Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Январь 2025 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1820 – Открыта Антарктида. Русская кругосветная экспедиция во главе с Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошла к берегам Антарктиды в районе Земли кронпринцессы Марты, названной так спустя 100 лет норвежцами. В экспедиции участвовал казанский астроном, профессор университета И.М. Симонов

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Тайна Арского кладбища»

Статью с таким заголовком в 1989 году опубликовал в газете «Вечерняя Казань» молодой журналист Михаил Черепанов, в то время уже работавший в журнале «Коммунист Татарии».

Позднее он написал об этом же в журнале, и журнальную публикацию в Татарском обкоме КПСС уже не могли не заметить. 

Проблема была в то время очевидная, однако ни одно СМИ не решалось ее поднять. «Вечерка» статью опубликовала. Поскольку в это время уничтожением воинских могил уже заинтересовалось следственное управление МВД ТАССР.

Публикуем ее с фрагментом воспоминаний Михаила Черепанова, которые были опубликованы в печатном альманахе «Казанские истории», посвященном редакции газеты «Вечерняя Казань» и ее редактору А.П. Гаврилову (2018).

Важно отметить, что эти публикации и большая редакционная почта нашей газеты на эту тему способствовали тому, что были приняты меры не только для запрета разрушать воинские захоронения, но и восстановить утраченное. У южного входа была оборудована специальная платформа, куда были перенесены оставшиеся одиночные могилы, разбросанные по аллеям, там же со временем появились гранитные стелы с именами участников Великой  Отечественной войны, умерших от ран в казанских госпиталях.

 Любовь Агеева

Результаты следствия, проведенного на основании фактов, изложенных на страницах «Коммуниста Татарии», носят противоречивый характер. С одной стороны, старший следователь следственного управления МВД ТАССР, подполковник милиции А.М. Лебедев принял решение прекратить дело «за отсутствием события преступления». С другой стороны, в протоколах допроса свидетелей зафиксировано несколько доказательств, подтверждающих факт уничтожения солдатских захоронений на Арском кладбище. Приведу лишь несколько.

Работник зеленхоза В. Рыбицкий, имеющий 33-летний стаж в сфере ритуальных услуг, рассказал следователю, что солдатские захоронения на кладбище занимали место на 7-й, 8-й, 9-й и других аллеях. Владимир Алексеевич знает со слов старых работников кладбища, что в годы войны умерших в госпиталях города хоронили практически ежедневно в заранее приготовленные траншеи.

Рыбицкий также отметил, что при перепланировке кладбища некоторые надгробья передвигались ломами на другое место. «Потому теперь их можно считать символическими», - заключает он.

Между тем с полной ответственностью сообщает следователю следующее:

«Могу утверждать, что во всех случаях при копке новых могил (в 70-80-е годы) землекопы выкапывали останки прежних захоронений, т. е. кости. После эти кости укладывались в эти же могилы. И тут же ― «но воинские надгробья не разрушались. Хоронили только на свободных местах, между воинскими надгробьями».

Заведующий кладбищем А. Халиуллин посетовал:

 «Мне известно, что в тайне от администрации кладбища, без разрешения, захоронения производятся на территории всего кладбища. Восьмая аллея вся в таких захоронениях. Этим занимаются одни и те же люди, берут за это определенную плату. Я их знаю только в лицо».

Полное бессилие перед орудующими на кладбище мародерами, разоряющими могилы.

Ограничившись показаниями работников кладбища о том, что никто из них лично могил не разрушал, следствие делает вывод об отсутствии события преступления. Раз не признались, значит, не было.

Между тем в редакцию приходят все новые письма, свидетельствующие об исчезновении могил на воинских кладбишах Казани. «Во время войны, - пишет жительница Казани М.Н. Ко-лесникова, - в госпитале умер Андрей Иванович Калашников из д. Шадрино Мензелинского района. Похоронен был на Арском кладбище, я видела его могилу, но ее сейчас уже нет».

Мы проверили: действительно в списках кладбища есть красноармеец Калашников А.И., 1890 г. рождения, умерший в 1943 г. Зафиксировано и место пропавшей могилы - 11-я аллея, правая сторона.

«Мой старший брат был ранен в Сталинградской битве, умер от ран в казанском госпитале, - сообщает 3. Закиров из Азнакаевского района. - Весть о смерти мы получили, но до сих пор не знаем, где похоронен брат Закария Закирович Закиров».

Горько, стыдно, но и Заки Закировичу можно ответить лишь то, что в списках Арского кладбища его брат действительно числится похороненным 14 декабря 1942 г. на 9-й аллее, с левой стороны, но могилы его уже нет. Не уберегли от тех, кто любит зарабатывать деньги надругательством над Памятью.

Подобное сообщение пришлось посылать в г.Ачинск Красноярского края А.Д. Бугаевой об «исчезновении» могилы ее брата, в г.Красноярск М.И. Гурскому о такой же судьбе, постигшей захоронение его отца - младшего лейтенанта. Сообщать тем горше, что семья принимала за «свою» могилу однофамильца-красноармейца, который тоже есть в списке захороненных и о котором наверняка тоже ничего не знают родные.

Единственное известие, которого ждали 45 лет, получили Мостафины из д. Ново-Зияшево Актанышского района. Могила умершего от ран 20-летнего Асляха Мостафина чудом уцелела на Арском кладбище.

Остается лишь удивляться способности архивов и военкомата «удерживать» в тайне от семьи эти сведения все послевоенное время. Да-да, никто из Мостафиных не знал о могиле в Казани, потому и не посещал ее. А искали по всей стране.

Вот оно, еще одно свидетельство: многие солдаты числятся пропавшими лишь потому, что их никто не искал.

Нет морального права у работников кладбищ оправдывать свое бездействие тем, что могилы не посещают. Потому и не посещают, что не знают о месте захоронения родного человека.

Как показала последняя проверка, уничтожение солдатских надгробий продолжается. Одна из последних новых плит на месте воинского надгробия положена в феврале нынешнего года.
Нужно ли еще раз напоминать о постановлениях ЦК КПСС, решениях правительства о необходимости увековечения памяти павших не на словах, а на деле? Неужели городские власти, правоохранительные органы не в силах уберечь воинские захоронения на Арском и Архангельском кладбищах от надругательства? До каких пор горстка обнаглевших от безнаказанности мародеров будет у всех на глазах оскорблять достоинство не только казанцев и жителей республики, но и родственников погибших из других областей страны? Кому нужна такая «слава» о столице Татарии?

Пока материал готовился к печати, сменилось руководство специализированного треста коммунального обслуживания. При встрече новый управляющий В.П. Чубаев заверил, что предпринимаются меры по восстановлению исчезнувших солдатских надгробий. С помощью объединенного отряда «Снежный десант», студентов КХТИ, сотрудников Вахитовского райвоенкомата составлен список всех фамилий, которые должны быть на могилах.

Подсчитано, что восстанавливать только на Арском кладбище предстоит 1586 фамилий солдат и офицеров, умерших в годы войны в казанских госпиталях. Закуплен кирпич и стройматериалы для восстановления разрушившихся надгробий. Проведены субботники по расчистке солдатских могил не только на центральной поляне, но и на других аллеях кладбища. Поставлен вопрос об организации милицейского поста на Арском кладбище. Словом, сделаны первые шаги к установлению порядка.

Мы обращаемся к читателям. Если вы можете пролить свет на то, что свершается на воинских кладбищах Казани, республики, напишите. Главное - совместно взяться за выяснение всех обстоятельств, довести дело до конца. Это и будет нашим вкладом в увековечение памяти погибших солдат.

«Вечерняя Казань», 8 сентября 1989 года

Михаил Черепанов:

8 сентября 1989 года в «Вечерней Казани», в статье «Тайна Арского кладбища», я впервые поднял проблему уничтожения могил красноармейцев, умерших от ран в госпиталях в годы войны. На сегодня из 5 тысяч могил уцелело лишь 450.

Мне разрешили рассказать о том, что на месте солдатских могил хоронят не только «братки» из местных группировок, но и обком КПСС – по постановлению спецкомиссии. И хотя было заведено административное дело, прошло еще немало лет, прежде чем удалось прекратить демонстративное появление на воинских аллеях могил наиболее «крутых» деятелей республики или чьих-то родственников. Результат – появление десятка стел с именами тех красноармейцев, чьи могилы были ликвидированы. ОМО «Отечество» в 2009 году издало первый каталог госпитальных захоронений не только в Казани, но и во всем Татарстане. На сегодня издано уже три каталога.

Читайте в «Казанских историях»:

Память о защитниках Отечества в мраморе

Бесценная работа – работа с памятью: чем занимается объединение «Отечество»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить