Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Март 2025 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1990 - Совет Министров ТАССР принял постановление о прекращении строительства атомной станции в республике. Однако его мало кто заметил, поскольку решение об АЭС принималось не в Казани, а в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Говорить, что нечто появляется из пустоты, не приходится

Научные интересы Рамиля Гарифуллина, доцента Института психологии и образования КФУ, кандидата психологических наук, заслуженного работника культуры РТ, выходят далеко за рамки криминальной темы, но высказать свое мнение о вражде казанских группировок он не отказался.  

Его точка зрения, изложенная в интервью Любови Агеевой сильно отличается от того, что казанцам известно из других источников.  Психолог рассматривает «казанский феномен» на широком фоне жизненных явлений, не находя в подростковых группировках чего-то экстраординарного, феноменального.

― Как вы думаете, Рамиль Рамзиевич, был ли феномен казанским?

Никакого феномена не было нечто подобное происходило во многих регионах Советского Союза. «Казанский феномен» явление более публицистическое, чем реальное. Так назвал увиденное в Казани один московский журналист, и это понятие все подхватили.

― Вы далеко не первый, кто винит журналистов. Но ведь процесс массового группирования подростков в городе возник гораздо раньше, чем о мотальщиках начали писать «Комсомолец Татарии» и «Вечерняя Казань». Был же какой-то спусковой крючок для повсеместного распространения гопничества в 80-е годы? Как так могло получиться: вчера «контор» не было, а сегодня они по всему городу?

Ничего не возникает на пустом месте. Специфика этого явления в Казани, связанная с особенностью города, этносов, здесь проживающих, общественных институтов, с попустительством и неспособностью власти влиять на происходящее  и другими факторами отдельная тема. Но и в этом в те годы было много универсального для всех регионов страны.

Осмысление этой феноменологии не сделано. Я бы взялся, но у меня хватает пока иных проектов. Истина ― в самих участниках этих группировок, в их рефлексии.  Приходится с ними общаться. Они уже люди взрослые, но, увы, у них не хватает навыка понять, почему они так себя в то время вели. Нужен индивидуальный психоанализ.

Полезна не их долгая болтовня, ее сейчас много в интернете. Для исследователя важны некоторые ключевые фразы. Важно не ЧТО они говорят, а КАК они говорят.

― С чем же было связано массовое группирование подростков? Есть ли какая-то главная причина?

Общество, государство, конкретные представители власти паразитически используют мощный пацанский максимализм, их понятия чести и товарищества, желание почувствовать свою сущность в пограничной ситуации между жизнью и смертью. Если государство не предлагает такой возможности, возникает их самоорганизация. И в этом сущность феномена всяческих пацанских группировок, в том числе, казанских.

Греховность мира в том, что в нем хронически, из поколения в поколение, в процессе глобальных и локальных войн всегда преимущественно льется кровь вчерашних пацанов, не имеющих зрелого осмысления жизни. Осмысление есть у зрелых людей, и они чаще избегают войны.

Казань стала городом, в котором проблема группировок была осознана как проблема государственной и национальной безопасности. Поэтому государство вмешалось.

― Вмешалось не государство, а конкретные люди. Правда, долгое время они не хотели ничего замечать. Видимо, каждому должностному лицу нужен был личный опыт, который припер бы к стен­ке, чтобы понять всю сложность положения. Но у меня нет фактов об опасности национальной или государственной.

Когда жизнью в обществе, государстве управляет криминал разве нет в этом опасности?  

― Именно так было в 90-е годы.

И в 80-е так было. Только вы этого не замечали. В 90-х годах мною была разработана теория социальных лабильных заготовок общества. Согласно этой теории, в обществе всегда существуют как бы зародыши эмбрионы или некие социальные флуктуации, которые еще не имеют глобальности и организованности. Этими «эмбрионами» являются вначале сами индивиды личности, в частности, подростки, открытые к проявлению максимализма, с чистотой помыслов. Но именно эти установки и мечты подростков становятся мишенями манипулятивного воздействия людей взрослых, в частности, авторитетов криминального мира.

На начальном этапе «эмбрионы» не способны разрастаться, они ждут  своего часа, то есть определенных социально-критических условий, при которых резко начинают разрастаться. В частности, в этом заинтересован преступный мир, который пасет государство через систему «воров в законе». При слабости государства он имеет возможность влиять на власть.

Казанские «конторы» это продукт развития таких лабильных заготовок, способных к самоорганизации. Таким образом, говорить, что нечто появляется из пустоты, не приходится. 

Люди всегда стремятся к самоорганизованности, особенно когда нет развитого гражданского общества. В обществе есть структуры для этого, есть первичная социограмма. И всегда есть противостояние тех, кто хочет влиять.  Власть это знает и имеет механизмы для такого влияния. В этом залог выживания государства. Если власть и государство никак не влияют на жизнь людей, то в обществе всегда найдутся желающие для такого влияния.

― Мы это видели в 90-х годах, когда влияние было уже открытым. 

Поэтому я и говорю: «казанский феномен» был симптомом государственной и национальной опасности.

― Вы не думали, почему так популярен сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»?

Для объективности необходимо учесть, что были мощные инвестиции в раскрутку сериала в интернете. Ротация, тираж информации двигают любой видеоконтент. И зарождается, согласно моей терминологии, эмпирическая эстетика, основанная не на мастерстве киноленты, а на тираже и массовости. То, что выходит в тираж, временно становится родным и своим. Киноэстетика толпы это не киноэстетика отдельного кинозрителя! Это нечто иное.

Если бы не было этого, не было бы такого мощного резонанса.  Всё расковыряли — и всё задвигалось за небольшой промежуток времени. В противном случае эта тема продолжала бы находиться в спячке.  Волна популярности пацанов спадёт, и о книге Гараева, и про сериал забудут. Помнят только фундаментальное.

Вопрос   кому этот проект понадобился? Вряд ли это связано лишь с мотивами кинопродюсеров получить больше прибыли. Думаю, эта тема выбрана кем-то в качестве инструмента манипуляции. Только время покажет, кем и кто станет ее жертвами.

― Вас беспокоит романтизация преступности в сериале?

Здесь не всё так просто. Может, и не ставилась задача романтизации криминального мира. Важно, какой киноэстетикой наполнен зритель: садомазохистико-злорадной или воистину сопереживающе-эмпатической?  Это необходимо изучать. Людям хорошо наблюдать за ужасом вне собственной постели   на экране ужас, а у меня под одеялом всё хорошо.  На этом, в частности, основывается киноэстетика фильмов-ужастиков.

Если эстетическая ткань фильма соткана так, что стопроцентно вызывает у любого кинозрителя зависть и симпатию к криминальному персонажу, то тогда это проблема создателей киноленты. Но если эстетические процессы начинают зависеть от индивидуальной психологии кинозрителя и он сам выбирает, какому герою симпатизировать: криминальному или антикриминальному, то это уже не проблема создателей фильма, а проблема самих зрителей.

Помню, как я был экспертом-психологом при оценке последней постановки оперы «Джалиль» Назиба Жиганова на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Один политик подал иск в суд на том основании, что в опере используется фашистская свастика, которая, по его мнению, является пропагандой фашизма. В проведенной мною экспертизе было доказано, что свастика и всё фашистское на сцене вызывает у зрителей омерзение. В результате иск суд не удовлетворил.

Я многие годы читал лекции по психологии и социологии кино. В интернете они есть.

В случае с фильмом «Слово пацана. Кровь на асфальте» такая же ситуация. Здесь романтизация не при чем. Мои исследования показали, что немалая часть казанцев, которая помнит эти времена, так и не набралась воли и желания посмотреть или досмотреть этот сериал до конца. Другая часть устроила себе психотерапию ностальгией, чтобы закрыть незавершенный гештальт, то есть, при просмотре завершила эту историю в своей душе.  

Но есть и немалая часть аудитории, которая смотрела на сериал с любопытством, наполнившись эстетикой сопереживания и познания «казанского феномена». Здесь важна дифференциальная психология: возрастная, гендерная, социально-статусная и другая. Всё не так просто, как у дилетантов-экспертов, которые сейчас пиарятся в СМИ на волне популярного сериала.

― Как вы думаете, почему казанские подростки, по мнению многих исследователей, были агрессивнее, чем в других городах?

Феномен жестокости это тема соотношения индивидуальной и групповой агрессии.  При переходе от индивидуальной к групповой агрессии имеет место эффект заражения, подражания и обстоятельств. Согласно моей модели, существует треугольник агрессии: давление обстоятельства оправдание. Давление это давление внешнее (группа, лидер) и внутреннее (страхи и тревога). Обстоятельства  инцидент, безнаказанность, криминальные авторитеты, наличие оружия и другое. Оправдание агрессор. Не имеющий оправдания и идеологии есть слабый агрессор.

 У подростков это было на уровне убеждений. А сформированного мировоззрения не было, поскольку реальность и то, что они слышали, не совпадали с тем, что они знали и видели. И дома, и в школе, и в газете, и на улице. Везде.

Моя концепция  агрессии нет, а есть защитная реакция тревожного человека на воздействие. Эта реакция чаще всего бывает агрессивной. Попробуйте погладить кота, когда он ест. Сначала он показывает тревогу и лишь потом кусается. У подростков была тревога от неопределённости и двойственности восприятия социума всё этов 80-х годах было на пике.

Повторюсь, это была общесоюзная ситуация.  Прикормленность столицы и некоторых республик при дискриминации других регионов усугубляла механизмы тревоги.

― Можно ли ждать повторения подобного феномена?  

Повториться такое не может. Я писал об этом в монографии «Основы постмодернистской психологии». Тревога в современном мире снимается в интернет-пространстве. Энергия тревоги стравливается в виртуальный мир. Социальность умирает.  

Возросли информированность и объективность восприятия проблем общества. Манипулировать и влиять в таких условиях трудно. Если отключат интернет, то вероятность усилится.  

При рассмотрении вопросов безопасности государства выделяют проблемы национальной и государственной безопасности. В настоящее время состояние общества требует более глубокого и отдельного рассмотрения различных составляющих национальной безопасности. В частности, я включаю сюда психологическую безопасность. Желающих узнать об этом подробнее отсылаю к моей научной работе «Концепция Российской психологической безопасности», которая есть в интернете.

По моему мнению, именно психологическая безопасность на современном этапе развития нашего общества выступает в качестве стержня, обеспечивающего национальную и государственную безопасность страны. Психологическая война (идеологическая война в нее входит лишь как составляющая), навязанная нам Западом, в настоящее время уже не является такой актуальной, как внутренняя психологическая война, которая, по сути своей, уже стала гражданской. 

Людине могут сориентироваться в этой вакханалии ненужной и нужной правды, идиотизма и интеллектуальности, любви и порнографии, истинного искусства и суррогатов бездарных, но богатых теледеятелей и т.д. Мы имеем немало примеров, связанных с психологической (эмоциональной и интеллектуальной) деградацией граждан, что уже приносит значительные материальные потери и даже человеческие жертвы. В психологии известно, что долгое отсутствие четкой направленности сознания и установок ведёт к быстрой деградации личности. Аналогию можно перенести на общество. Это уже проблема выживания нации и её будущих поколений.

Проблема психологической безопасности возникает, главным образом,  не из-за отдельных малочисленных структур и слоев общества, а от общества в целом, если оно обладает социально-патологическими свойствами. В процессе исследований мы пришли к выводу, что в настоящее время социальная патология общества связана не с социальными и экономическими условиями, а с психопатологическими свойствами его граждан.

В раздвоенном обществе, где имеет место раздвоенность и неопределенность базовых ценностей, не может не быть отсутствия какой бы то ни было направленности общественного сознания. Многие уверены, что достаточно накормить этого «шизофренического монстра», как все проблемы отпадут автоматически — и сразу появится настроение, направленность сознания, идейность и т.д. К сожалению, это не так. Накормив больного монстра, мы обнаружим, что на роскошном кресле и в прекрасном офисе сидит сытый субъект и плюёт в потолок. Часто это необратимый деградационный процесс.

Необходимо перестраиваться, делая упор не только на социально-экономические, но и на социально-психологические факторы. Именно сейчас, как никогда, необходима усиленная работа философов, психологов, культурологов, социологов, политологов направленная на создание качественно новой концепции развития общества, основанной на особенностях нашего родного Отечества, а не на других, даже привлекательных вариантах.

 

Интервью опубликовано в книге Любови Агеевой

«Стенка на стенку. Феномен казанских подростковых группировок»

(Москва, изд-во АСТ, 2023)

 

НАША СПРАВКА


Рамиль Рамзиевич Гарифуллин, кандидат психологических наук, доцент. Психолог и психотерапевт; один из разработчиков отечественной  манипуляционной психологии и психотерапии, нанопсихологии, автор книг по психологии манипуляции и ряда телевизионных и издательских проектов.

Учился в Казанском государственном университете на  физическом (1984) и психологическом факультетах (1991), а также в Психоневрологическом  институте им. Бехтерева.  С 1990 г. — директор Центра психологической  консультации и реабилитации им. З. Фрейда, первого в Казани.

В 2000-2002 годах преподавал в Казанском социально-юридическом институте. В 2003-2016 годах  — доцент кафедры психологии и педагогики Казанского государственного института культуры, с 2017 года — доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета.

Член Российской психоаналитической ассоциации.  Руководитель Татарстанского отделения. 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить