Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Марсель Салимжанов: «И всё начинается сначала»
- Зиля Валеева
- 01 ноября 2024 года
Беседа корреспондента «Вечерней Казани» Зили Валеевой с главным режиссером Татарского академического театра имени Г. Камала Марселем Салимжановым состоялась в октябре 1980 года.
В преддверии 90-летнего юбилея народного артиста СССР Марселя Салимжанова (1934–2002) размещаем текст этой беседы в нашей рубрике «Читальный зал».
Осталось несколько часов. Гулкий зал заполнят зрители. Радостно прозвенит звонок, и, как две птицы, разлетятся в стороны половинки вишневого занавеса.
Первый день открывающегося театрального сезона...
— И всё начинается сначала, – улыбнулся Марсель Хакимович Салимжанов.– Вчера заглянул в чью-то гримерную: уже «обжита». Артисты «пробуют» сцену, соскучились по своему дому...
Первый день, трогательный и неспокойный. Будто опять пришел в театр начинающим режиссером и надо ставить первый спектакль.
– Марсель Хакимович, а когда-то ведь состоялся самый первый для вас спектакль. Кем вы на нем были!
– Я был... сыном. Сыном актеров. Родился и вырос во флигеле театрального здания. И первые сцены мне представляли в лицах родители. Я, конечно, говорю о сценах из спектаклей.
Мы с мальчишками, бегали в главное здание, замечательные игрушки находили в бутафорском цехе. И как человек, который впервые попал за кулисы, боится сделать неверный шаг, так и я скорее заблудился бы в большом просторном зале, чем в бесконечных закоулках служебных помещений.
Участвовал в спектаклях. А в восемь лет сыграл старика. Во время войны в нашем театре шел спектакль «Ходжа Насретдин». В массовых сценах вместе с другими действующими лицами появлялся и смешной визир в крохотном шелковом халате и колпаке, с трясущейся бородкой. Это был я.
– Кажется, все дороги вели вас в театр. А вот есть в Казани юристы, которые помнят вас однокурсником, студентом юридического факультета. И болельщики, которые помнят спортсмена Марселя Салимжанова...
– Давно это было. Далее грустно вспоминать. Да, пять лет учился я в университете. Фехтовал. И по этой причине опять... попал в театр. В те годы известный режиссер Валерий Михайлович Бебутов ставил в нашем театре «Короля Лира». Он предложил мне поставить сцены боев. С этим спектаклем казанские артисты выезжали в Москву на декаду литературы и искусство.
После окончания ГИТИСо я долгое время работал в Казанском ТЮЗе. Начало не принесло мне радости. Работал вроде бы с настроением. Но так увлекся мелочами, что упустил сверхзадачу. В первой постановке были удачные эпизоды, успехи актеров, а спектакль не получился. Смешение фарса и драмы, романтизма и реализма, отвлекающие детали. Словом, «Парень из Кырлая» – это моя ошибка. А ошибка режиссера – неудача спектакля. И зритель с такого представления уходит равнодушным, не разбуженным, что ли.
– Значит, вы считаете, что в конечном счете всё решает режиссер?
– Нет. Это было бы неточно. Я никогда не участвовал в спорах, где актеры противопоставляются режиссеру, а он в свою очередь драматургу. Я – за театр. За союз автора пьесы, постановщика и актеров. Но…
Есть такое удивительное гоголевское определение: режиссер – это хоровождь. Человек, создающий и ведущий за собой единство. «Хоро» – у болгар танец. Люди берутся за руки, и образуется хоровод. Движения, когда их повторяют пять, шесть, десять человек, приобретают новый смысл – смысл единства. А хоровождь –– вождь этого единства. Создание духовного единения – наверное, главная цель нашей работы.
– Вы сейчас смогли бы вспомнить, как становились режиссером?
– Попытаюсь, хотя четко расписать становление, конечно, трудно. Меня вот удивляло и пугало то, что ребята даже с дипломом режиссера уходили из театра. Кому-то не удавалось перешагнуть первую неудачу, другие терялись перед маститыми актерами. Третьих отпугивала ответственность. А ведь всё это непреходящее испытание не только для начинающего, но и опытного режиссера. Праздники у нас редки. Ведь даже после удачной работы остаются сомнения, чувство незавершенности. А это, наверное, от того, что в общем-то человеку хочется, но очень сложно выплеснуть всего себя в работе над одним произведением.
Когда-то от неуверенности начинал советоваться с коллегами. Были и ценные подсказки, но очень скоро понял, что режиссер – это «одинокая» профессия.
Не люблю выражения «режиссер спас спектакль». Так не бывает. Спектакль, с которого зритель одухотворенный уходит – это всегда результат счастливого творческого содружества.
– А как же вы находите таких соавторов!
– Работа над спектаклем начинается уже с первой читки. Есть люди, которые вообще не любят читать пьес. Для меня это не только профессиональный долг, но и удовольствие. Я еще в детстве углублялся в пьесы. Вместе с героями участвовал в сражениях, любил и плакал.
Уже с первого акта начинаю понимать, буду ставить эту вещь или нет. Бывает, что и «скроена» пьеса грамотно, и герои живые, а вот не трогает. А в другой и недостатки сразу видишь, зато есть такое, что уколет в самое сердце, и уже нет покоя. Я когда «свою» пьесу читаю, в лицо краска ударяет. От волнения начинаю ходить по комнате. Всё это верные признаки начала работы. Но только начала. Сам спектакль я еще не вижу, знаю только, что я хочу сказать.
А как? Это определяю после первой встречи с» актерами. Вот они сидят, за столом, без грима, без костюмов, просто читают по ролям. Однако уже с этого момента начинается поиск формы…
– И у вас появляются помощники в работе! Ведь артисты тоже предлагают свои варианты.
– Раз уж началась репетиция, все теоретические споры прекращаются. Другое дело, если актер сможет показать мне, как он видит свою роль. Тут у нас закон суровый: сыграй и убеди. А как ты думаешь и прекрасно рассуждаешь – это в дело не годится. Очень люблю работать с Шаукатом Биктимировым. Это актер, который вдохновляет режиссера.
– Марсель Хакимович, вы говорили о трудностях встречи начинающего режиссера с театром. Наверное, было поначалу чувство неуверенности и новизны, когда вы переходили из ТЮЗа в театр Камала. Во-первых, национальный драматическим коллектив со своими особенностями, во-вторых, труппа, в составе которой народные артисты СССР, те, кто утверждал славные традиции глубокой реалистичности и народности татарского театра...
– И в-третьих, новый главный режиссер в моем лице... О трудностях не думал. Со многими артистами я вырос в одном доме. Через фанерную перегородку рядом жили ведущие артисты татарского театра. И все-таки была задача такой сложности, что я растерялся. Ведь предстояло стать как бы духовным наставником людей, которыми восторгался и восторгаюсь.
Поначалу репетиции проходили вяло: артисты сами по себе, а я в одиночестве. Безмерно, благодарен народному артисту СССР Халилу Абжалилову. Как-то он остался со мной после репетиции. Поговорили. И вдруг предложил: «Ты начни с порядка. В последнее время и на репетиции опаздываем, и готовимся так – сяк. Для начала – завтра на репетиции отругай меня. А потом возьмёшься за остальных».
Аккуратный, деликатный человек, и к нему-то как раз у меня не было никаких претензий.
Я воспользовался этой подсказкой.
И только через много лет по-настоящему оценил этот мудрый совет. Дисциплина – это было начало сотворчества. Благодаря ей удалось достичь и взаимопонимания, и доверия актеров.
– Театр часто обращается к творчеству драматурга Туфана Миннуллина. Ваш спектакль «Старик из села Альдермеш» удостоен Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского. Скажите несколько слов о вашем содружестве.
– В пьесах Туфана Миннуллина меня привлекает неоднозначность героев, такие ситуации, которые на первый взгляд кажутся невероятными. И чем фантастичнее сюжет, тем правдивее и реалистичнее герои. В выдуманных драматургом условиях живут люди сильные духом, как, например, оптимист и жизнелюб старик Альмандар. И боль, и радость Миннуллина – живые герои.
Мне нравится и то, что драматург постоянно ищет новые формы, экспериментирует. Много лет мы работаем вместе, и он всегда приятно удивляет. В этом году мы собираемся поставить его пьесу о Мусе Джалиле. Это философская притча о героизме. С нетерпением ждут начала работы...
– Ну, а мы будем ждать премьеры. Новых работ театра. А сегодня от имени наших читателей поздравляем вас с началом нового театрального сезона.
– Спасибо. Это очень волнующий для меня день, и в самом деле, кажется, что всё начинается сначала.
Интервью взяла 3иля ВАЛЕЕВА
«Вечерняя Казань», 4 октября 1980 года