Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Всех назовем поименно

Книга с таким названием издавалась объединением «Отечество» Республики Татарстан дважды, в 2013 и 2018 годах. Новое издание дополнено очерками о 23-х участниках Великой Отечественной войны, из них 15 в официальных документах значатся пропавшими без вести.

Теперь это биографический каталог, в котором собраны биографические статьи о 241 авиаторе. Во втором издании почти у всех уточнены места захоронений, указаны номера памятных стел на кладбищах, где их имена увековечены. В каталоге представлены все воздушные силы: военно-воздушные, военно-морские и Гражданский воздушный флот. Все статьи объединены географической привязкой – все авиаторы захоронены на территории современной Республики Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Они либо тут жили и работали на авиационном заводе, либо в Татарии похоронены, погибнув в авиакатастрофах или умерев в госпитале.

Из предисловия автора – управляющего делами общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» РТ» Ильи Прокофьева (а во втором издании опубликован и текст предисловия 2017 года) можно узнать много новой информации о казанской авиации времен войны (читайте -Задача поисковиков – найти всех участников войны).

Татария авиационная

В годы Великой Отечественной войны в Казань были эвакуированы Главное управление гражданского воздушного флота (ГВФ) и Главное управление формирования и комплектования ВВС Красной Армии. В Адмиралтейской слободе на базе завода №169, производившего лыжи и деревянные детали для самолетов, развернули эвакуированный из Ленинграда 387-й авиационный завод (выпускал самолеты У-2). На границе Татарской и Марийской АССР, в городе Волжске, разместился эвакуированный из города Рязани авиационный завод №168 (собирал самолеты Ут-2).

В Казани развернулись эвакуированные авиационные и моторостроительные заводы. Выпускал свою продукцию 22-й московский завод, слившийся с казанским 124-м (самолеты бомбардировщики Пе-8 и Пе-2). Из одиннадцати тысяч Пе-2 в Казани было изготовлено десять с половиной тысяч этих машин. И каждый самолет перед отправкой на фронт проверялся летчиками завода в небе. Как пишет казанский краевед Ильдар Валеев, многие машины доставлялись на фронт казанскими экипажами.

Поскольку самолеты постоянно проходили модернизацию (конструкторы улучшали свои модели, что называется, на ходу), летчики проходили в Казани переподготовку. И среди тех, кого называет в книге Илья Прокофьев, многие сложили свои головы именно в таких полетах (Погибли при исполнении служебного долга).

Была сформирована и активно работала 1-я авиационная эскадрилья по перегонке самолетов ВВС Красной Армии при заводе №22 (в 1944 году переформирована в 211-й авиаполк по перегонке самолетов). При заводах были сформированы отдельные авиационные отряды, летчики-испытатели которых занимались облетом новых самолетов. В этих вылетах принимали непосредственное участие военные представители (военпреды) ВВС Красной Армии на заводах.

За продукцией авиационных заводов прибывали группы фронтовых перегонщиков, эскадрильи, а зачастую и целые полки. Для штабов маршевых полков, которые направляли свои экипажи в Казань на переучивание, эти летчики числились в командировке на выполнении служебного задания, и в случае катастроф там часто не знали о месте их гибели и захоронения – считали пропавшими без вести. Это довольно часто документально подтверждается исследовательскими работами поисковиков республиканского объединения «Отечество».

С 1941 года на территории республики дислоцировался 9-й запасной авиационный полк, через который прошло несколько десятков маршевых полков бомбардировочной авиации и отдельные экипажи. С лета 1942 года в Татарской АССР была развернута 8-я запасная авиационная бригада, штаб которой вместе с вошедшим в нее 9-м запасным авиационным полком базировался в самой Казани. 18-й запасной авиационный полк, вошедший в бригаду, прибыл в город Чистополь. 3-й запасной авиационный полк стал базироваться в городе Йошкар-Ола. Количество прибывающих авиационных полков с фронтов для переформирования и получения новой авиационной техники значительно возросло. За годы войны в бригаде прошли переобучение на самолет Пе-2 69 маршевых полков, 7 маршевых эскадрилий, 1201 отдельный экипаж.

В городе Бугульме была развернута 104-я учебная авиационная эскадрилья Гражданского воздушного флота (ГВФ) первоначальной подготовки пилотов для ВВС Красной Армии.

На территорию Татарской АССР были эвакуированы ряд аэроклубов, которые, влившись с состав местных аэроклубов, продолжили вести работу по первичной подготовке летного состава.

Как известно, в годы войны через территорию республики пролегали «воздушные пути» перегонки американских самолетов на фронт. Причем, если о значении и истории перегоночной Красноярской трассы «Аляска – Сибирь» («АлСиб») известно в настоящее время очень много, по этой теме написаны многочисленные книги и публикации, то об истории дальнейшей перегонки самолетов от Красноярска, где заканчивалась трасса «АлСиба», до места конечного пути на фронт известно крайне мало. А именно на этом пути следования самолетов на фронт находилась Казань.

Приказом Народного Комиссариата Обороны (НКО) от 15 июня 1943 года аэродром Казань был включен в состав воздушной магистрали Москва – Уэлькаль. Он использовался как базовый аэродром перегонщиков из Красноярска далее на фронт. При сформированной в Казани 118-й авиационной комендатуре, которая регулировала все авиационные перелеты в небе Татарстана, существовал свой авиаотряд.

Помимо 9-го перегоночного авиационного полка в перелете самолетов по маршруту из Красноярска на фронт (через Свердловск и Казань) принимали участие другие различные авиаподразделения, например, такие, как 17-я отдельная перегоночная авиаэскадрилья. На этих маршрутах действовала 12-я особая авиагруппа (ОАГ) ГВФ, которая была сформирована 15 марта 1942 года (в мае 1943 года переформирована в 73-ю вспомогательную авиационную дивизию Авиации дальнего действия (АДД), в составе 104-го и 105-го вспомогательных авиаполков).

Прерванный полет

В книге «Всех назовем поименно» – имена и судьбы людей, посвятивших свою жизнь авиации: летчиков, штурманов, воздушных стрелков-радистов, авиаспециалистов наземных служб и подразделений, преподавателей авиационных учебных заведений, представителей Казанского авиационного завода и Военной приемки. Небо объединило экипажи в момент полета, а земля – в последние минуты пребывания на этом свете.

Среди погибших много летчиков-испытателей Казанского авиационного завода №22, о которых рассказал в своей книге Ильдар Валеев (Улетевшие навсегда). Книга Ильи Прокофьева сильно пополняет скорбный список. Среди погибших уроженцы практически всех регионов СССР.

При большом количестве перелетов в казанском небе, конечно, не обходилось без несчастных случаев: могла отказать техника, оказывали влияние погодные условия, пилоты попросту ошибались во время тренировок. Порой погибали целые экипажи, случалось – кто-то выживал и лечился потом в казанских госпиталях. Есть в книге сведения о двусторонних столкновениях в небе. Скорее всего, они происходили в плохую погоду, которую летчики, торопясь выполнить боевое задание, не замечали.

Одна такая катастрофа произошла 7 сентября 1941 года, когда в районе аэродрома Самосырово, 2 км восточнее деревни Большие Кабаны столкнулись два Пе-2. Экипажу в составе летчика 514 Бомбардировочного авиаполка, младшего лейтенанта В.Тюрина, штурмана Жукова, воздушного стрелка-радиста Вороненко повезло – они остались живы, их самолет произвел вынужденную посадку. Во втором самолете остались живы летчик, лейтенант А. Викторов и штурман Немцев – они выпрыгнули с парашютами. Воздушный стрелок-радист, старший сержант Ерминингольд ВасильевичДульнев упал вместе с самолетом и погиб.

В книге сообщаются некоторые сведения о нем. Рожденный в 1919 году, Ерминингольд был воспитанником трудовой коммуны ОГПУ «Чекист», в 30-е годы построенной на землях Архимандритской заимки (территория нынешнего г.Северска Томской области). Это было молодежное отделение Сиблага, в котором были собраны беспризорники и правонарушители. Дульнев стал одним из авторов книги «Атаман Пузырь», написанной об этой коммуне, которая вышла в 1935 года. Она переиздавалась в 1960 и 1993 годах.

Старший сержант (по другим сведениям, старшина), воздушный стрелок-радист 9-го запасного авиационного полка Е. Дульнев похоронен в Казани. Кладбище не установлено. Имя увековечено на стеле №431 Мемориала Славы Арского кладбища.

На территории Татарстана во время войны было развернуто множество эвакуационных госпиталей. Но не всем раненым было суждено поправиться. В книгу Ильи Прокофьева вошли биографические статьи об авиаторах, которые умерли в госпиталях. Умирали не только от ран, но и от обычных болезней. Или погибали в результате несчастного случая на аэродроме. Например, уроженец Орловской области, кадровый военный с 1933 года, старший лейтенант штурман Петр Тимофеевич Иконников, направленный в Казань для переобучения на новую материальную часть самолета Пе-2, и его товарищи по экипажу: летчик, капитан С.С. Шмонин, воздушный стрелок-радист, начальник связи АЭ, старший техник, лейтенант Б.П. Барашевич погибли в момент взлета с казанского аэродрома, задев крылом два столба изгороди. Они были похоронены на Арском кладбище, их имена увековечены на стеле №432 Мемориала Славы. В книге для всех – единый строй, а для нас – единая память.

Последний след на земле

В электронной базе данных «Воинские захоронения в республике Татарстан» числятся 6 021 погибших. У многих остались могилы на кладбищах Казани – Арском, Архангельском, Окольном, близлежащих сел и городов республики. Из военного времени – небольшие надгробья из мраморной крошки, которые работники кладбищ называют подушками. Чаще под ними лежат несколько человек, порой – один человек.

К сожалению, на Арском осталось немного таких «подушек». Когда началось «подселение» новых усопших со стороны южных ворот, многие воинские захоронения были попросту уничтожены. Те, что успели сохранить, перенесли на Мемориал Славы (вход через южные ворота). Случалось, поисковики находили «подушку», под которой уже не было праха.

Многие имена захороненных участников войны удалось восстановить, они сегодня – на гранитных памятных стелах.

Мемориал Славы на Арском кладбище. Фото Олега Маковского

По сути, сегодня Мемориал Славы – это братская могила, которая находится под защитой Объединения «Отечество». Та же история случилась на Архангельском кладбище, где тоже есть и солдатские надгробья, и памятные стелы.

Памятные стелы Архангельского кладбища

При знакомстве с книгой «Всех назовем поименно» мы увидим за каждой строчкой на стелах конкретного человека.

Поскольку между поисками и процессом увековечения зачастую довольно большой промежуток времени, есть случаи, когда погибший, как, например, летчик-испытатель Отто Немет, имеет и захоронение на Арском кладбище, и имя на памятной стеле. Членам его экипажа повезло меньше – их могилы рядом с могилой командира были утеряны. И только в 2019 году Объединение «Отечество» поставило в военной ограде памятную гранитную стелу с именами всех погибших 13 ноября 1941 года (Никто не забыт – это не просто слова). Это Иван Григорьевич Шевченко (родился в 1914 году), старший авиамеханик, приписанный к 433-му авиаполку 81-й дивизии Авиации Дальнего Действия (АДД), воентехник 2-го ранга (соответствовало званию лейтенант), москвич Алексей Федорович Лапко (родился в 1913 году), представитель в испытательном полете от Центрального института авиационного моторостроения (знаменитого ЦИАМа), и казанец Салих Фатыхович Шарипов (родился в 1913 году), техник бортовой авиации авиаотряда Казанского авиационного завода №124.

В книге об этом экипаже можно узнать подробнее. Например, Иван Григорьевич Шевченко окончил один курс стоматологического института в 1935 году. Его гражданская специальность до призыва в армию – заместитель директора и заведующий учебной частью детского дома. Вступил в РККА в ноябре 1936 года, в отдельный батальон связи 48-й стрелковой дивизии. В августе 1937 года – курсант 1-го Ленинградского военного авиационного технического училища имени К.Е.Ворошилова. Окончил училище в 1939 году с присвоением воинского звания воентехник 2 ранга.

Для прохождения дальнейшей службы был направлен на должность младшего авиатехника в 51-й скоростной бомбардировочный авиаполк 2-й армии Особого назначения. В июне 1941 года – на должности авиационного техника звена 51-го дальнебомбардировочного авиационного полка (Орловский ВО). При переформировании части переведен на должность бортового авиамеханика в 433-й авиационный полк 81-й авиационной дивизии Авиации дальнего действия. Он был воентехником 2-го ранга, старшим авиационным механиком АДД.

О технике бортовой авиационного отряда авиационного завода №124 НКАП (г.Казань) Салихе Фатиховиче Шарипове сведений практически нет. Ильдар Валеев, изучавший историю катастрофы 13 ноября 1941 года, узнал, что на похоронах была только его мать, которая безутешно плакала…

Москвич Александр Федорович Лапко прибыл в Казань всего для одного испытательного полета, и остался здесь навсегда. 21 мая 2017 года место захоронения экипажа посетил внук – Александр Васильевич Лапко. Он привез фотографии, которые хранились в семье. На одном из снимков запечатлена церемония захоронения экипажа, на другом видны четыре могилы.

2017 год. Внук Александр Федорович Лапко на могиле дела

Январь 2020 года

Петр Жандаров, погибший 9 июня 1943 года при катастрофе самолета Пе-2 при обучении пополнения в 5 км северо-восточнее станции Дербышки, как явствует из документов, был похоронен под индивидуальным надгробьем на Арском кладбище, и эта «подушка» сохранилась. Но его имя есть и на одной из тумб Архангельского кладбища. Кстати, штурман сержант Кущ и воздушный стрелок-радист сержант Горбунов, которые были с ним в том полете, остались живы.

Есть в статье, посвященной Петру Максимовичу, призванному из Москвы, одно сообщение, которое не может не вызвать волнения в семьях, получивших похоронки с горькой фразой «без вести пропавший». Так вот, сведения о нем в Обобщенном банке данных Министерства обороны РФ отсутствуют. И такое уточнение в книге не одно.

До сих пор есть авиаторы, чьи имена известны лишь поисковикам. Теперь их узнают и те, кто прочтет книгу «Всех назовем поименно». Список участников войны продолжает пополняться, значит, со временем на кладбищах появятся новые памятные стелы…

О тех, кто возвращает имена из небытия

Имена возвращаются из небытия благодаря поисковой работе Общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан (Бесценная работа – работа с памятью: чем занимается объединение «Отечество»). Оно было создано в 1993 году на базе поисковых отрядов Татарстана, в ту пору в основном студенческих. С 2013 года РОМО «Объединение «Отечество» РТ является Региональным отделением «Поискового движения России» – общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества. В Казани сегодня работает Всероссийский информационно-поисковый центр, что расширяет возможности наших поисковиков. Ведь порой поиски пропавших без вести ведутся по всей стране. Среди тех, кому автор книги приносит свою благодарность, поисковики Казани, Чистополя, Лениногорска, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Иванова, Киева, Сарова.

Работа поисковиков поражает своей основательностью и тщательностью. Каждая биография – это результат многих бесед с очевидцами авиационных катастроф и родственниками погибших, которые довольно часто через многие годы узнают, где похоронены их близкие. Но прежде всего это длительный поиск в архивах. В завершение каждой биографической статьи приводятся названия архивов, а также номера конкретных фондов и дел. Это Центральный архив Министерства обороны РФ, ведомственные архивы: Военно-морского флота, Федерального агентства воздушного транспорта, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива экономики, Государственного архива Республики Татарстан и других. Изучены документы Управления записи актов гражданского состояния Правительства РТ, что дало возможность официально зафиксировать дату смерти каждого воина.

Идея книги «Всех назовем поименно» родилась в 2012 году. Процесс ее создания шел одновременно с поисковой работой. О ней автор книги – Илья Прокофьев – рассказал в предисловии в изданию 2017 года. В издании 2018 года повторено и предисловие к первому изданию, что дает возможность в этом убедиться.

Для каждого воина отведено от одной до трех страниц книги. Этого достаточно, чтобы изложить все найденные биографические сведения о погибшем. Рассказывается о его жизни до армии – при наличии такой информации. Описывается служба, указываются подробности гибели и данные о захоронении. В некоторых биографических статьях – подробности поисковой работы, общения с родственниками или поисковиками.

Порой, читая книгу, узнаёшь интересные истории, если можно употребить это определение к истории братьев Кольцовых, уроженцев деревни Дыбково Ярославской области. Один из них – Владимир Дмитриевич (1920) – погиб 11 февраля 1944 года при катастрофе самолета Р-39 «Аэрокобра» при перегонке новой материальной части на фронт на участке трассы Свердловск – Казань. Разбился в районе деревни Казыли. В 1940 году он поступил курсантом в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июле 1941 года с присвоением воинского звания сержанта. В апреле 1943 года приказом командующего Сибирским военным округом ему присвоено воинское звание лейтенанта. Он служил в 9-м перегоночном авиационном полку ВВС Сибирского военного округа. 2 августа 1944 года был награжден медалью «За боевые заслуги».

Историку-исследователю из города Калачинска Омской области Ирине Васильевне Филатовой удалось разыскать родных Владимира Дмитриевича Кольцова. Она узнала, что родословная двух братьев берет начало из состоятельной крестьянской семьи Кольцовых, проживавших в населенном пункте Дыбково Титовской волости Ростовского уезда Ярославской губернии (Дыбково сегодня не существует). Глава семейства Иван Афанасьевич, дед братьев, вырастил троих детей: Федосию, Дмитрия и Михаила. У него было пять внуков: Владимир, Аркадий, Александр, Нина и Борис.

В 1935 году родители братьев – Дмитрий Иванович и Зинаида Александровна – купили большой деревянный дом в городе Молога (позднее город попал в зону затопления под Рыбинское водохранилище) и по реке сплавили его в Ярославль. В течение трех лет дом был собран на окраине города и разделен на три семьи. Из этого дома Владимир и Аркадий были призваны в армию. По словам соседей, братья занимались в аэроклубе.

Как выяснили казанские поисковики, жизнь Владимира оборвалась в небе Татарии. А в октябре 2018 года поисковиками Красноярского края в районе бывшей деревни Близнёвка Емельяновского района Красноярского края были обнаружены обломки самолета Р-39 «Аэрокобра», на котором 27 июля 1943 года летел и пропал без вести летчик 9-го перегоночного авиационного полка лейтенант Аркадий Кольцов.

Братья Кольцовы из Ярославской области

Такая вот непростая история…

Подробности от поисковиков

В «Казанских историях» уже рассказано о Герое Советского Союза капитане М.С. Зевахине (Смерть стояла рядом с Михаилом Зевахиным четыре раза), который погиб 13 января 1944 года при катастрофе самолета Пе-2 с новыми экспериментальными моторами М-82. В составе экипажа, кроме него, были: штурман лейтенант Геннадий Скуратов, уроженец Воронежской области, кадровый военный с 1938 года, выпускник 2-го Чкаловского военного авиационного училища летчиков-наблюдателей, кавалер орденов Красной Звезды и Красного Знамени, и воздушный стрелок-радист, начальник связи АЭ, лейтенант Федор Бублик, уроженец Запорожской области, награжденный к тому времени орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени.

Экипаж Героя Советского Союза СССР Михаила Степановича Зевахина

Экипаж похоронен на Арском кладбище, недалеко от южных ворот с левой стороны. На могиле надгробье в виде цилиндра с крестом наверху, опоясанное именными таблицами с именами погребенных.

Долгое время вне поля зрения казанцев оставался тот факт, что вместе с главным конструктором Пе-2 Владимиром Петляковым (Владимир Михайлович Петляков) на Центральной аллее Арского кладбища был захоронен и экипаж самолета 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования РККА, в котором он разбился. В составе экипажа было три человека: капитан с 2 января 1942 года Федор Алексеевич Овечкин, уроженец Тульской области, заместитель командира АЭ; сержант Василий Дмитриевич Скребнев, уроженец Воронежской области, воздушный стрелок-радист; лейтенант Михаил Иванович Гундоров, уроженец Ростовской области, выпускник Краснодарского военного авиационного училища, штурман.

Экипаж с важным пассажиром погиб 12 января 1942 года при катастрофе самолета Пе-2. Самолет разбился в районе 3 км от станции Камкино (Сергачский район Горьковской области) на пути из Казани в Москву.

В книге «Всех назовем поименно» опубликована раритетная фотография первого надгробья В. Петлякова в виде пантеона, которую нашел Ильдар Валеев. На ней видно, что слева к ограде могилы примыкает надгробье, на котором читается фамилия М. Гундорова. Два таких же надгробья – за оградой В. Петлякова.

Когда на Центральной аллее была установлена памятная композиция из стелы и бюста конструктора на высоком постаменте, трех могил рядом уже не было. Краевед Ильдар Валеев задумал восстановить справедливость и увековечить имена погибшего экипажа в памятной табличке, которую он планирует установить на памятнике В. Петлякову.

Работа в архивах дала поисковикам не только точные сведения об авиаторах, но и богатый иллюстративный материал. Почти каждый представлен фотопортретом. Публикуются документы, сюжетные снимки, которые иногда связаны с конкретным именем, а иногда просто служат иллюстрацией. Большое эмоциональное волнение могут вызвать у читателей снимки, сделанные после конкретных авиакатастроф.

Обязательный элемент каждой статьи – фотография захоронения, будь то индивидуальная могила или памятная стела на Арском или Архангельском кладбищах. Встречается и графический силуэт памятной пирамидки с красной звездой – значит, могила не найдена. Назовем несколько имен из этого списка. Константин Беляев, Андрей Булка и Иван Грудаков погибли 11 февраля 1944 года в катастрофах самолета Р-39 «Аэрокобра» при перегонке новой материальной части на фронт на участке трассы Свердловск – Казань: Константин – в районе села Кадышево, Андрей и Иван – в районе Казани. Василий Горишный погиб на таком же самолете 14 мая 1943 года в районе Казани.

Изучая биографии авиаторов, порой узнаешь факты, которые сегодня мало кто помнит. Так, 17 января 1943 года на цеха кожевенно-обувной фабрики «Спартак» упал самолет. Летчик, лейтенант Иван Иванович Рожков, командир звена второго АЭ 54-го легкобомбардировочного авиационного полка, и старший лейтенант, стрелок-бомбардир этой эскадрильи Иван Сергеевич Кравец погибли при освоении новой материальной части самолета Пе-2. Воздушный стрелок-радист, сержант С.М. Новиков остался жив, выпрыгнул с парашютом. Сведения об этом экипаже и катастрофе очень краткие. У И.И. Рожкова не удалось найти фотографии. Погибшие увековечены на стеле №433 Арского кладбища.

Рассказывая об авиакатастрофах, Илья Прокофьев не забывает упомянуть о случайных жертвах местного населения, ведь не всегда самолет падал в безлюдном месте. Книга «Всех назовем поименно» – это издание, которое нельзя считать завершенным. Илья Прокофьев называет ее реквиемом. И это, действительно, так.

В настоящее время только на Арском кладбище, на 437 могильных типовых тумбах из мраморной крошки, увековечены имена 1223 похороненных, на десяти стелах – 2467 имен из утраченных могил. Ежегодно при проведении работ по обследованию кладбищ и мониторингу сохранности воинских захоронений поисковики находят все новые и новые ранее не известные воинские захоронения. Так, в октябре 2017 года была найдена могила летчика Александра Андреевича Галкина. К сожалению, установить полные данные погибшего и обстоятельства смерти поисковикам пока не удалось. Только в архиве Управления ЗАГС г.Казани обнаружена подтверждающая факт смерти А.А.Галкина запись от 4 апреля 1942 года. Так что впереди у поисковиков еще много работы с документами архивов.

В завершение нельзя не упомянуть еще об одном важном деле, которое на счету и поисковиков. Они не только восстанавливают исторические сведения о погибших, находят их могилы, но и берут их под свой постоянный контроль. Объединение  «Отечество» провело геолокацию всех воинских захоронений, и теперь ведет их мониторинг в режиме реального времени. Данные геолокации доступны всем на информационном портале Всероссийского информационного центра в Интернете.

Субботники и воскресники на кладбищах – это самое простое.

Руководство объединения «Отечество» РТ изыскивает средства для обновления памятников, поисковики ремонтируют старые или устанавливают новые.

Эти два фото сделаны на одном и том же захоронении. Первое - надгробье на могиле летчиков, погибших 20 марта 1942 года и похороненных на гражданском кладбище в селе Малые Кабаны Лаишевского (в годы войны – Столбищенского) района ТАССР. Имена летчиков были неизвестны, а потому на памятнике сообщалось: «Летчикам, погибшим 20 марта 1942 года».

17 октября 2018 года инициативной группой проекта «Земля памяти», в которую входили представители поисковых отрядов объединения «Отечество» РТ, Лаишевской МО РОГО «ДОСААФ» РТ и ученики Большекабанской средней общеобразовательной школы Лаишевского муниципального района, были проведены работы по замене памятника. 29 октября на кладбище в селе Малые Кабаны прошла торжественно-траурная церемония открытия нового памятника.

В мероприятии приняли участие поисковики Татарстана (отряды города Казани: «Разведка», «Легион» Университета управления «ТИСБИ», «Снежный десант» гимназии №139, «Звездный» лицея №35, «Книга Памяти» КНИТУ-КАИ, «Красная Стрела» КИУ; ВПК «Пламя» с.Рождествено и ВПК «Отечество» с.Столбище), представители администрации Большекабанского сельского поселения,  Лаишевской МО РОГО «ДОСААФ», ученики и учителя школы.

Из установленных и перечисленных в книге данных на 218 членов летно-подъемного состава, погибших и похороненных на территории республики, 40 человек до сих пор значатся по документам Центрального архива Министерства обороны РФ пропавшими без вести, 60 человек вообще не учтены в Обобщенном банке данных Министерства обороны РФ (ОБД «Мемориал»), то есть количество пропавших без вести увеличивается до 100 человек.

Объединению «Отечество» РТ предстоит изучить много дел, пообщаться со многими людьми, побывать во многих экспедициях – чтобы в конечном счете можно было сказать, что память о погибших воинах теперь полностью восстановлена.

 Книгу читали Любовь Агеева и Татьяна Летошева

 Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются. За информацией обращайтесь на Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): Интернет https://v-ipc.ru/, телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://отечестворт.рф/izdat/book21/main.htm – информационный портал объединения «Отечество»