Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Талант зажечь других
- Любовь Агеева
- 26 мая 1988 года
Об этом коллективе самый резон рассказать в мае – месяце, когда была создана Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Поскольку называется он весьма красноречиво – «Пионерия Татарии».
Правда, приходилось слышать недовольные голоса: по какому, мол, праву уполномочили себя представлять красногалстучную армию республики? Хотя право что ни на есть реальное. Потому что каждый раз, когда в афише значится выступление этого коллектива, на сцену выходят ребята в красных галстуках.
И когда концерты, что называется на выезде: в Москве, Ижевске или других городах, представительство правомерное, поскольку это детских хор – один из лучших в Казани.
Первоначально студия, которую создала в Кировском Доме пионеров Н. Сизова, называлась «Пионерия». Как и более известный в стране собрат из города Железнодорожного. «Мы были первыми, возглавив студийное движение в стране», – объясняет Г. Струве, объясняет руководитель это подмосковной студии. Послушав как-то наших ребят, он посоветовал казанским коллегам добавить слово «Татарии».
«Такой хор делает честь республике, у него есть свое яркое лицо», – пояснил он свое предложение. Так и сделали. С тех пор студия стала называться «Пионерия Татарии».
А начиналось все в сентябре 1981 года. Уже тогда опытный хормейстер Наталья Федоровна Сизова поняла, что система музыкальных кружков – это не тот путь, по которому развиваться всеобщему музыкальному образованию. Возможности кружков очень ограничены. А планы у нее были большие.
Единственный путь к их осуществлению, который первым нашел Георгий Струве, – полный хозрасчет. Но это сегодня хозрасчет в чести. А тогда путь к нему был тернистым. Боялись, что родители не захотят вкладывать деньги в хоровые уроки. Инструмент – это привычно, престижно. А хор…
Менее чем через год студия заявила о себе. Ее концертный хор пригласили для выступления в Москве, в зале училища имени Гнесиных, откуда ребята вернулись с грамотой Всероссийского хорового общества. Затем были выступления в Ленинграде, Клину, Долгопрудном, в звездном городке, на композиторских фестивалях в Йошкар-Оле и Саранске, на фестивале ««Кубанская весна». И, конечно, в Казани.
Среди последних выступлений хора Сизовой – мартовские концерты в Ленинграде, где казанские ребята исполнили две кантаты композитора Якова Дубравина и несколько акапельных произведений. После этих гастролей в Министерство просвещения ТАССР пришло благодарственное письмо от руководства Дома кинематографистов (на его сцене юные казанцы пели вместе с солистами Ленинградской филармонии). А Дубравин подарил детям свои новые сочинения.
Всего за время существования студии Сизова со своими питомцами выходила на сцену свыше двухсот раз.
По-разному относятся к успехам Натальи Федоровны ее коллеги. Знаю, у нее есть много не доброжелателей. И на своем счету она имеет не только благодарственные письма, но и злобные анонимки. Одним не нравится ее характер, другие исповедуют иные принципы воспитания детей, третьи просто завидуют ее успеху. Почему в Москву приглашают Сизову, а не других? Почему именно этому хору доверяют право первого исполнения многие композиторы Татарии?
Я не так хорошо знаю Наталью Федоровну, чтобы ответить на эти вопросы. Как любой талантливый человек, она не всегда удобна в общении. Кому-то может показаться, что много «якает». Но в чем, по-моему, никто не может сомневаться, так это в том, что она преданно служит делу, которому решила посвятить жизнь. Энтузиаст, каких мало.
Впрочем, лучше скажут те, кто знает ее ближе. И прежде всего – родители хористов.
Главная заслуга Сизовой, как они считают, не в том, что ее хор достиг исполнительских высот.
«Мы, родители, спокойны за наших детей, уверены, что они просто не смогут совершать дурные поступки, вырастут добрыми, отзывчивыми людьми. Дети живут делами и интересами студии, которая стала для них вторым родным домом. Наталья Федоровна и нас приобщила к активной жизни, сблизила с нашими детьми. Мы с ними теперь постоянно ходим в оперный театр, и на концерты… Диву даешься, когда Наталья Федоровна все успевает. Она ведет четыре состава хора, причем это мобильное руководство. Только лучшие попадают в состав концертного хора. Наталья Федоровна – и хормейстер, и художественный руководитель. Работает без выходных и каникул. Любит детей, и они отвечают ей такой же любовью. На всех хватает тепла у Натальи Федоровны». (Из коллективного письма в редакцию).
С большим удовольствием откликнулись на просьбу сказать несколько слов о хоре «Пионерия Татарии» композиторы Анатолий Лупов и Леонид Любовский. Правда, их мнение в несколько слов не уместилось. И хорошо. Кто скажет о музыканте лучше, чем собратья по искусству?
А. Луппов, заслуженный деятель искусств РСФСР:
– Года четыре назад я впервые услышал детский хор Кировского Дома пионеров под руководством Натальи Сизовой – и был ошеломлен прекрасным, чистым звучанием, гибкостью нюансировки и вдохновенностью исполнения очень трудных произведений. Я решил во что бы то ни стало написать для этого хора. Как раз тогда познакомился с замечательными детскими стихами Шауката Галиева. Через год появилась кантата «Какого цвета солнце?», состоящая из девяти веселых и грустных песенок.
Наталья Сизова с удовольствием взялась разучить ее. Когда я услышал на репетиции готовое сочинение, то был счастлив, а вместе со мной и поэт Шаукат Галиев.
Сизовой ничего не надо было объяснять, Она увидела и услышала в нотах, все, что я хотел. Кантата не однократно исполнялась в филармонических концертах с оркестром под управлением разных дирижеров, и всегда хор звучал прекрасно.
Вслед за этой кантатой я написал новую, на стихи Мусы Джалиля, со значительно более сложной фактурой и голосоведением. В очень краткий срок «Песнь о храбром джигите» была выучена и с успехом исполнялась в Казани и на фестивале в Йошкар-Оле.
Л. Любовский, заслуженный деятель искусств ТАССР:
– Те, кто слушал детский хор под управлением Н. Сизовой, наверняка чувствовали на себе удивительное обаяние этого коллектива. Яркость, детская непосредственность, праздничность – и вот уже кажется, что не было многих часов большой и кропотливой работы, а просто собрались дети попеть любимою музыку…
Что бы ни звучало в хоре, будь то моцартовская сценка «Репетиция хора» или сложное циклическое произведение, пионерская песня, – все находит свое понимание, любовь и высокохудожественное воплощение.
Хор «Пионерия Татарии» знают и любят не только в нашей республике. И везде он находит своих горячих почитателей. Помню, с некоторым сомнением отдавал я Наталье Федоровне свою кантату «Предчувствие весны», которую написал по просьбе Струве.
В свое время я получил значок почетного члена его студии и считал себя обязанным написать сочинение, использовавшее хоровые возможности «Пионерия Татарии». Наталья Федоровна и ее воспитанники блестяще справились с этой кантатой. Исполняли ее не только у нас, но и неоднократно в Москве, получив высокий отзыв и профессионалов, и любителей детского хорового пения.
Наталья Федоровна – не только талантливый хормейстер. Она удивительная труженица, бесконечно влюбленная в детские голоса. Поэтому так не обычно и празднично выступают ее дети, доставляя своим искусством радость многочисленным поклонникам хорового пения.
Оставаться самим собой всегда трудно. Отстаивать свое слышание, свое понимание – сколько для этого нужно сил и здоровья! Именно этого я хочу пожелать Наталье Федоровне в первую очередь.
Ведь таланта, творческого горения ей не занимать. Знаю твердо: многое бы мы сегодня потеряли (просто-напросто не смогли бы услышать), не будь «Пионерии Татарии» и ее замечательного руководителя». Труд Н. Сизовой по достоинству оценен.
Ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры ТАССР». Но в том и заключается трудность работы в детском хоре, что каждый год дети меняются – и надо каждый раз начинать практически с чистого листа. А значит звания и награды нужно подтверждать ежегодно.
Вот уж воистину на лаврах почить невозможно. Но зато какое счастье, когда на сцене красногалстучная гвардия, готовая отправиться со своим капитаном в любое плавание! Хор под названием «Пионерия Татарии».
Крупнейший знаток детского хорового пения, профессор Владислав Соколов дал очень высокую оценку хору «Пионерия Татарии»:
«Я часто присутствовал на репетициях Сизовой и каждый раз был в восторге от ее работы, вдохновенной, увлекательной, высокопрофессиональной».
Репертуар хора Сизовой огромен: тут и классика, и произведения советских композиторов. И, что самое главное, этот хор поет все, что создано композиторами Татарии. В его исполнении прозвучали кантаты Мулюкова, Любовского, произведения Яхина, Белялова, Еникеева и других.
Этот хор стал настоящей лабораторией наших композиторов. Не случайно в последнее время появление стольких крупных произведений для детского хора. И первым их исполнителем стал хор «Пионерия Татарии».
Мало того, в последние два-три года ребята стали постоянными участниками музыкальных фестивалей республик Поволжья, где исполняли произведения не только композиторов Татарии, но и Чувашии, Мордовии, Марийской АССР. Резонанс этих выступлений всегда был огромный. Композиторы республик Поволжья с радостью посылают новые произведения Сизовой и находят в ее лице отличного интерпретатора.
Л. АГЕЕВА
«Вечерняя Казань», 26 мая 1988 года