Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Казань. Музыка. XX век»
- Георгий КАНТОР
- 20 января 2005 года
Известный музыковед Георгий Кантор, долгие годы просвещавший казанскую публику со сцен Актового зала консерватории и оперного театра, со страниц газеты «Вечерняя Казань», ныне живущий в Израиле, написал очередную книгу об истории музыкального искусства Татарстана.
Как он сам пишет, она базируется на том, что было написано ранее, но на этот раз материал не только систематизирован и дополнен более подробной информацией. Автор рассматривает музыкальную жизнь на фоне общей характеристики Казани как крупнейшего экономического, административного и культурного центра России, где уже многие годы развиваются несколько национальных культур, прежде всего русская и татарская.
При написании книги использованы дипломные и диссертационные работы студентов и аспирантов Г.Кантора в Казанской государственной консерватории.
Книга «Казань. Музыка. XX век» состоит из четырех глав: «Оперная жизнь», «Концертная жизнь», «Музыкальное образование» и «Мысль о музыке и музыкальная наука». Завершается исследование приложением, которое представляет большую ценность для музыкантов и музыковедов. Автор представляет весь оперный репертуар театра им. М.Джалиля, репертуар симфонического оркестра 1967-2000 годов. Отдельным блоком идут персоналии.
Со страниц книги встает город с многолетними культурными традициями, который подарил мировой музыке десятки известных композиторов и исполнителей, город, в котором многие годы гордились ими, а не заезжими спортсменами, город, в котором было престижно ходить на концерты и в оперный театр. Сравнивая его с сегодняшней Казанью, читатель будущей книги не раз вздохнет, испытав ностальгию по той удивительной атмосфере, которая заставляла приезжать к нам многих мировых знаменитостей. А потому есть одна проблема, которая может помешать читателям встретиться с новой книгой Георгия Михайловича. У него нет личных средств и нет богатых спонсоров, которые помогли бы издать ее. Он передал фрагменты рукописи в редакцию «Казанских историй» в надежде, что кто-то, возможно, откликнется на его призыв оставить потомкам системную историю культурной жизни Казани прошлого века. Мы тоже будем на это надеяться. Потому что знаем: Георгий Кантор не мог написать плохую книгу. Даже хорошей книги у него быть не может. Он всегда пишет только отлично! Связаться с ним можно с помощью редакции.
Во введении Г.Кантор дает свою периодизацию XX века применительно к истории музыкальной жизни Казани. Предлагаем вашему вниманию фрагмент введения.
Первый период (1900-1918)
Он характерен сложившимися формами некоторых сторон культурно-музыкальной жизни. Стационарно функционировали драматическая и оперная труппы (правда, в одном театральном здании – городском театре, сгоревшем в 1919 году). Нерегулярно, но достаточно часто выступала в Казани в разных помещениях и татарская театральная труппа. Открылось и набрало большое количество учащихся Казанское музыкальное училище, имевшее свое помещение. Казанское отделение Российского музыкального общества организовывало камерные, а иногда и симфоническое концерты. В летние месяцы, примерно с 1914 года, в Русской Швейцарии (парк Горького) были даже абонементские симфонические концерты. Работало несколько клубов, где устраивались музыкальные и театральные вечера, несколько «синематографов» любительских обществ, музыкальных студий, музыкальных классов и т.п. В учебных заведениях было прекрасно поставлено хоровое пение, давались концерты. Учтём также 30 постоянно действующих церковных хоров, регентские классы при музыкальном училище – и мы получим достаточно разнообразную картину музыкально-культурной жизни начала века.
Присовокупим сюда крупных гастролеров: Рахманинова. Скрябина, Иосифа Гофмана, Ванду Ландовскую, Яна Кубелика, знаменитых оперных русских певцов, включая Шаляпина, Симфонический оркестр Кусевицкого.
Почти вся музыкально-театрально-художественная жизнь была в частных руках (за исключением учебных заведений), весьма скудно финансировалась из государственных источников, но благодаря большому количеству профессионалов, искренне преданных своему делу, поддерживалась на довольно высоком для тех времен уровне.
Отметим уже тогда уникальный двунациональный характер культурной жизни, правда, с сильным преобладанием «русского» элемента, естественным для демографической ситуации и сложившихся традиций того времени.
Второй период (1918-1930)
Он характеризуется кардинальным и насильственным сломом всего социального устройства страны. Политическая власть находится в руках наименее образованной части населения. Применительно к Казани особую роль играют выдвиженцы из татарского населения, не «запятнавшие» себя связями со старой буржуазией и националистическими кругами. Возникает множество клубов, культурно-художественных объединений, курсов, маленьких театриков, главным образом, на базе красноармейской самодеятельности. Реконструируются старые и возникают новые учебные заведения в области культуры. Открывается Восточная консерватория, действовавшая под разными названиями.
Зато исчезает из городской жизни оперный театр как некая ее культурная константа. Прекращаются регулярные симфонические концерты, резко уменьшается количество профессионалов-музыкантов высокой квалификации. В то же время намного возрастает число учащихся-музыкантов, особенно из татарской молодежи.
Появляются первые пособия по музыке на татарском языке, на композиторском горизонте видим первых профессионалов из татар. Принципиально новым музыкальным явлением было появление «коллективных» татарских опер – «Сания» и «Эшче», поставленных на сцене Татарского театра им. Камала.
Третий период (1930-1950)
Он характеризуется стабилизацией культурных учреждений. Резко возрастает число студентов, достигшее почти 70 тысяч. Складывается чрезвычайно мобильно-устойчивая студенческая аудитория казанских театров и концертных залов. Внутри вузов возникает интересная и бурная культурная жизнь (театральные, музыкальные, хоровые коллективы), расцветает художественная самодеятельность.
То же относится и к дворцам культуры и клубам, щедро финансируемым предприятиями. Появляются творческие союзы, в том числе композиторов. Образовался Татарский ансамбль песни и танца, открылась Государственная филармония им. Г.Тукая. Крупным художественным событием стало открытие Татарского театра оперы и балета (в дальнейшем ТАТОБ). Началось регулярное радиовещание, был создан Радиокомитет, которым проводилась большая работа по культурному воспитанию и музыкальной пропаганде.
Огромный приток в Казань музыкантов, ученых, вообще, художественно-научной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны необычайно стимулировал всю культурную жизнь. В год окончания войны была открыта Казанская консерватория.
Разумеется, вся культурная жизнь находилась под неусыпным надзором соответствующих партийных структур. «Шаг вправо, шаг влево» неукоснительно карались. Так было с делом С.Габаши, которого вынудили покинуть Казань, с постановками некоторых опер Н.Жиганова, с репертуарной политикой театров им. Камала и Качалова, с программами Татарского ансамбля песни и танца.
И, тем не менее, я склонен считать этот период чрезвычайно важным для всего последующего культурного процесса Казани.
Четвертый период (1950-1975)
В этот период возникает интерес к художественным явлениям на более высоком профессиональном и культурном уровне потребителя культуры. Прошла Великая война, много высветившая в сознании людей. Они по-иному стали относиться к образованию и воспитанию своих детей, стараясь дать им как можно больше в области культуры и искусства. Широко разрослась сеть специальных художественных, музыкальных, спортивных школ, клубов, студий.
В этот период – громадный интерес к поэтическим вечерам. В музыкальном плане громадную роль сыграла здесь филармония. В 1967 году первый концерт дал вновь сформированный симфонический оркестр республики. Построен концертный зал консерватории, который стал главной музыкальной площадкой города. Симфонический оркестр, по сути, определил развитие симфонической культуры в композиторском мышлении. И в слушательском тоже. Возникла невиданная до сего форма детских симфонических абонементов.
Казань начинает выступать как продюсер академической и национальной культуры в республике и на обширном пространстве СССР. Появляются первые научные исследования в искусствоведении, созданные казанскими учеными. Созданы новые вузы в области культуры и искусства: музыкально-педагогический факультет пединститута (ныне КГПУ) и Казанский институт культуры (ныне академия культуры и искусства); при консерватории открылась специальная средняя музыкальная школа для одаренных детей.
Пятый период (1975-2000)
В XXI век Казань вступает как один из притягательных европейских культурно-музыкальных центров. Широкие связи и с восточным миром (Турция, другие мусульманские страны). В этот период город стал подлинным центром международной татарской диаспоры.
На месте Актового зала консерватории возникло превосходное здание Государственного концертного зала, оснащенное превосходным инструментарием и техническими средствами. Установленный в главном концертном зале орган «Flentrop» позволяет на самом высоком уровне проводить органные вечера и фестивали. Важными концертными площадками стали залы нового университетского центра «УНИКС».
Важную роль не только как музейные, но и как музыкальные центры стали играть музеи Горького и Сайдашева. ТАТОБ с начала 80-х годов стал проводить сначала всероссийский, а затем международный фестиваль имени Ф.Шаляпина, привлекший лучших певцов России.
Этот театр в течение последнего десятилетия совершил подлинный «прорыв» в Европу, его оперная и балетная труппы – постоянные гастролеры во многих странах. В Казани возник еще один международный фестиваль – балетный, имени Р.Нуреева.
Крупным музыкальным событием стали фестивали «Европа-Азия». Казанская консерватория проводила всероссийские и международные конкурсы скрипачей, пианистов, органистов. Прошли международные конкурсы вокалистов имени Шаляпина и Глинки.
С 1979 года, когда была учреждена газета «Вечерняя Казань», культурные новости стали важнейшей темой. Сама «Вечерка» принимала участие в организации многих фестивалей: оперного им. Шаляпина, классической музыки «Вечерняя Казань», фестиваля «Джазовый перекресток».
Книга наша – историческая. Все мы понимаем, что история – область конкурирующих мифов, где всегда сталкивались порой взаимоисключающие концепции. В зависимости от победы(?) той или иной концепции зависят не только наши представления о минувшем, но и само минувшее.
Трактовка истории, и в частности истории искусства, всегда служит интересам определенных общественных групп, сообществ, продиктованным установками психики, матрицами предрассудков, даже массовым вздором. Прошлое никогда не заканчивается, и искусство – тому живой и яркий пример. Именно в искусстве мы это прошлое редактируем, переоцениваем.
Я отчетливо осознаю, что лет через 30 мое исследование будет казаться чем-то иным – может быть, наивным, прекраснодушным или зловредным…
"Казанские истории", №1-2, 2005 год