Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Владимир Михайлович Петляков

12 января 1942 года на расстоянии трех километров от станции Камкино (Сергачский район Горьковской области) потерпел катастрофу самолет, летевший в Москву.  Арзамаса потерпел катастрофу самолет, летевший в Москву. Так трагически оборвалась жизнь талантливого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова. Вместе с экипажем он был захоронен на Центральной аллее (тогда ее называли Главной) Арского кладбища. По иронии судьбы, конструктор погиб в самолете собственной конструкции.

По данным краеведа Ильдара Валеева, в январе  1942 года вместе с В.М. Петляковым были захоронены члены экипажа самолета, потерпевшего катастрофу: ст. лейтенант Ф.А. Овечкин (летчик), М.И.Гундоров (штурман), В.Д. Скребнев (радист). Позже на месте захоронения появился мемориальный комплекс, и долгое время ни у кого не было вопроса о том, почему на памятной стеле - только фамилия знаменитого авиаконструктора. Только сегодня по инициативе Ильдара Валеева рассматривается вопрос о мемориальной табличке с именами летного экипажа.  

Проститься с коллегой из далекого сибирского города Омска приехал Андрей Николаевич Туполев. С Туполевым Петляков работал в ЦАГИ. В составе конструкторской группы Туполева Владимир Михайлович принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов. В 1925-1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Летом 1936 года Петлякова назначили начальником конструкторского отделения и первым заместителем, затем главным конструктором завода опытных конструкций ЦАГИ.

Его первая машина – самолет ТБ-7. Машина конструировалась для выполнения стратегических задач и была в какой-то мере преемником знаменитых «большегрузов» Туполева, самый знаменитый из которых – восьмимоторный «Максим Горький». Всего было выпущено около 80 машин. Из наиболее известных операций с участием петляковского гиганта можно назвать полеты на Берлин в начале войны, имевшие большой пропагандистский эффект. На них также впервые использовались самые большие в то время пятитонные бомбы, сброшенные на Кенигсберг.

Осенью 1937 года Петлякова с группой работников ЦАГИ арестовали. Репрессии разделили туполевское КБ на три самостоятельные проектирующие группы. Впоследствии они получили статус самостоятельных КБ и свою производственную базу. Имена Андрея Николаевича Туполева и Павла Осиповича Сухого до сих пор остались в марках самолетов. Имя же Петлякова принадлежит только истории.

В «шараге» Петляков проектировал высотный истребитель с герметичной кабиной, который получил кодовое обозначение «СТО». Работа велась в специальном закрытом КБ в Москве, на берегу Яузы. Владимир Михайлович впервые оказался самостоятельным руководителем КБ.

Начавшиеся военные действия показали, что истребители, на которые делалась ставка, не главные в небе. Нужны были бомбардировщики с хорошими летными качествами. Постановлением правительства Петлякову предлагалось сделать из «сотки» пикирующий бомбардировщик. Срок на разработку дали всего 40 дней.

Работа над двухмоторным многоцелевым пикирующим фронтовым бомбардировщиком была начала в 1938 году. 22 декабря 1939 года состоялся первый полет самолета. Пе-2, он вышел на испытания осенью 1940 года, а массовое производство развернулось уже в 1941-м. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 стал одним из основных самолетов Великой Отечественной войны. Всего за 1941-1945 годы было построено 11427 таких самолетов, в том числе 10162 – на заводе в Казани. Это позволило внедрить новую машину по всему фронту от Баренцевого моря до Черного. Пе-2 применяли не только полки ВВС, но и части авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Л.П.Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И сдержал свое слово. Петляков и другие специалисты были освобождены в 1940 году. А в начале 1941 года Владимиру Михайловичу была присвоена Сталинская премия 1-й степени.

По другим источникам, Петляков был освобожден лично Сталиным, который 1 мая 1940 года увидел стремительный пролет над Красной площадью нового пикирующего бомбардировщика Пе-2, пилотируемого П.Стефановским.

Вскоре после освобождения Петляков был направлен в Казань, на авиастроительный завод №124 имени Орджоникидзе. Там и застала его война. В Казань из-под Москвы в срочном порядке был эвакуирован авиационный завод № 22. Его разместили на производственных площадях авиазавода № 124. Московский завод переехал в Казань, имея на конвейере новые пикирующие бомбардировщики Пе-2. Казанский завод в то время выпускал петляковский тяжелый бомбардировщик ТБ-7 и транспортный самолет Ли-2.

Владимир Михайлович Петляков внес огромный вклад в историю авиации и Великой Отечественной войны. В некрологе В.М.Петлякова было написано:

«Почти 25 лет своей жизни товарищ Петляков отдал делу создания советских самолетов. Среди работников нашей авиации имя Владимира Михайловича широко известно как автора и конструктора ряда мощных советских самолетов, завоевавших Советскому Союзу славу могучей авиационной державы».

Вероника Ларионова, студентка Казанского технического университета имени А.Н. Туполева

Производственная практика в редакции

Читайте в «Казанских  историях»:

Петляков Владимир Михайлович, авиаконструктор

Погиб в самолете собственной конструкции

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить