Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1999 – В Казани, на улице Карбышева, открылась первая очередь Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ).
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Перед лицом вечности
- Любовь Агеева
- 19 августа 2023 года
Нашла в своем архиве публикацию в газете «Казанские ведомости» за 1991 год. Она - о конкретном времени, но актуальна до сих пор.
Я тогда работала главным редактором этого издания и писала в основном для рубрики «Слово редактора». Это были комментарии к каким-то важным событиям. В основном политическим – время тогда было горячее. Но этот комментарий, казалось бы, на частную проблему. Хотя как посмотреть.
Из публикации видно, что именно в 1991 году были разрешены родственные подзахоронения на Арском кладбище. Здесь не хоронили с 1975 года. Разрешения давались в официальных кабинетах, возможно даже партийных. Гораздо больше захоронений было без всякого разрешения — за деньги.
Не так давно волею судьбы я оказалась на Арском кладбище.
По-моему, ничего бесчеловечного придумать нельзя, как разбросать семейные могилы по разным кладбищам. Чтобы поклониться праху ближних, люди едут сначала на Арское поле, потом – на Самосырово.
Вроде причины решения городских властей, запрещающего хоронить на Арском кладбище, вполне понятны и могут пройти по разряду уважительных, но душа смириться с таким не может.
Люди покорились — они у нас привычные к тому, что вся их жизнь, в том числе частная, регламентировалась государством. Лишь некоторые обходили запрет: высшие чины официально — в порядке исключения, так сказать, обычные смертные неофициально — за взятку.
Одна моя знакомая, хоронившая отца, заслуженного в городе человека, вполне могущего пройти по разряду «в порядке исключения», обошла немало кабинетов, чтобы получить добро на это. Пока ей кто-то не посоветовал времени даром не терять — договориться с работниками кладбища. Что она и сделала. За приличную сумму, разумеется.
Если бы мертвые могли чувствовать, они сгорели бы со стыда за подобное святотатство — похороны ночью, тайком от людей.
И вот теперь наконец казанцы имеют возможность хоронить своих близких в родственных могилах. Рынок заставил оценить в рублях все, даже кладбищенскую землю. Люди возвращены к человеческим отношениям с миром вечности, где обитают их близкие.
Увы, сделать это заставило не раскаяние за, в общем-то, бесчеловечное решение, а холодный коммерческий расчет.
Тем не менее можно порадоваться. Впрочем, радость на кладбище - чувство не самое подходящее. Тут каждая мелочь настраивает на минор.
Однако можно ли назвать мелочью дичайшее запустение на кладбище в центре города? Горы мусора на аллеях, срубленное за 3 бутылки водки дерево, так и оставленное на пиках соседних оград, заросшие бурьяном могилы, за которыми годами нет пригляду?
Воистину наш человек не знает угрызений совести ни когда хамит ближнему, ни когда глумится над вечностью. Святотатство стало нашей обыденностью. И тут даже человеку неверующему впору закричать: «Покарай их, Боже!».
Покарай тех, кто забывает тропу к могиле ближнего, оскверняя этот мир неуважением к памяти миру иному, уже ушедшему. И не важно, чья могила в запустении — великого Лобачевского или безвестной Марии Ивановны, воспитавшей безродных деток, которые разлетелись из родного гнезда по всему свету и забыли свой долг перед матерью.
Покарай тех, кто сделал людское горе бизнесом, набавляя к государственным расценкам ощутимый в семейном бюджете оброк.
Покарай тех, кто работает на кладбище без смирения перед Богом, перед Вечностью (если не верит в Бога), кого не трогают одинокие могилы и не беспокоит прах умерших, попавших не в пантеон людской скорби, а на кладбище, очень похожее на обычную свалку.
Хороня ближнего как полагается, по обряду, мы не столько о покойном заботимся, сколько о собственной душе. Это — как капитал, на возвращение которого каждый надеется после своей смерти. Но в том и беда наша, что слова «вечность» и «капитал» — понятия для большинства из нас аморфные. Утратив Бога, мы и с Вечностью простились.
Л. Агеева
«Казанские ведомости» 27 июля 1991 года