю, но и вперед, в будущее.
Обзор почты подготовила Л.АГЕЕВА.
«Вечерняя Казань», 9 января 1989 года