Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Белый парусник у причала
- 16 октября 2020 года
Летом 1985 года казанцы жили в предвкушении важного события - завершалось строительство нового здания Татарского академического театра имени Галиасгара Камала. По просьбе читателей газеты «Вечерняя Казань» рассказала о будущем театра в новом здании.
Завершается сооружение нового здания Татарского академического театра на берегу Кабана. Как будет оформлен театр снаружи и внутри, какие материалы будут применяться при его отделке? На эти и другие вопросы читателей отвечаем в публикуемом материале.
Строительство крупного общественного здания в городе – событие всегда значительное, строительство же национального театра в столице автономной республики – событие, заметное вдвойне. Театр для города всегда имеет особое значение. Это центр культуры и общения, могучее средство идеологического воспитания.
Образ театра в сознании горожан неразрывно связан с архитектурой здания, в котором работает театральный коллектив. Разве можно представить себе, например, прославленный коллектив Большого театра Союза ССР в отрыве от замечательного здания архитектора Бове на Театральной площади в Москве?
Новое здание Татарского академического театра им. Г. Камала (авторы проекта театра архитекторы ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева Г. П. Горлышков, Ю. А. Корнеев, инженер М. В. Алдошина) строится в одном из интереснейших мест Казани, на берегу овеянного татарскими легендами озера Кабан. Недалеко от нового театра находится здание бывшей гостиницы, в которой жил Тукай. Здесь, кстати, зародился татарский национальный театр. В сквере, к которому примыкает новая театральная площадь, стоит памятник народному татарскому поэту.
Издревле татарские поселения чаще всего располагались у воды, да и сама Казань стоит на берегу великой Волги. Новое здание, поставленное на берегу озера Кабан, продолжает эти традиции татарского народа.
Таким образом, место строительства нового театра выбрано не случайно. Вся театральная площадь и сам театр террасами спускаются к озеру. Отражаясь в его водах, сооружение как бы удваивает размеры и становится более значительным. Говорят, что здание, поставленное у воды, дает городу два фасада за одни и те же деньги. Думается, что новая театральная площадь с ее фонтанами, бассейнами и причалами, к которым летом будут подходить лодки и яхты, где в дни праздников разыгрываться водные феерии, станет любимым местом отдыха горожан.
Здание театра имеет сложный силуэт. Во-первых, он поставлен у воды, и образ его, по замыслу авторов проекта, должен ассоциироваться с парусным кораблем, причалившим к казанским берегам. Именно поэтому и напоминает гигантский парус объем зрительного зала и сценической коробки, взметнувшейся над зданием.
Второе важное соображение заключается в том, что сегодня многоэтажная жилая застройка в значительной степени нивелирует городской силуэт и необходимо создавать новые силуэтные градостроительные акценты. Такое крупное общественное здание, каким является театр, как нельзя более подходит для выполнения этой художественной функции. В Москве в 50-х годах, например, такую роль выполнили высотные здания, которые создали новый силуэт нашей столицы.
Важным композиционным элементом здания служит покрытие над сценой и зрительным залом – в виде наклонной кровли, обработанной зелено-голубой чешуей, которая будет гармонировать с зеркалом озера Кабан и символизировать водные просторы Татарии. Цвет кровли будет изменяться в зависимости от состояния освещенности, и сооружение каждый раз будет восприниматься в новой цветовой гамме.
Здание театра решено в современных архитектурных формах, с включением в общую композиционную структуру элементов татарского национального искусства. На фасаде, в нишах, расположенных на главном фризе, будут установлены театральные символы – маски. Над ними работает сейчас казанский художник Р. Кильдибеков.
Театральный подъезд. С него начинается наше посещение театра, он встречает нас, создает первое ощущение праздника. Вход в новый театр оформлен декоративными порталами. Полотна дверей главного входа украшены резьбой. Прежде чем войти в зал, зритель попадает в фойе. Здесь он должен психологически подготовиться к восприятию спектакля. Архитектура фойе торжественна и в то же время сдержанна, чтобы не перегрузить зрителя впечатлениями и не отвлечь его от спектакля. Уют и комфорт – вот принцип, по которому развивается архитектурный сценарий этого пространства. Традиционное татарское искусство – шитье по коже, а также мягкий синтетический ковер на антресолях, зимний сад с бассейном, теплый свет золотистых люстр-структур – все создает ощущение праздника и душевного комфорта.
Обострить это ощущение, подчеркнуть тектоническую основу здания призван потолок из монолитного железобетона, отражающий конструктивную схему перекрытия над фойе. Это своеобразный прием контраста, так часто используемый в искусстве.
В знак большого вклада коллектива театра в национальную культуру Татарии на площади фойе развернут театральный музей – костюмы, макеты декораций, портреты деятелей театра. Из фойе открывается вид на озеро Кабан. Летом зрители смогут выйти на открытые террасы, полюбоваться озером, выпить чашку кофе. На этих же террасах могут быть организованы театрализованные действия.
В театре два зрительных зала – большой на 960 мест и малый на 150 мест. Малый зал предназначен для камерных и студийных спектаклей, а также для проведения репетиций.
Сердце театра – большой зрительный зал. Решая интерьер театрального зала, архитектор всегда должен помнить, что зал – это место, где происходит одно из величайших таинств театрального искусства – процесс приобщения зрителя к творчеству актера, зритель становится соучастником сценического действия. Именно поэтому искусство театра бессмертно и никогда не будет вытеснено ни кинематографом, ни телевидением.
Архитектура зала строится на цветовом контрасте светлых каменных стен, которые как бы продолжают в интерьере тему наружной облицовки и подчеркивают единство композиционного приема всего сооружения, и темного дерева, которое применено для отделки потолка зала.
Сочетание темных деревянных потолков со светлыми каменными или штукатурными стенами – прием для архитектуры почти классический: вспомним постройки мастеров Возрождения, работы архитектора И. В. Жолтовского, финского архитектора А. Алто и многих других. Эти материалы отлично взаимодействуют и дополняют друг друга, а дерево, кроме того, – прекрасный акустический материал. Потолок зрительного зала нового театра запроектирован таким образом, чтобы его форма и материал создавали оптимальные акустические условия, подобно деке в музыкальном инструменте.
Цветовая гамма зала дополняется золотистоохристой обивкой кресел и сине-голубым ковром пола. Такое цветовое сочетание заимствовано из классических произведений мирового искусства, навеяно работами мастеров Возрождения – Перуджино, Гольбейна, Антонелло,) выдающихся мастеров советской живописи Дейнеки и Сарьяна. Такие или близкие цветовые соотношения есть и в татарском национальном искусстве. Важным элементом интерьера зала служит антрактно-раздвижной тематический занавес с элементами национальной орнаментики, выполненный художником В. Маленковой.
Пройдет немного времени, и новый театр распахнет свои двери перед первыми зрителями. Он станет неотъемлемой частью архитектурного образа Казани. Театр и новая театральная площадь образуют еще один культурный центр столицы Татарии.
Г. ГОРЛЫШКОВ,
руководитель мастерской ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР.
г. Москва
«Вечерняя Казань», 22 июня, 1985 год
Комментарий из 2020 года от сетевого ресурса «Реальное время»
В 1986 году случилось эпохальное событие в жизни театра имени Камала — он наконец-то получил свой новый дом, новое здание. Это был один из знаменитых долгостроев Казани: строить его пытались с 1972 года, но постоянно что-то мешало.
Сначала дело было в недостатке финансирования: поскольку деньги в республике перераспределялись на более оперативные задачи, на театр постоянно не хватало. Была и еще одна серьезная причина того, почему театр не достраивали до середины восьмидесятых. Экосистема озера Кабан к семидесятым была почти окончательно уничтожена, вода имела грязно-серый цвет и удивительно мерзко пахла. Площадь, которую сейчас мы знаем как одну из самых нарядных и светлых в городе, была застроена малоэтажными развалинами, над ней витал флер тухлой воды, в том числе и поэтому строительство шло очень вяло.
По Генплану 1969 года, в первой половине 1970-х старые дома на площади перед озером снесли. В 1980 ученые кафедры охраны природы биофака КГУ начали работать над масштабным экспериментальным проектом по очистке вод озера Кабан. Эта работа увенчалась успехом, и в 1986 году озеро уже было очищено.
Театр сдали в эксплуатацию, берег озера замостили бетонными плитами. Территорию площади изначально планировали увеличить в полтора раза за счет того участка, где сейчас находится здание КФУ (через дорогу от театра), а связать две площадки планировали подземным переходом. Все это должно было носить гордое название площадь Искусств. Но подземное строительство перехода как-то не получилось: рядом были водоемы, близко подходят грунтовые воды, проект решили оставить как есть.
Строительство нового здания завершилось в 1986 году. Это был юбилейный год — со дня выхода первого спектакля на татарском языке, то есть со дня рождения татарского театра, прошло 80 лет.
5 ноября 1986 года. Символический ключ в руках у народного артиста СССР Шауката Биктемирова
В январе 1987-го театр пригласил горожан на спектакли. Первой постановкой на сцене нового здания стала «Голубая шаль», которая и сейчас собирает аншлаги на сцене театра Камала.
Из публикации Людмилы Губаевой