Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Владимир Михайлович Петляков
- 09 ноября 2008 года
12 января 1942 года на расстоянии трех километров от станции Камкино (Сергачский район Горьковской области) потерпел катастрофу самолет, летевший в Москву. Арзамаса потерпел катастрофу самолет, летевший в Москву. Так трагически оборвалась жизнь талантливого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова. Вместе с экипажем он был захоронен на Центральной аллее (тогда ее называли Главной) Арского кладбища. По иронии судьбы, конструктор погиб в самолете собственной конструкции.
По данным краеведа Ильдара Валеева, в январе 1942 года вместе с В.М. Петляковым были захоронены члены экипажа самолета, потерпевшего катастрофу: ст. лейтенант Ф.А. Овечкин (летчик), М.И.Гундоров (штурман), В.Д. Скребнев (радист). Позже на месте захоронения появился мемориальный комплекс, и долгое время ни у кого не было вопроса о том, почему на памятной стеле - только фамилия знаменитого авиаконструктора. Только сегодня по инициативе Ильдара Валеева рассматривается вопрос о мемориальной табличке с именами летного экипажа.
Проститься с коллегой из далекого сибирского города Омска приехал Андрей Николаевич Туполев. С Туполевым Петляков работал в ЦАГИ. В составе конструкторской группы Туполева Владимир Михайлович принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов. В 1925-1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Летом 1936 года Петлякова назначили начальником конструкторского отделения и первым заместителем, затем главным конструктором завода опытных конструкций ЦАГИ.
Его первая машина – самолет ТБ-7. Машина конструировалась для выполнения стратегических задач и была в какой-то мере преемником знаменитых «большегрузов» Туполева, самый знаменитый из которых – восьмимоторный «Максим Горький». Всего было выпущено около 80 машин. Из наиболее известных операций с участием петляковского гиганта можно назвать полеты на Берлин в начале войны, имевшие большой пропагандистский эффект. На них также впервые использовались самые большие в то время пятитонные бомбы, сброшенные на Кенигсберг.
Осенью 1937 года Петлякова с группой работников ЦАГИ арестовали. Репрессии разделили туполевское КБ на три самостоятельные проектирующие группы. Впоследствии они получили статус самостоятельных КБ и свою производственную базу. Имена Андрея Николаевича Туполева и Павла Осиповича Сухого до сих пор остались в марках самолетов. Имя же Петлякова принадлежит только истории.
В «шараге» Петляков проектировал высотный истребитель с герметичной кабиной, который получил кодовое обозначение «СТО». Работа велась в специальном закрытом КБ в Москве, на берегу Яузы. Владимир Михайлович впервые оказался самостоятельным руководителем КБ.
Начавшиеся военные действия показали, что истребители, на которые делалась ставка, не главные в небе. Нужны были бомбардировщики с хорошими летными качествами. Постановлением правительства Петлякову предлагалось сделать из «сотки» пикирующий бомбардировщик. Срок на разработку дали всего 40 дней.
Работа над двухмоторным многоцелевым пикирующим фронтовым бомбардировщиком была начала в 1938 году. 22 декабря 1939 года состоялся первый полет самолета. Пе-2, он вышел на испытания осенью 1940 года, а массовое производство развернулось уже в 1941-м. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 стал одним из основных самолетов Великой Отечественной войны. Всего за 1941-1945 годы было построено 11427 таких самолетов, в том числе 10162 – на заводе в Казани. Это позволило внедрить новую машину по всему фронту от Баренцевого моря до Черного. Пе-2 применяли не только полки ВВС, но и части авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов.
Л.П.Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И сдержал свое слово. Петляков и другие специалисты были освобождены в 1940 году. А в начале 1941 года Владимиру Михайловичу была присвоена Сталинская премия 1-й степени.
По другим источникам, Петляков был освобожден лично Сталиным, который 1 мая 1940 года увидел стремительный пролет над Красной площадью нового пикирующего бомбардировщика Пе-2, пилотируемого П.Стефановским.
Вскоре после освобождения Петляков был направлен в Казань, на авиастроительный завод №124 имени Орджоникидзе. Там и застала его война. В Казань из-под Москвы в срочном порядке был эвакуирован авиационный завод № 22. Его разместили на производственных площадях авиазавода № 124. Московский завод переехал в Казань, имея на конвейере новые пикирующие бомбардировщики Пе-2. Казанский завод в то время выпускал петляковский тяжелый бомбардировщик ТБ-7 и транспортный самолет Ли-2.
Владимир Михайлович Петляков внес огромный вклад в историю авиации и Великой Отечественной войны. В некрологе В.М.Петлякова было написано:
«Почти 25 лет своей жизни товарищ Петляков отдал делу создания советских самолетов. Среди работников нашей авиации имя Владимира Михайловича широко известно как автора и конструктора ряда мощных советских самолетов, завоевавших Советскому Союзу славу могучей авиационной державы».
Вероника Ларионова, студентка Казанского технического университета имени А.Н. Туполева
Производственная практика в редакции
Читайте в «Казанских историях»: