Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Что случилось со школой?
- Любовь Агеева
- 05 октября 2024 года
Наша беседа с моей любимой учительницей Тамарой Петровной Алясовой состоялась во второй половине 1990 года, когда я работала над книгой «Казанский феномен: миф и реальность».
Текст потом вошел составной частью в эту книгу. Есть он и в новом издании — «Стенка на стенку. Казанский феномен подростковых группировок» (Москва, изд-во АСТ, 2024). Не скрою, я его дополнила, поскольку за эти годы мы не раз, общаясь по телефону, говорили о школе.
Тамара Петровна со своей первой книгой
Размышляя о судьбе казанских подростков, я не могла не вспомнить собственное детство, школу, в которой училась, любимого учителя. Тамара Петровна Алясова вела в нашем классе историю, кроме того была директором нашей четвертой школы в небольшом городке Отрадном Куйбышевской области, где я училась с 4-го по 8-й класс. Она во многом повлияла на мое мировосприятие, увлекла своей профессией. Правда, учителем, как она хотела, я не стала, но в журналистике выбрала именно это тематическое направление ― образование и воспитание.
— Зная об истинном положении современной школы — и как мать, и как журналист, для которого народное образование — сфера особого интереса, не могу не видеть, какие серьезные деформации здесь произошли. Давайте сравним школу сегодняшнюю, спустя 25 лет после моего выпускного вечера, и нашу, четвертую школу.
Это было место, куда мы бежали с радостью. Помню не только уроки, но и работу в поле, на школьной кроликоферме. Помню, как на собранный нами металлолом был куплен новенький автобус для города, храню снимок с того события — мне как председателю совета дружины вручается символический ключ от автобуса.
— Я пока еще всерьез не осмысляла это. Давай подумаем вместе. Начнем с того, что 25 лет назад, как и сегодня, школы и учителя были разные. Тогда воспитание было в основном авторитарным. Оно и не могло быть другим в авторитарном обществе. Но не все школы были такими.
Атмосфера четвертой школы была другой. Мы стремились к тому, чтобы школа принадлежала в первую очередь вам, детям. Ты помнишь, и пионерская, и комсомольская организации работали у нас неформально. Мы старались сделать всё возможное, чтобы вам было в школе интересно. И чтобы вы знали, чем живет наш город, вся страна.
— Значит, уже в то время где-то в другой школе дело заменялось пустословием, пышным цветом расцветал формализм, оказавшийся таким губительным для воспитания?
— К сожалению, да. Я видела, что коллеги из других школ работают по-другому. Так, наверное, было везде. Сегодня ведь тоже так: кому-то из ребят повезет — и он попадет в добрые руки, кому-то нет — и он сполна познает, что такое авторитарная педагогика.
Но все-таки 25 лет назад атмосфера в целом в школах была здоровее. Меньше было очковтирательства, показухи. Я тогда была молодой учительницей, только что стала директором школы. Было много интересных планов, старалась работать нестандартно.
Дело тут не только в моих личных качествах, не в том, что у нас сложился хороший педагогический коллектив и был хороший контакт с родителями. Всё это важно. Но главное в другом — всё, что мы делали, совпадало с нашими истинными устремлениями и интересами. Не было лжи и лицемерия, которые появились позднее практически повсеместно. Был какой-то удивительно гармоничный мир, в котором всем было хорошо и радостно жить. При всём при том, что мы видели несовершенство нашей жизни, бедность нашей школы.
Ушел этот мир — и школа перестала существовать для ребенка как родной и желанный дом. Сегодня это отчуждение достигло катастрофических пределов. Изменилось государство, изменились общественные отношения — и школа стала другой. Школа перестала воспитывать, знания стали товаром, учителя — обслуживающим персоналом.
— Но как же вам удавалось сохранять этот гармоничный мир, если разрушение школы уже шло?
— Я думала над этим, читая Библию. Мы ведь тогда тоже были верующими. Только роль Бога у нас играла абстрактная идея. Что является основой всякой религии? Святая вера в абсолютные истины. Так вот, мы не сомневались ни в чем. И вас растили такими же. На уроках я цитировала слова Маркса о том, что всё надо подвергать сомнению, и тут же говорила: раз так сказал Маркс, значит, это истина, которую надо принимать без сомнения.
Мы были одержимы в своей вере. Мы не сомневались, что строим лучший мир. Мы проповедовали вам эти идеи — и сами жили ими. Когда отрыв слов от дела стал виден всем, дисгармония стала всеобщей. Разве школа могла оставаться в таких условиях гармоничной? Как одна морская капля являет все свойства моря, так и школа несет на себе отпечаток всего общества.
Сегодня положение школы особенно опасно: ни учителя, ни ученики ни во что не верят. Развенчаны и идеи, и герои, на примере которых мы вас учили.
— Но, может, идеи оказались с червоточинкой.
— Возможно. Но как жить без веры вообще? Нельзя забывать, что рядом с нами дети. Как они себя чувствуют в вакууме безверия? Детей, как утверждают ученые, лучше всего воспитывать на положительных примерах. Но где их взять, когда общество нацелено на отрицание всех авторитетов? Чем обернется для детей сегодняшняя пестрота мнений?
— Но ведь отрицая ошибочные ценности, общество очищается. Этот процесс необходим. Хотя мне тоже не по душе определенный мазохизм в критике нашего прошлого. В такой атмосфере не хватает свежего воздуха для дыхания, не видно перспективы...
— Признаюсь, я тоже в некоторой растерянности. Дело, по-моему, не в том, что критики много. Хотя про наш город этого не скажешь. Здесь перестройки пока не видно. Мы затеяли капитальный ремонт своего дома, всё от крыши до фундамента разрушили, а о том, в каких условиях жить дальше, не подумали.
— Наверное, надеялись, что ремонт будет недолгим. Да и нет у нас другого дома, чтобы сменить жилье на время ремонта.
— В том-то и дело. Значит, надо было подумать о том, чтобы процесс очищения не принес новых бед.
— В чем же тут наше спасение?
— В учителе. Он должен научить детей видеть мир не черно-белым, а объемным, многокрасочным. Это спасет наших детей от цинизма, и, будем надеяться, они сумеют, в отличие от нас, построить более справедливое и счастливое общество.
— Давайте вернемся к нашей школе. Меня удивляет та неприязнь, с которой сегодня относятся к отличникам. Это наблюдается и в школе, и в вузе. На страницах печати о них говорят тоже преимущественно иронично. Может, я ошибаюсь, но в нашей школе пятерки не были поводом для иронии.
— Ты не ошибаешься. В нашей школе отличников уважали. Но за этими пятерками стояли реальные знания, чего сейчас зачастую не бывает. Престиж знаний тогда был еще высок. Знаний, а не оценок!
— И когда он стал падать?
— После введения всеобщего среднего образования. Что было раньше? — слабый ученик оставался на второй год, потом, если хотел и мог, подтягивался до остальных — или уходил из школы, шел работать. Причем работал с желанием, чаще всего находил себе место по силам — и был счастлив. Ведь любая работа хороша, если она приносит человеку удовлетворение. Я вижу, с какой гордостью наша дворничиха оглядывает прибранный двор. Ей может позавидовать любой инженер, который работает из-под палки.
Одна из главных задач учителя, я считаю, — уловить тот момент, когда ученик не может или категорически не хочет учиться, но в нем есть желание физического труда. В годы твоей учебы это был естественный отбор. После введения всеобщего среднего образования уход из школы стал невозможен. Мы заставляли ученика делать то, к чему он питал явное нежелание, делали вид, что учим, а ученик просто отсиживал положенные часы, уверенный в том, что его всё равно переведут в другой класс. А это уже не что иное, как воспитание таких качеств, как лицемерие, ложь, наглость, равнодушие к делу, стремление без труда вынуть рыбку из пруда.
А ведь от того, что видит ученик в школе, во многом зависит то, как будет строиться его жизнь дальше.
— Последствия этого нравственного разложения мы будем ощущать еще долго. Школа воспитала целое поколение лентяев, людей недобросовестных и бесчестных, привыкших брать, но не желающих отдавать.
— Как вы, журналисты, легки на обобщения. Во-первых, мы делали это не по своей воле, во-вторых, в это же самое время школу заканчивали тысячи людей достойных.
— Но почему учительство страны не возмущалось, ведь вы не могли не предвидеть последствия этих ошибок?
— Это сегодня мы безбоязненно обсуждаем партийно-правительственные постановления. А что могла я, рядовой директор рядовой школы, поделать? Я была вынуждена принять правила игры. Ведь при оценке работы школы смотрели не на то, как мы реально учим и воспитываем, а на то, как хорошо мы встретим проверяющих, напишем отчет...
Мне удавалось воплотить свои замыслы процентов на сорок. Очень часто слышала: «Нельзя!». Помню, однажды, когда зарубили на корню очередную нашу инициативу, я даже расплакалась на заседании горисполкома.
— Мне трудно судить о жизни шестой школы, где вы были директором, а я — старшей пионерской вожатой. Работать пришлось мало, а потом, став студенткой, из Отрадного уехала вовсе. Но при наших встречах вы всегда говорили о каких-то новых идеях. То о школьных мастерских, то об эстетическом факультативе.
— Но знала бы ты, с каким трудом всё это воплощалось в жизнь! И с какой легкостью разрушалось, когда надо было выполнить чье-то указание. Не понимаю, зачем надо было закрывать у нас школьные мастерские, если в них школу труда проходили десятки старшеклассников? Объяснение простое: велено было создавать городской учебно-производственный комбинат. Мастерские разорили, а УПК их не заменил.
И сколько таких решений принималось сверху. И выполнять их приказывали всем, без учета местных условий, независимо от того, есть ли средства, кадры.
— Очевидно, что надо менять атмосферу школы. Но как?
— Надо сделать всё возможное, чтобы пробиться к душе ребенка, воспитать в нем культуру чувств. Это, пожалуй, главное. И это невозможно без гуманизации, демократизации образования. К сожалению, не все учителя это осознали.
— Я не помню, чтобы в мое время учителей заставляли как-то особо работать с трудными. Хотя, конечно же, были в нашем классе мальчишки, которых, по сегодняшним понятиям, можно отнести к педагогически запущенным. Кстати, несколько лет назад одного из них я увидела на Доске почета какой-то отрадненской организации.
— Мы не выделяли таких ребят из общей массы. Этому правилу я следовала всегда. Требовала от учителей не планов по профилактике правонарушений, а реальной, живой работы. Разобьем, бывало, всех таких ребят по учителям-мужчинам. Как и чем они заинтересуют мальчишек — это они выбирали сами. Кто-то увлекал автоделом, кто-то — спортом...
— В моем журналистском блокноте много историй о бедах современной школы. С особой тревогой пишу о репрессивной педагогике, при которой учитель всегда прав. Педагоги жестоки к детям, дети — к учителям. Скажите, откуда начинается жестокость? Где отправная точка?
— Как правило, первоисточник конфликта — ученик. Но от учителя зависит развитие этого конфликта: раздуть его до вражды и обоюдных страданий или задушить в зародыше. Я не беру случаи, когда в школе работают люди, которым это противопоказано. От них — большое зло.
В каждом классе стало больше детей с нервными заболеваниями, и они, как правило, агрессивны, жестоки, неуправляемы, очень сильно влияют на других. Иной раз идешь на урок, так к нему готовишься — ну, думаешь, сейчас всех удивлю. А заходишь в класс — он, как еж, ощетинился. Кто-то с кем-то подрался, кто-то кого-то обидел... И все твои планы долой. Но раздражаться нельзя.
Недавно узнала, что у экстрасенсов есть такое правило: не раздражай раздраженного. Это значит, сначала надо человека успокоить, а уж потом лечить. Вот так же должны работать учителя. Положить спокойно руку на плечо строптивого мальчишки, хотя он зверем на тебя смотрит. Сейчас с ним разбираться не надо. Потом, когда отойдет...
Конфликтовать с учеником — это значит, опуститься до уровня его ошибок, закрепить их, что не совместимо с главной задачей педагога — учить и воспитывать. Как можно учить тому, чем не обладаешь сам? На ребят сердиться нельзя. Как правило, у тех, кто нас беспокоит, сложная судьба, не всё в порядке дома.
Но я должна сказать, что и среди учителей много стало людей равнодушных. Особенно среди молодых. Мы порой забывали про собственные семьи, а сегодня иной учитель ни минуты не задержится в школе сверх положенного. Ни за что не будет работать с учеником дополнительно: двойка — и конец общению. Разве дети этого не чувствуют?
Такой я помню Тамару Петровну со школьных лет
— Сейчас много разговоров о педагогике сотрудничества. Но у меня такое ощущение, что я всё это знаю из жизни. По-моему, наша школа жила по таким законам.
— Да, это было, было, это хорошо забытое старое. Спасибо учителям-новаторам, что они нам напомнили. Но это возврат на новом витке. Новаторы пытаются все школы сделать открытыми для детей, пробуждают в каждом учителе творчество, собственное «я».
Но не стоит забывать: воспитывает не одна школа.
Любовь Агеева
1990 год