Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Память о защитниках Отечества в мраморе

На Арском кладбище осталось совсем немного воинских надгробных «подушек». Но это не повод для беспокойства, как это было в 1989 году.

Тогда тревогу широкой общественности вызывали постоянные захоронения на месте воинских надгробий (их и называют «подушками») усопших, имевших особые заслуги перед городом, республикой, страной. Люди были сплошь именитые, известные всей республике. Но даже ради них казанцы не были готовы к беспамятству. Ведь «подушки» просто исчезали.

«Прекратить кощунство!», – так называлась публикация журналиста Михаила Черепанова в номере 10 журнала «Коммунист Татарии» за 1989 год об уничтожении солдатских могил. Перед этим была его же публикация в газете «Вечерняя Казань» от 8 сентября 1989 года. Он называл факты уничтожения конкретных воинских захоронений, которые были зафиксированы старшим следователем следственного управления МВД ТАССР, подполковником милиции А. Лебедевым. Правда, открытое уголовное дело было прекращено «за отсутствием события преступления».

Тем не менее, тревогу общественности разделили руководители города и республики. Время было такое, перестроечное, на сигналы печати полагалось отвечать –  и по еще не отмененным старым партийным традициям, и по новым правилам гласности.

С помощью объединенного отряда «Снежный десант», сотрудников Вахитовского райвоенкомата был составлен список военнообязанных из исчезнувших могил. По-настоящему восстанавливать списки погребенных в Казани начали в конце 1980-х годов поисковики Казанского государственного университета, среди которых был журналист Михаил Черепанов. Они обнаружили отсутствие полных данных об усопших, несоответствие количества могил количеству воинов, указанных в списках, а также исчезновение ранее учтенных могил.

Развернутая в последующие годы силами общественных поисковых организаций архивно-исследовательская работа позволила выявить большие неточности в учетных данных, установить сотни ранее неизвестных имен, дополнить информацию об известных воинах, умерших в госпиталях. Эта работа была продолжена при сборе сведений для издания республиканской «Книги Памяти».

Подсчитали, что на Арском кладбище было захоронено 1586 солдат и офицеров, умерших в годы войны в казанских госпиталях. У некоторых были индивидуальные  надгробия, но у большинства погребенных – «подушки». На некоторых – две-три фамилии, на некоторых – одна.

В годы войны в Татарии работало 72 госпиталя. Уже в июне – июле 1941 года под госпитали было передано 70 зданий клиник, школ, техникумов, учебные корпуса некоторых вузов, дворцы культуры, санатории и дома отдыха. В этот период действовали 50 госпиталей, в том числе 42 – в Казани. К концу года в республике было развёрнуто и оснащено около 40 эвакогоспиталей на 30 тысяч мест (21 октября – 22330 коек, 28 ноября – 28660, к 1 февраля 1942 года – 31730 коек).

В госпиталях ТАССР прошли курс лечения 334 тысячи раненых и больных воинов, благодаря самоотверженности медицинских работников около 270 тысяч из них были возвращены в строй и около 67 тысяч – к трудовой деятельности. Это равносильно тому, что госпитали нашей республики вернули на фронт 20 дивизий. Но для кого-то Казань оказалась последним местом в жизни.

Говорят, что скромные воинские надгробия, большинство с конкретными именами и датой смерти, первоначально занимали практически все пространство слева от входа с улицы Абжалилова. Умерших в госпиталях хоронили практически ежедневно в заранее выкопанные траншеи.

Благодаря деятельности общественной молодежной организации «Отечество» РТ, созданной в 1993 году, была разработана и внедрена система учета и контроля состояния воинских захоронений на территории республики. По предложению поисковиков 23 сентября 1994 года глава администрации Казани Камиль Исхаков принял постановление №1194 «О воинских захоронениях на городских кладбищах», которым было утверждено Положение о воинских захоронениях, находящихся на территории г.Казани».

В тот год «Отечество» начало комплексную работу по восстановлению полного списка воинов, захороненных на кладбищах Казани в годы войны, по поиску сохранившихся надгробий и составлению схем их расположения с целью благоустройства и охраны воинских захоронений. Осенью были проведены архивно-исследовательские работы на Арском и Архангельском кладбищах.

К весне 1995 года был создан компьютерный банк данных всех воинских могил на Арском кладбище (600 надгробий, 1139 имен) и список на 2153 воина, могилы которых не сохранились. Составлена схема воинских захоронений. Вся эта информация была передана в коммунальное предприятие «Ритуал» для проведения благоустройства воинских захоронений.

Постановлением Кабинета министров РТ № 933 от 22.12.1995 «О статусе военных могил, находящихся на территории республики ОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан» также было поручено вести работу по учёту и контролю состояния воинских захоронений на территории республики. Постановлением КМ РТ № 608 от 13.9.1999 «Отечество» было уполномочено на ведение поисковой деятельности на территории Татарстана и за его пределами. Этим постановлением также было утверждено Положение «О статусе захоронений жертв войн и репрессий, находящихся на территории Республики Татарстан», согласно которому городские (районные) реестры захоронений жертв войн и репрессий, а также заключения по итогам ежегодных инвентаризаций должны направляться в совместный Региональный информационно поисковый центр Института проблем информатики АН РТ и ОМО «Объединение «Отечество».

Значительная часть сохранившихся воинских захоронений была перенесена в одно место, у южного входа на кладбище. Некоторые надгробия находятся там, где были установлены при погребении – среди гражданских захоронений. При активном участии поисковиков у южного входа были установлены 6 памятных стел из светлого гранита с именами 2465-ти усопших, могилы которых утрачены.

В 2009 году была издана книга «Я вечно помнить призываю» (каталог госпитальных воинских захоронений периода Великой Отечественной войны на территории Республики Татарстан), подготовленная к печати Общественной молодежной организацией «Объединение «Отечество Республики Татарстан» при поддержке Правительства РТ, республиканских министерств культуры и по делам молодежи, спорту и туризму, Военного комиссариата РТ, Института информатики Академии наук РТ.

Целью ее издания было обобщение информации о похороненных в Татарстане воинах Великой Отечественной войны с максимально возможной документальной достовернос­тью. К сожалению, из-за давности лет многое установить оказалось невозможным. Сохранивши­еся в военкоматах документы датированы, самое раннее, 1967 годом, в списках Вахитовского и Приволжского военкоматов Казани даты вообще отсутствуют, вероятно, они составлены в 1992 году при оформлении паспортов воинских захоронений, имеют много неточностей. Списки в не­которых других военкоматах также не совпадают со списками на могильных плитах.

При составлении списков составители каталога старались подтвердить информацию о каждом человеке документами из военных архи­вов, однако в некоторых случаях остались только короткие записи, выписанные с могильных тумб. Где-то нет имени и отчества, чаще всего нет даты рождения, где-то указано воинское звание – красноармеец, курсант, ст. сержант, ефрейтор, рядовой, майор, военинженер 1-го ранга, где-то нет. Записи, в которых фамилии совпадают, а годы рождения или годы смерти отличаются, оставлены без изменений.

На Арском и Архангельском кладбищах нашлись тумбы с одной и той  же фамилией без инициалов. Установить, было ли это так с момента погре­бения умершего или стало следствием послевоенных замен надгробий, составители реестра не могли. Было решено в случаях, когда на двух кладбищах есть тумбы с одинаковыми данными,  писать в книге: «похоронен в Казани, увековечен: Арское кл., тум­ба №148, Архангельское кл., тумба №126». Указывать, что есть две могилы, составители посчитали некорректным. ТЬем более, что могила точно была одна. Просто кто-то халатно отнесся к своим профессиональным обязанностям.

Хронологические рамки приведенных в книге списков охватывали 1941-1947 годы, так как раненые, поступившие в годы войны, умирали уже после войны. Конечно, среди умерших после войны могли быть и воины Казанского гарнизона, не участвовавшие в войне, в документах это не уточняется, но таких немного.

В 2014 году «Отечество Республики Татарстан» и  Всероссийский информационно-поисковый центр подготовили  Реестр воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Татарстана от 22 июля 2013 года, в котором есть сведения не только о воинских захоронениях Казани, но и других городов республики. Арское кладбище представлено фотографиями всех «сохранившихся» «подушек» и памятных стел с именами, а также алфавитным списком всех погребенных. В 2014 году на контроле у объединения «Отечество» находились 428 могильных «подушек» из мраморной крошки и памятников, на которых были увековечены 1206 погребенных.

В 2015 году Реестр был переиздан, и в нем были приведены новые данные: 437 надмогильных тумб и памятников с именами 1223-х воинов, на десяти стелах – 2467 имен.

Сегодня любой гражданин из любого города и сельского населенного пункта может обратиться во Всероссийский информационно-поисковый центр, офис которого находится в Казани и получить помощь в поиске захоронений на территории Казани. Надо сказать, что наша редакция тоже изредка получает письма с такими просьбами, мы перенаправляем их в этот центр.

Сведения для книг были собраны, обработаны и подготовлены к печати Межрегиональным информационно-поисковым центром «Отечество» (МИПЦ). Он создан в 1997 Объединением «Отечество»  и Институтом проблем информатики Академии наук РТ. Основными практическими задачами МИПЦ являются: работа по пополнению единого банка данных воинов, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны; розыск родственников воинов, чьи места гибели были установлены в ходе поисковых работ; помощь в установлении судь­бы без вести пропавших воинов по запросам родственников; работа по организации учета и контроля состояния воинских захоронений на территории Республики Татарстан.

Объёмы информации о людских потерях в годы Великой Отечественной войны настолько велики, обработка их вручную традиционными способами практически невозможна. По настоящему эффективно решать данные проблемы стало возможно лишь на основе применения компьютерной техники и современных информационных технологий.

В МИПЦ создана компьютерная база данных, включающая в 2009 году около 4 млн. имен погибших воинов, составленная по данным архивов, «Книг Памяти», результатов поисковых экспедиций и т.д. Имеются электронные справочники полевых почт, воинских частей времен Великой Отечественной войны, административно-территориального деления СССР, Республики Татарстан. Доступ к этим ресурсам открыт на сайте  www.ipc.antat.ru.

При сборе сведений для издания республиканской «Книги Памяти» в ее редакцию военные комиссариаты других областей прислали в Казань списки своих земляков, похороненных, по их сведениям, на кладбищах Татарстана. Невозможность перепроверки этих данных в архивах (из-за секретности некоторых фондов в Центральном архиве Министерства обороны РФ, отсутствия финансирования архивных работ, сжатых сроков издания «Книги Памяти») стала причиной появления большого количества новых противоречий. До сих пор не найдены документы на воинов, информация о смерти которых имеется только в «Книгах Памяти». Только в 2008-2009 годах, после упрощения процедуры рассекречивания хранимых в ЦАМО РФ документов военных округов, удалось получить доступ к большому количеству архивных дел с именными списками умерших в эвакогоспиталях ни в донесениях воинских частей, ни в послевоенных донесениях военкоматов.

Над воинским кладбищем долгие годы шефствовали курсанты артиллерийского училища. Они всегда в поле зрения волонтеров «Отечества», которые навешают воинские захоронения перед 9-м маем, проводят генеральную уборку. После их прихода на каждой «подушке» появляется по красной гвоздике.

А после пасхи возле надгробий появляются крашенные яйца – скорее всего это подарок от горожан, которые приходили навещать своих родственников и поделились пасхальным подарком.

Большая часть воинских «подушек» в настоящее время находится на одной платформе (это не метафора – мне сказали, что перед размещением надгробий на мемориальном комплексе размером 70 на 100 метров здесь залили бетонное основание, чтобы ни у кого больше и никогда не появилось желание потеснить для каких-то персон участников войны.

Кроме того, в рамках подготовки к 70-летию Великой Победы светлые стелы на воинском участке, которые пришли в плохое состояние, были демонтированы и заменены мраморными аналогами из темного гранита. Теперь плит десять, а не шесть, как было раньше. Списки погребенных к этому времени были существенным образом дополнены.

В нынешнем году появилась возможность заменить «подушки» из мраморной крошки на надгробия из настоящего карельского гранита. Правда, пока будут заменены не все, но большинство. Остальные заменят позднее.

Работы по демонтажу были проведены по весне. Пока изготавливали новые, поисковики «Отечества» еще раз сверяли имена на «подушках» со списками участников войны, умершими от ран в казанских госпиталя. Как сообщил Александр Коноплев, председатель Совета организации, руководитель поискового казанского отряда «Разведка», были устранены найденные ошибки.

Как выяснилось, работы финансировались большей частью за счет федерального бюджета, по целевой программе «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы». Часть средств было выделено из республиканского бюджета. Пока деньги дошли до исполнителей, стоимость мраморных надгробий повысилась, и хватило только на 275 тумб.

Новые надгробия установят до конца лета. Позднее заменят и другие «подушки». В планах работы на Архангельском и Окольном кладбищах.

В действующем законе о погребении есть ссылка на федеральный закон (14.02.1993, N4292-1) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»,  и Управление об  организации ритуальных услуг мэрии Казани держит эти захоронения на особом контроле. Управлению помогают в уходе за ними волонтеры «Отечества». Эта организация уже много лет получает гранты на эти цели.  

Скромные надгробия времен войны уйдут в историю. Но не уйдут имена тех, кто под ними упокоился.

Работа по сбору данных об участниках Великой Отечественной войны продолжается.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Помним. Скорбим. Благодарим

Госпитальная палата в школе №81

Арское кладбище: всеобщая перепись для электронной базы

Задача поисковиков – найти всех участников войны

Всех назовем поименно

Никто не забыт – это не просто слова

 Имена из солдатских медальонов

Погибли при исполнении служебного долга

Бесценная работа – работа с памятью: чем занимается объединение «Отечество»

Акция «Казанские некрополи»: библиография

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить