Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Война, которую мы знаем мало

12 июля 2012 года в Национальном музее Республики Татарстан открылась передвижная выставка «Июнь 1941 года: на изломе».

Она  подготовлена германо-российским музеем «Берлин-Карлсхорст». В организации выставки, проводимой в рамках Года Германии в России, принимали участие министерства культуры, обороны и иностранных дел обеих стран.

Музей «Берлин-Карлхорст» – это уникальное место, он находится в Берлине на историческом месте – именно здесь был подписан акт о капитуляции, а впоследствии создан Советский военный музей. Сейчас это единственное двустороннее учреждение, которое курирует ФРГ и Россия и единственный музей Германии, в котором есть постоянная экспозиция, которая освещает войну, направленную на уничтожение Советского Союза.

Выставка готовилась в течение примерно двух лет из материалов экспозиция уже выставлялась музеем 10 лет назад. Изначально не было целенаправленного поиска материалов для какой-то конкретной экспозиции, хранящихся в фондах музея, однако подобная выставка уже была лет 10 назад. Просто была идея сделать экспозицию по случаю 70-летия нападения Германии на Советский Союз.

На церемонии торжественного открытия выставки в Казани присутствовали: с немецкой стороны – директор музея «Берлин-Карлсхорст» Йорг Морре и куратор выставки Кордула Гданец, с российской стороны – генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова, ее заместитель по научной работе Светлана Измайлова и другие официальные лица.

У этой войны нет срока давности. Так же, как нет срока давности у чувства вины немецкого народа за преступления фашизма против человечества. И об этом, в первую очередь, выставка под названием «Июнь 41-го. На изломе».

Она рассказывает о судьбах простых людей, но через призму великой трагедии. 24 биографии. Это 12 советских и 12 немецких граждан разных званий, профессий и занимаемых должностей. Кто-то, неважно на какой стороне он воевал, пал в первые дни сражений, другие выжили, завели семьи и даже смогли посмотреть на человека из противоположного окопа как на врага. И об этом – умении преодолеть, переосмыслить случившуюся трагедию – эта выставка.

24 судьбы, которые перемололи жернова войны: военный; женщина, вышедшая во время войны замуж за солдата и ставшая вдовой; подросток, отправленный на принудительные работы; военнопленный и узник концлагеря; депортированный поволжский немец; еврейка… Бывший председатель КГБ при Совете министров СССР Иван Серов, художник, декоратор и фотограф Клаус Хансман, учительница в женской гимназии немецко-израильской общины в Гамбурге Мета Клибански и другие.

По словам организаторов, задача «Июня 1941 года: на изломе» – показать то, чего стесняются или даже на что уже не в состоянии пожилые люди: не приукрашенные и противоречивые биографии. Потери понесли обе стороны, и обе в этом смысле оказались проигравшими.

Один из стендов рассказывает, к примеру, о судьбе трубача джаза Эдди Рознере, прошедшего через лагеря, затем сделавшего блестящую карьеру в СССР, вернувшегося с триумфом в родной Берлин. На других фотографиях – история Льва Копелева, офицера Красной Армии, ученого-германиста, убеждавшего в своих листовках немецких солдат сдаваться в плен, который после войны был осужден на 10 лет за «буржуазный гуманизм». Высланный после лагерей из нашей страны, он стал профессором в немецком университете и известным миротворцем, призывающим к примирению немцев и русских.

Есть в экспозиции и материалы, которые касаются нашей республики. Здесь можно видеть письма на татарском языке, книги и известные агит-плакаты того времени, переведенные на татарский язык. Огромное впечатление производит письмо детского татарского поэта Абдуллы Алиша, отправленное жене. В письме, где адрес написан на русском и немецких языках, он пишет о том, что это «..возможно последний мой пламенный привет...»

.Это письмо, действительно оказалось последним.

Невозможно представить, насколько страшно было жить в ту пору – когда не знаешь, сколько тебе осталось жить или когда ты не представляешь, увидишь ли еще раз своего мужа…

Абдуллу Алиша казнили в немецкой тюрьме Плетцензее вместе с Мусой Джалилем.

Великая Отечественная война коснулась практически каждого жителя нашей страны. Поэтому сталкиваться с ней довольно сложно – встречаешься с эмоциями, которые сложно конвертировать в позитивные впечатления. Большое впечатление производит инсталляция медицинского кабинета, где разложены медицинские инструменты, ужасающие инвалидные кресла и прочий инвентарь. Такое ощущение, что ты переносишься в ту эпоху ужаса и отчаяния. Сложно осознать, на каком уровне тогда приходилось получать медицинскую помощь при сложнейших ранениях.

Экспонаты пропитаны ужасом войны, переживаниями солдат и их семей. Тем ни менее это важный опыт в жизни человечества, и не говорить о нем, не показывать его нельзя.

Выставка была открыта в июне 2011 года в Берлине и с тех пор путешествует. Пока ее увидели только в Германии и России. Но маршрутный лист у экспозиции довольно длинный. У сотрудников немецкого музея в планах объехать с экспозицией по крайней мере всю Европу.

В Казани выставка будет работать до середины августа.

Эльвира ВАЛИУЛЛИНА,

студентка Института социальных технологий КНИТУ-КАИ

Фото автора

Производственная практика в редакции в 2012 году

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить