Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Не всё в жизни меряется маржой
- Любовь Агеева
- 04 мая 2024 года
Время от времени я размещаю на сайте «Казанских историй» публикации из газеты «Вечерняя Казань». Как правило, без оперативного повода. А сегодня такой повод есть.
3 мая на страничке «Казанских историй» в соцсети я прочитала пост Сергея Николаева, который меня насторожил. Он небольшой, публикую полностью:
«Народ, организовывайте экскурсии на нашу бывшую ВДНХ, готовиться к продаже объект культурного наследия РТ. Могут застроить человейниками, а были планы отдать детям, для строительства многофункционального центра творчества детей и молодежи. Что победит здравый смысл или нажива?».
В этот же день нашла подтверждение этой новости в сетевой газете «БИЗНЕС Online». Как в части продажи, так и в части того, что детям опять что-то не отдают. А у меня есть точно такой же пример из конца 80-х годов. Прочитаете мою статью, написанную для книги «Казанский феномен: миф и реальность» — увидите сами.
Но прежде несколько слов о ВДНХ. Простите — акционерном обществе «Казанская ярмарка». Воспользуюсь информацией коллег.
Итак, началом истории выставочного центра на Оренбургском тракте можно считать 14 октября 1956 года — день открытия Выставки достижений народного хозяйства Татарской АССР. То ли распоряжение такое из Москвы поступило в Татарский обком КПСС, то ли мы всегда старались пользоваться московским опытом, но ВДНХ в Казани открылась следом за всесоюзной, через два года, то есть в 1954-м.
Цель была одна — наглядно продемонстрировать успехи народного хозяйства, а также достижения конкретных промышленных предприятий, колхозов, машинно-тракторных станций и совхозов. Показаться на ВДНХ в Москве было честью. Помню, как в редакции радовались, когда было принято решение Союза журналистов СССР рассказать в павильоне печати опыт газеты «Вечерняя Казань».
То, что в новой России такого рудимента социалистической системы, как ВДНХ, не будет, можно было не сомневаться. В Москве выставка превратилась в некое подобие базара — бывала там, видела. В Казани базар как достижение новой экономической системы не демонстрировали, и вплоть до 1990 года на ВДНХ работали павильоны «Хлебопродукты», «Пищевая промышленность», «Бытовое обслуживание населения», «Наука», «Промышленность ТАССР», «Народное образование» и др. Павильоны были так себе, ценности никакой не представляли. Никто этой потери даже не заметил.
Потом павильоны убрали, но рядом с главным павильоном, который, кстати, является объектом культурного наследия (построено в 1957 году по проекту архитекторов Г.И.Солдатова и П.А.Саначина) через какое-то время появились два новых больших павильоне, где за это время прошло много самых разных выставок. В том числе и выставок-продаж промышленных товаров.
В 1991 году ВДНХ преобразовали в выставочно-информационное предприятие «ВИКО». Теперь это ОАО «Казанская ярмарка», одним из акционеров которой является, скорее всего Комитет земельных и имущественных отношений Казани, который распоряжается муниципальной собственностью.
Если кому интересны подробности, прочитайте статью «Только за землю город может получить 6 миллиардов»: кто застроит «Казанскую ярмарку»? в «БИЗНЕС Online».
Власти Казани решили продать свои акции проблемной «Казанской ярмарки». Оказывается, от нее сейчас одни убытки. Естественно, ведь у выставочного комплекса появился серьезный конкурент - «Казань Экспо», где теперь проводятся все крупные выставки.
Меня бы эта новость точно бы не затронула — мало ли у нас случаев, когда судьба собственности, которая когда-то была общенародной, решается вовсе не с позиций здравого смысла?
Оказывается, энтузиастами уже продуман проект размещения на этой площади музея науки и техники, парка науки, центра авиамоделирования и других объектов технического творчества. Ничего не знаю об этом проекте, но, по-моему, стоит найти его разработчиков.
Кто-то скажет, что нечто похожее в Казани уже есть. Есть Лабораториум занимательной науки в ТРК «Сити Центр», есть Дом занимательной науки и техники между улицами Марджани и Тукая, но это в основном развлекательные локации, причем платные. Чтобы провести день в Лабораториуме занимательной науки, например, родителям надо отдать 600 рублей.
Судьба идеи о передаче территории бывшей ВДНХ детям, в основном, мальчишкам, скорее всего, будет один в один схожа с ситуацией 1989-1990 годов, когда решался вопрос о том, что делать с территорией старого аэропорта. Тогда тоже была дилемма: «или — или». И на весах, надо же такому случиться, тоже были интересы детей, от которых просто отмахнулись. Продолжая говорить и писать, что для детей у нас всё самое лучшее.
Итак, читайте материал, написанный мной по следам публикаций «Вечерки», сравнивайте две ситуации — убедитесь, как они похожи.
Обращу ваше внимание только на два факта. Напомню, в какой непростой ситуации обсуждался вопрос о старом аэропорте. Мы лихорадочно искали, чем занять подростков, чтобы дворовые компании не терроризировали город. Тогда казалось, нет проблемы важнее. Но мы зря так думали…
Пусть будет у ребят свой аэропорт!
В 1980 году в Казани начал действовать новый аэропорт. Старый, находящийся в черте города, доживал последний год, когда на страницы газет вылилась дискуссия о его судьбе. Идея создать на базе старого аэропорта центр авиатехнического творчества детей и молодежи казалась нам такой естественной, что, публикуя письмо директора городской станции юных техников С. Борзенкова, мы не сомневались, что казанцы и власти ее поддержат. Ведь разумнее использовать имеющиеся постройки аэропорта — ангар, другие здания, чем строить новые сооружения.
Идея создать в Казани городской центр технического творчества детей и молодежи родилась в начале 80-х годов. О ней в июле 1989 года на страницах «Вечерки» рассказал С. Новиков, один из разработчиков, впоследствии работник горкома ВЛКСМ.
Комсомольские активисты мечтали возродить былые традиции города. Это удивительно, но в крупнейшем центре авиапромышленности с несколькими, предприятиями, авиационным институтом и техникумом, несколькими профтехучилищами этого профиля техническое творчество было практически в загоне. Оно поддерживалось ценой энтузиазма отдельных любителей. А ведь в 50-е годы планер студенческого КБ «КАИ-12» пошел в серию и стал основным в аэроклубах страны.
Сформировавшаяся при городской станции юных техников инициативная группа, изучив опыт других городов, вышла с идеей создания городского авиационного лётно-технического. центра (АЛТЦ), подготовила проект его устава. Пошли в обком комсомола.
Ругать комсомол в то время уже было признаком хорошего тона. Но куда обратятся с такой идеей? И авиаторы пошли к тогдашнему секретарю обкома Дамиру Шаяхметову. Встретили полную поддержку и заверение, что АЛТЦ обязательно будет. Примерно тогда же директор Бауманского клуба юных техников Ю. Сергеев обратился в Облсовпроф с предложением отдать под Дворец авиации старый аэропорт.
Вот что писал 7 июля 1988 года С. Борзенков: «Какое же дело предложить молодым, чтобы прекратилось растление душ? Говорят, что клин вышибают клином. Давайте разберемся, откуда у подростков стремление к дракам. Они ищут острых ощущений, желают самоутвердиться среди сверстников. Думаю, это вполне естественно и непорочно. Порочно то, во что выливается это стремление.
А если парню вместо железного прута дадим в руки руль мотоцикла, штурвал самолета, стропы парашюта? И пускай рискует и самоутверждается на здоровье! Разве можно сравнить этот риск, воспитывающий мужество, характер, силу духа, смелость, с опасностью быть искалеченным или даже убитым в уличных драках?»
Редакция попросила прокомментировать предложение С. Борзенкова генерального директора авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова Виталия Егоровича Копылова. Он назвал эту идею «сверхценной» и предложил свою помощь. «Я интересовался стоимостью переоборудования аэропорта и дальнейшей эксплуатацией. Если это не под силу нашему предприятию, то на паях содержать будет нетрудно. При мощном индустриальном потенциале города проблем нет», — сказал он.
Совсем иную оценку получила эта идея в горисполкоме. В официальных ответах, присланных в редакцию заместителем начальника УКСа А. Поповым, директором института «Каз- гражданпроект» М. Кафиатуллиным, главным архитектором города М. Агишевым, сообщалось следующее: «На вопросы, что будет на месте старого аэропорта, всегда давался однозначный ответ: новый жилой район. С середины 70-х годов проектный институт «Ленгипрогор» начал проектировать этот жилой массив... ГлавАПУ считает нецелесообразным использование бывшего аэропорта под аэродром ДОСААФ и центр технического творчества».
Доводы официальных лиц не убедили горожан. В своих письмах они просили пересмотреть решения, принятые в 1969 году, когда проблемы с подростками не стояли так остро. Казанцы полагали, что нельзя оценивать этот вопрос только с экономической точки зрения. Да, жалко уже затраченных денег, да, меньше получим новых квартир. Но можно ждать выигрыш в другом. Сейчас нельзя упускать ни одного шанса, чтобы изменить жизнь подростков. Создание центра технического творчества — реальная возможность отвлечь тысячи мальчишек от улицы.
В истории с аэропортом проявили завидную настойчивость комсомольские работники. В отличие от авторов писем в «Вечерку», вооруженных только эмоциями, ребята из горкома комсомола и комитета ВЛКСМ, авиационного объединения вступили в спор с фактами в руках. По подсчетам энтузиастов (горком комсомола работал в тесном сотрудничестве с руководителями профсоюзных клубов юных техников и клубов ДОСААФ), центр с самого начала мог бы принять 1500-1700 ребят, в основном подростков, а со временем здесь смогли бы заниматься до трех с половиной тысяч человек.
Оказывается, создание авиатехнического центра предусматривалось целевой комплексной программой развития научно-технического творчества молодежи Татарии на 1986-1990 годы, утвержденной обкомом партии, Совмином республики, Облсовпрофом и обкомом комсомола. Для нового строительства центра нужно было 3-3,5 миллиона рублей, переоборудование сооружений старого аэропорта снизило бы затраты в 2,5 раза. Как заметил на страницах «Вечерки» председатель обкома ДОСААФ Г. Шакиров, во втором случае центр смог бы принять юных техников уже через год.
Конечно, авиатехнический центр не решил бы всех подростковых проблем. Но он создавал бы надежную основу для воспитания у юных казанцев любви к технике, потребности в осмысленном досуге.
Пробивали идею центра — словно штурмовали хорошо укрепленную высоту. Доводы «против» каждый раз приводились нешуточные. Сначала была попытка прикрыться заботой о жилье, но, как оказалось, жилые кварталы будут находиться за пределами спорной территории. Потом стали пугать казанцев децибелами — мол, не успели избавиться от одних самолетов, предлагаются другие. Авторы идеи уточнили: как это не печально, но от взлетной полосы в черте города приходится отказаться — летать юные авиаторы будут на аэродроме в поселке Куркачи.
На последнем витке борьбы снова возникла спорная ситуация: либо детский авиацентр, либо городской автовокзал, проект которого был разработан Новосибирским филиалом института «Гипроавтотранс» и уже прислан в Казань для согласования. Впрочем, перед ГлавАПУ (теперь Главказархитектура) каких «либо — либо» не стояло — заказывая «Казгражданпроекту» разработку планировочной структуры Советского района, па территории которого находится старый аэропорт, управление дало четкую установку — автовокзал на 800 мест. А получило (о, благословенные времена демократии!) альтернативный вариант.
Авторы проекта С. Саначин и Ф. Евсеева просчитали несколько вариантов размещения автовокзала и предложили построить его в другом месте. Их идею поддержали коллеги по институту, она нашла своих приверженцев у членов Градостроительного совета ГлавАПУ, в Союзе архитекторов ТАССР, у членов городского координационного совета по техническому творчеству молодежи. В мае 1989 года кафедра охраны природы Казанского государственного университета и Управление вневедомственной госэкспертизы ТАССР отвергли предложение ГлавАПУ об автовокзале на территории старого аэропорта — это сильно осложнило бы и без того опасную экологическую обстановку в Советском районе. Проектировщики из Новосибирска заверили, что проект будет переработан с учетом пожеланий казанцев.
Но этого не потребовалось. Судьбой старого аэропорта распорядился Совет Министров ТАССР, который встал на точку зрения ГлавАПУ.
Заведующий отделом рабочей молодежи горкома ВЛКСМ С. Туруллин писал в «Вечерке»: «Действительно, на освоение нового района уже израсходовано более 20 миллионов рублей. Но эти затраты нельзя целиком отнести к затратам на новый жилой массив. Например, котельная будет снабжать дома микрорайона Азино и некоторые микрорайоны Горок».
Брали в расчет экономическую сторону проблемы и проектировщики из «Казгражданпроекта». Если решение ГлавАПУ требовало семимиллионных расходов, то их предложение обошлось бы городу в один миллион.
Чем больше я вникала во все эти споры, тем более очевидным становился вопрос: что штурмует общественность? Не ведомственные ли амбиции?
Несмотря на все доказательства, порой действительно убедительные, о невозможности пересмотреть решения 1969 года, выявлялось простое стремление настоять на своем. Это не был диалог равных оппонентов. Официальные власти не столько убеждали общественность в правоте собственных решений, сколько лишний раз доказывали ей, кто в городе хозяин. Это стало особенно ясно на публичной дискуссии в Доме политпросвещения, которая проводилась в сентябре 1988 года. Неприятие людей вызвал не сам отказ, а ход обсуждения. По одному факту они сделали два вывода: во-первых, городские власти по-прежнему не считаются с мнением горожан, во-вторых, проявляя на словах готовность решать подростковые проблемы, они на деле не используют реальной возможности сделать хотя бы один шаг в этом направлении.
Вопрос о судьбе старого аэропорта приобретал принципиальный характер. Речь шла не столько о конкретном решении, сколько о доверии к властям. Я помню, как после выступления председателя горисполкома на дискуссии в Доме политпросвещения зал демонстративно покинули немногие подростки, которые пришли сюда. И хотя ребят из Приволжского района заботили совсем другие проблемы, не аэропорт, они убедились, что между взрослыми и подростками по-прежнему глухая стена непонимания.
Горисполком, а точнее ГлавАПУ, стоял насмерть. Не поколебали его даже публикации в центральной прессе. «В конце концов взрослые просто обязаны восполнить тот изначальный дефицит внимания, с которого, думается, и начались все беды», — писала в журнале «Кругозор» журналист В. Толмачева. «Что же выберут казанцы»? — этим вопросом завершала она свой второй репортаж из Казани. Первый был из зала суда по уголовному делу об убийстве Саши Степанова.
Перед сессией горсовета, где должны были обсуждаться проблемы народного образования, «Вечерняя Казань№; еще раз вернулась к судьбе старого аэропорта, рассчитывая на поддержку народных депутатов. Завершая обзор читательских писем 20 сентября 1988 года, газета обратилась к депутатам с такими словами: «Судьба молодежного центра технического творчества в ваших руках. Неужели мы до сих пор не уяснили себе, что есть такие решения, принимать которые в служебных кабинетах нельзя? Тут решающее слово должно принадлежать тем, ради кого решения принимаются».
Но депутаты не заметили ни этого призыва, ни наказа избирателей, под которым стояло 883 подписи. Рассуждая о путях совершенствования воспитания, они сочли вопрос об авиатехническом центре слишком мелким, чтобы обращать на него внимание. Я была этому свидетелем.
С резким осуждением решения Совмина ТАССР выступил в нашей газете С. Новиков. 5 июня 1989 года в статье «Только ли общественность проиграла?» он писал: «Как можно пренебрегать уникальными сооружениями, так нужными самодеятельным конструкторам? Тем же ангаром, построенным еще из крупповской стали. ГлавАПУ такого не соорудит, это уж точно. Ангар нуждается в реконструкции. Но ведь она обойдется дешевле. И зачем уничтожать отлаженный, обжитой, пропитанный духом авиации организм аэропорта? Ведь сюда же все задуманное впишется идеально».
В ответ было гробовое молчание. Ни одна из официальных организаций не стала убеждать казанцев в правильности принятого решения. Видимо, не сочли нужным.
* * *
Завершу комментом после статьи в газете «БИЗНЕС Online»:
Пора наконец то нашим руководителям понять, что такая рыночная экономика, когда всё стали считать выгодно-невыгодно привела страну в зависимость от запада. Ну ни как не может быть выгодной медицина, образование, культура и являться услугой. Не все меряется маржой и зарабатыванием бабок. Не надо забывать смысл и значение лозунга из нашего недавнего прошлого, что «Все лучшее — детям»
Л. Агеева