Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1990 - Совет Министров ТАССР принял постановление о прекращении строительства атомной станции в республике. Однако его мало кто заметил, поскольку решение об АЭС принималось не в Казани, а в Москве
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Федор Шаляпин: ослепительно-яркий и радостный крик на весь мир: вот она — Русь!
- 10 февраля 2023 года
В преддверии 150летнего юбилея Федора Шаляпина мы решили вспомнить одну дискуссию 1987 года в газете «Вечерняя Казань». Она началась в дни очередного Шаляпинского фестиваля с информационного сообщения о том, что его участники, в том числе народная артистка СССР Мария Биешу, выступили с предложением поставить в Казани памятник великому певцу и отдали на эти цели свой гонорар за февральские выступления.
Мнения казанцев разделились. Нашло немало тех, кто выступил против. Их было больше. Редакция публиковала все письма, с разными точками зрения. Пытался повлиять на мнения оппонентов известный казанский музыковед Георгий Кантор, рассказал подробно о том, как складывалась жить Шаляпина после Октябрьской революции. Писем «против» стало меньше, но они все-таки было.
Тогда было решено дать обзор редакционной почты участников дискуссии. Прокомментировать ее мы попросили журналиста и писателя Рафаэля Мустафина. Вы можете прочитать его публикацию, появившуюся 21 ноября 1987 года.
Почту комментирует писатель
«Надо ли из нашей жизни вычеркивать Шаляпина?»
В сотый, в тысячный раз убеждаюсь: жизнь куда сложнее наших представлений о ней.
Вот и на этот раз, когда редакция предложила мне прокомментировать. отзывы читателей на предложение воздвигнуть в Казани памятник Шаляпину, я не предполагал никакого подвоха. Но первое же письмо буквально ошарашило. Впрочем, судите сами. Привожу письмо почти полностью, разве что подредактировав явные стилистические ошибки:
«Прочитав и обсудив статью «По праву ли памятник?», мы, рабочие 10-го цеха завода «Тасма» все были возмущены. Бросил Родину в самое тяжелое время... Всю жизнь прожил за границей... По словам его сына Федора, гонялся за длинным рублем...
В статье написано, что он давал концерты для рабочих. Да, давал, но за большие деньги. Когда его попросили выступить перед солдатами гражданской войны, то он попросил вагон муки (из достоверных источников). Он, видишь ли, обиделся, что у него в 1922 году отобрали особняк!
Многие заблуждались тогда, но, одумавшись, вернулись. Он — самый настоящий изменник Родины. Его вообще надо было бы вычеркнуть из пашей жизни, а не почитать. Видишь ли, кости его нужны нам, взяли и перезахоронили. А зачем? Вся его «заслуга» в том, что природа наградила его громовым голосом, и все».
Письмо без подписи и обратного адреса. Но уверен, что так думают не все рабочие 10-го цеха. Во всяком случае, на той же «Тасме», я знаю немало искренних поклонников таланта Шаляпина, не пропускающих ни одного спектакля Шаляпинского фестиваля.
Можно бы просто отмахнуться от этой злобной, брызжущей слюной анонимки. Но когда читаешь написанное в том же духе второе, третье, десятое письмо, понимаешь, что это отнюдь не единичный случай, что за этими письмами встает явление. И в нем надо объективно и непредвзято разобраться.
Говорят, что сплетня — спутник славы. Истина эта оказалась справедливой и применительно к судьбе Ф.И. Шаляпина. Еще в бытность его в России о нем ходила масса нелепых слухов и басен. В основном — о его якобы повышенном пристрастии к «презренному металлу» и баснословных гонорарах. Их распространению в немалой степени способствовали и падкие на сенсацию буржуазные газеты. Федор Иванович болезненно реагировал на эти клеветнические слухи, хотя и старался быть выше их. Как ни больно это признавать, подобные сведения «из достоверных источников» бытуют даже сейчас, спустя полвека после смерти великого артиста. Думаю, нет необходимости опровергать их. Каждый, кто захочет, может ознакомиться с многочисленными научными изданиями о жизни и творчестве Шаляпина, вышедшими как в нашей стране, так и за рубежом.
Думаю, что источник подобных слухов — в обывательском стремлении как-то принизить фигуру великого человека, чтобы тем самым хоть в какой-то мере поставить ее вровень с собой. Поскольку обыватель не в состоянии охватить взглядом всей грандиозной фигуры, на уровне его глаз оказываются только забрызганные грязью башмаки...
Однако это не единственная и далеко не главная причина неуважительного отношения к памяти Шаляпина. В подавляющем большинство писем на первый план выдвигаются социальные мотивы, и прежде всего отъезд Шаляпина за границу летом 1922 года.
«Как можно устанавливать памятник человеку, который уехал за границу, бросил свою Родину в самое тяжелое время? Какие бы ни были заслуги Шаляпина в искусство, он этого не стоит. Для памяти Шаляпина даже много: организация Шаляпинских оперных фестивалей в Казани», — пишет ветеран труда Л. Герунова.
«Поставить памятник человеку, изменившему Родине, — это глумление над памятью павших, — пишет ветеран войны П.Е. Матюшкин. — Прошло семьдесять лет, а мы до сих пор не привели в надлежащий порядок захоронения борцов за Советскую власть в парке культуры и отдыха им. Горького. Прошло более сорока лет со дня Великой Победы, а мы все еще не на всех могилах поставили скромные тумбы со звездой. А ведь эти люди отпали свою жизнь за Советскую Родину».
«Обращаться к народу соорудить памятник на его средства, тому народу, на свержение власти которого тоскующий по России Шаляпин щедро выделял белогвардейской эмиграции и прочему антисоветскому отребью солидную финансовую поддержку? Что это? Политическая близорукость или незнание истории?», — с возмущением вопрошает Ф. Хабибуллин.
Обращает на себя внимание, что почти все такого рода письма написаны людьми старшего поколения, ветеранами войты и труда, комсомольцами двадцатых годов. Их можно понять. Но согласиться с ними все же нельзя. И не только потому, что времена нынче стали другими и мерки двадцатых-тридцатых годов уже не подходят, а прежде всего потому, что величественная фигура Шаляпина просто-напросто не укладывается в эти мерки.
На мой взгляд, называть Шаляпина изменником Родины, ставить его на одну доску с ренегатами и перебежчиками могут только те, кто не знаком во всех подробностях с обстоятельствами жизни и особенностями характера великого артиста. По своим идейным устремлениям и общему пафосу творчества (именно творчества, а не отдельных поступков) Шаляпин был в одном лагере с такими выдающимися деятелями русской культуры, как Максим Горький и Алексей Толстой. Только жизненный путь его сложился более сложно и трагически противоречиво.
Отъезд Шаляпина за границу был в то же время и величайшей трагедией его жизни. Но фигуру великого человека можно оценить только в совокупности всего, что сделано им. При всех своих ошибках и заблуждениях, Шаляпин — наша гордость. Его деятельность умножила славу отечественного искусства, утвердила международный авторитет нашей страны. Как справедливо отмечает исследовательница жизни и творчества Шаляпина Е. Грошева, его творчество наметило новые пути в искусстве XX века и заставило мир склониться перед гением русского человека.
«Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ! Федор Иванович Шаляпин всегда будет тем, что он есть: ослепительно-ярким и радостным криком на весь мир: вот она — Русь, вот каков ее народ — дорогу ему, свободу ему!», — писал М. Горький.
Конечно, ни заниматься всепрощением, ни закрывать глаза на опрометчивый поступок артиста не следует. Но сделанное им в области вокального искусства настолько колоссально, настолько прочно слито с прошлым и настоящим нашей культуры, что стало составной частью души каждого из нас. Даже если бы мы и захотели, вычеркнуть Шаляпина из нашей духовной жизни невозможно.
Есть еще одна причина неприязненного отношения к памяти великого артиста, умолчать о которой было бы несправедливым. Уже упоминавшийся Ф. Хабибуллин не без едкой иронии пишет:
«Предчувствую, что статья «Быть памятнику Шаляпину» вызовет разные мнения, «Вечерняя Казань» публикует целую подборку читательских писем только явно положительного характера. А чтобы как-то смягчить остроту вопроса, газета заодно затрагивает вопрос о сооружении в Казани и памятника С. Сайдашеву. Однако о Сайдашеве газета вскоре «забывает», а вот вопрос об установлении памятника Шаляпину начинает муссироваться с еще большей активностью. Автор данной заметки не собирается сопоставлять или сравнивать творчество Шаляпина и Сайдашева. Но и ставить их на одну полку тоже не собирается. И в первую очередь из-за разности внесенного каждым из них вклада в защиту Советской власти. Один из них, будучи семнадцатилетним пареньком. принимает наиактивнейшее участие в гражданской войне. А другой в это время, как пишет Г. Кантор, еще решает, «как жить, для кого выступать». Если Сайдашев всю жизнь был вместе с народом, то Шаляпин, заняв выжидательную позицию в первые годы революции, вскоре перебегает в стан врагов Советской власти».
Ф. Хабибуллин безусловно прав, напоминая о необходимости увековечить память борцов за революцию и Советскую власть: «Чем объяснить тот факт, что по сегодняшний день не увековечены имена таких товарищей, как Р. Гайсин (рабочий с порохового завода, актер мусульманского фронтового театра, казненный басмачами), Г, Мангушев (драматург, актер и режиссер театра Тат- бригады, погибший на фронте), С. Ахмадиева (актриса театра Пятой армии, расстрелянная колчаковцами), Г. Ниазбаев (политработник Первой армии, драматург, умерший от тифа), Д. Губайди (учитель, поэт, разорванный белогвардейцами на куски)...».
Автор перечисляет еще добрый десяток имен деятелей татарской культуры, отдавших свою жизнь за торжество новой жизни. С ним, повторяю, вполне можно согласиться, если бы не одно обстоятельство. В письме Ф. Хабибуллина неприятно покоробила попытка «столкнуть лбами» двух деятелей русской и татарской культур, возвысить одного за счет принижения другого. В моем, например, сознании, эти два явления существуют рядом, ничуть не противореча друг другу. Я бы чувствовал себя духовно обкраденным, если бы лишился хотя бы одного из них. И правильно поступила редакция, начав одновременно с вопросом о памятнике Шаляпину разговор об увековечивании памяти замечательного татарского композитора.
В нашем городе уже немало сделано по увековечиванию памяти Шаляпина. Его именем названа одна из улиц. На улице Куйбышева, где он родился, установлена мемориальная доска. Ведутся работы по изготовлению еще одной мемориальной доски, которая будет установлена на здании бывшей земской управы, где работал Федор Иванович (ныне — здание музыкального училища). Ежегодно проводится Шаляпинский оперный фестиваль, ставший видным событием в музыкальной жизни не только нашего города, но и всей страны.
За сооружение памятника высказались десятки горожан. Среди них, кстати, есть и деятели татарской культуры, в частности, народный артист СССР Азат Аббасов. Так что сторонники и противники установки памятника вовсе не разделяются по национальному признаку.
В качестве примера могу привести письмо моего однофамильца — Ч.Г. Мустафина, проживающего в Ленинграде. Он горячо поддерживает идею памятника, с огромным уважением пишет о роли и значении творчества Шаляпина, высоко отзывается о недавно прочитанной им книге С.В. Гольцмана «Ф.И. Шаляпин в Казани».
А вот письмо А.А. Сакмаровой (завод ЭВМ): «Непонятно, откуда у нас в Казани отыскались противники увековечения памяти певца с мировым именем— Ф.И. Шаляпина?
Автор статьи Г. Кантор очень обстоятельно перечислил факты биографии певца и не написал главного — в последние годы жизни Шаляпин думал о возвращении на Родину и даже предпринимал к этому конкретный шаг: просил ходатайствовать об этом перед Сталиным. Он не смог вернуться по ряду причин, в том числе из-за серьезной болезни. Так что кликушам разных мастей нечего мутить воду! Я обеими руками голосую за памятник!».
Что же касается моего личного мнения, то я нисколько не сомневаюсь, что памятник великому певцу России Федору Шаляпину в Казани будет. Так же, как будут памятник Салиху Сайдашеву и другим деятелям татарской и русской культуры.
Конечно, дело это достаточно сложное, дорогостоящее, не терпящее спешки. Прежде всего, надо открыть счет в банке для сбора народных средств в фонд памятника и опубликовать его номер в газете. И тогда сама жизнь покажет, сколько у Шаляпина поклонников. Я думаю, что письма противников памятника не должны нас смущать, потому что подлинная любовь всегда молчалива и доказывает себя не словами, а делом.
Вслед за Марией Биешу вношу свой денежный вклад в фонд памятника.
Рафаэль МУСТАФИН, заслуженный деятель культуры ТАССР
«Вечерняя Казань» 21 ноября 1987 года
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Сегодня в Казани есть и памятник Федору Шаляпину - открыт в 1999 году, и памятник Салиху Сайдашеву – открыт в 2005 году.