Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Генерал», но не «паркетный»

Редакция газеты «Русский курьер» задала мне трудную задачку – написать о своем непосредственном руководителе - Председателе Государственного Совета Фариде Мухаметшине.

К тому же взгляд журналиста и государственного чиновника, каковым  являюсь в настоящее время, – это далеко не одно и то же. По должности не имею права на оценки. Буду опираться на факты, благо работаем вместе уже с мая 1998 года, и оценки других. 

Фарид Хайруллович Мухаметшин по жизненному опыту и по складу характера принадлежит к советской эпохе. Не расцениваю это как недостаток. В чем-то это даже большой плюс. Он прошел достаточно большую жизненную школу, прежде чем стать государственным деятелем такого масштаба – в табеле о рангах Республики Татарстан занимает по должности третью строчку. В рейтинговых списках социологов, как правило, его фамилия не опускается ниже позиции 60 процентов. В наше время, когда к  власти относятся критически, это о многом говорит. Видимо, таким высоким авторитетом у населения объясняется его недавнее избрание на пост лидера регионального отделения партии «Единая Россия». На моей памяти его не раз уже бросали «на прорыв». Так было с движением «Татарстан – новый век», с защитой казанского авиапрома, с хоккейным клубом…

Сегодня во власть зачастую попадают, как бы это мягче сказать… Воздержусь от оценки. Фарид Хайруллович сделал  себя сам. Родился он в простой семье, о которой, кстати сказать, написал очень добрую и искреннюю книгу, но в его годы для мальчишек и девчонок,  имеющих лидерские способности, была хорошая школа – комсомол. И будущий Председатель Государственного Совета учился практически во всех ее классах. Завершил комсомольскую биографию в должности первого секретаря райкома ВЛКСМ. В то время это было действительное признание заслуг и оценка способностей.

 Руководитель исполнительного комитета в двух нефтяных городах – Лениногорске и Альметьевске, затем – городского комитета КПСС, министр торговли... Это не просто поступательное движение вверх. Это приобретение бесценного опыта, который очень помог Мухаметшину в дальнейшей жизни, когда ему пришлось включиться в бурную жизнь  Верховного Совета ТАССР, избранного в 1990 году. Среди депутатов мало кто его знал, а потому в 1991 году первое представление его кандидатуры Президентом М. Шаймиевым на должность Председателя Верховного Совета поддержано не было. А теперь это признанный лидер депутатского корпуса, большой знаток законодательной техники, ее писаных и неписаных законов.

Став большим начальником, Фарид Хайруллович, не потерял интереса к жизни простого человека. Он много ездит по городам и селам республики, внимательно читает газеты и журналы, несмотря на огромную занятость, смотрит новости по телевидению, а день начинает с выпуска радионовостей. Однажды, когда мы были на какой-то ферме, он задавал дояркам такие специфичные вопросы о выращивании молодняка, что я невольно рассмеялась. «А чего удивляешься? – спросил он. – Я ведь районом руководил!».

Говорят – есть «паркетные» генералы. Встречаются и «паркетные» начальники. Так вот, Мухаметшин к последним не относится. Он знает жизнь во всех ее мелочах, знает нюансы. А потому, когда сегодня говорит о том, что в республиканском парламенте должна быть оппозиция, чтобы лучше представлять интересы всего населения Татарстана, – это не ради красного словца.

Со стороны жизнь больших начальников кажется сплошным удовольствием, но вблизи видно, что это порой почти каторжный труд без выходных и праздников, когда все планы в одну минуту может сломать звонок по «вертушке». Каждый день – разные обстоятельства (деревня в Лениногорском районе, где Мухаметшин – просто депутат,  Казань, Москва, Страсбург (Мухаметшин – член российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Европы), разные аудитории. Надо много знать, чтобы легко переключаться с одного на другое, быть органичным как на сельской ферме, так и на трибуне Союза российских законодателей, когда у тебя за спиной Президент России. Фарид Хайруллович принадлежит к  руководителям, которые любят работать командой, он не берет всё на себя, ведь это сковывает инициативу подчиненных. Однако при случае проявляет такую осведомленность в предмете разговора, что приходится удивляться. Не может же он знать о журналистике больше, чем я?

 Как оказалось, он человек азартный. Как переживает, когда «Ак Барс» проигрывает! Как загораются у него глаза, когда рассказывает о последней рыбалке! При всей занятости умудряется интересоваться многими вещами. Правда, в театр и на концерты ходит нечасто. Зато почти не пропускает хоккейных матчей. Хотя в молодости, признается, любил совсем другие виды спорта.

 Он много выступает в самых различных аудиториях, много дает интервью журналистам, а потому читатель сам легко может определить, какого руководителя имеет Государственный Совет Татарстана. Можно восхищаться виртуозной техникой его ведения сессий. Только с ним депутаты могут за один день обсудить более 60-ти вопросов. Правда, за кадром остается черновая работа, которая не так эффектна, как публичный диспут.

Государственный Совет часто называют карманным. Я, может быть, больше других зная уже три состава республиканского парламента, могла бы привести примеры и его бездеятельности, и его слабости. Но советовала бы внимательнее приглядываться к депутатам, к их лидеру на сессиях. Да, в нашем Госсовете не дерутся, не кроют почем зря исполнительную власть, чаще всего парламент соглашается с  законодательными предложениями Президента и Кабинета Министров. Но только слепой  может не заметить, что согласие это – не столько по должностному принципу, сколько из-за единства представлений о том, как жить и развиваться Татарстану. Исключения, конечно, есть, я пишу о тенденции.

Но могла бы назвать немало примеров, когда парламент настаивает на своей позиции, и «закоперщиком» чаще других бывает Мухаметшин. Так что твердость характера, самостоятельность позиции  у него есть. Иначе не смог бы   на протяжении нескольких последних лет вести личный изнурительный диалог с Москвой, который кому-то представляется простой сдачей интересов республики, кому-то  – защитой личных интересов ее руководителей.

Их нередко обвиняют в том, что суверенитет никому, кроме узкого круга лиц, ничего не дал. Могу представить, как тяжело воспринимать такие обвинения Мухаметшину. Ведь он причастен и к победным решениям, и к судебным тяжбам. Он многое положил на кон, защищая в Москве и перед коллегами из других регионов позиции суверенного Татарстана. В отличие от многих в Татарстане, Председатель Госсовета не отказался от этого понятия – суверенный Татарстан, лишь сделал в системе своих аргументов поправку, в соответствии с российской Конституцией. Мы знаем, как у нас не любят, когда кто-то идет против течения, а именно так воспринимается Татарстан в современной России. Но Мухаметшин всегда последователен. При этом отбиваться от оппонентов ему приходиться не только в Москве, но и дома. Один диалог с «ризовцами» в судах и на сессиях чего стоил! Однако Фарида Хайрулловича сложно сбросить с седла.

Жизнь дала ему удивительный шанс – работать на самом острие исторических преобразований, быть причастным к принятию исторических решений. Он был Премьер-министром РТ, много лет руководит парламентом. Заседал в Совете Федерации, ныне регулярно ездит в Страсбург. 

Свое место в истории  руководители такого уровня определяют прежде всего сами. Своей работой, своими нервами, своим умением руководить людьми, своим авторитетом. Можно написать книжку о себе, но при этом совсем не обязательно остаться в памяти людей.

Хотелось бы верить, что Фарид Хайруллович Мухаметшин свое место в истории Татарстана уже определил. Я уверена, что и в истории современной России это будет не последняя фигура.

 

 Любовь АГЕЕВА,

руководитель пресс-центра  Государственного Совета РТ

 Написано для газеты «Русский курьер» (казанский выпуск).

Рубрика «Двойной портрет»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить