Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Военные музеи
- 09 мая 2005 года
В 2005 году году Национальным музеем РТ издан справочник-путеводитель «Все музеи Казани».
Казань такого еще не видела: в книге собрана информация не только о музеях, которые всем хорошо знакомы. Многие казанцы и не подозревала о существовании музея боевой славы 274 Ярцевской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.
И таких музеев, уголков и комнат, рассказывающих об участии казанцев в Великой Отечественной войне, как оказалось, немало.
Еще одна ценная книга, изданная музеем, – «Татарстан – один из арсеналов победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» – составлена из рассекреченных документов, касающихся оборонной промышленности. Предлагаем вашему вниманию некоторые сообщения из этих изданий.
В конце октября 1941 года коллектив Казанского государственного университета почти в полном составе был мобилизован на строительство Волжского оборонительного рубежа. В то время вражеская авиация стала наносить удары по стратегическим объектам даже в глубоком тылу. Например, бомбили объекты Казанской железной дороги. Оценивая сложившуюся обстановку, Государственный комитет обороны принял решение о строительстве оборонительного рубежа по правобережью Волги.
Десятки тысяч жителей горожан и жителей сельских районов направлялись на рытье окопов, противотанковых рвов, дзотов и скрытых огневых точек. К 11 ноября здесь трудилось 35 с половиной тысяч казанцев. «Казанский обвод» был готов к 11 февраля 1942 года.
****
После эвакуации из Ленинграда завод №169 (в последствии Казанский вертолетный завод) продолжал выпуск самолетов ПО-2, ставших легендой на всех фронтах. Всего за годы войны было выпущено 11334 самолета, которые использовались и как легкие бомбардировщики, и как самолеты связи и разведки, и как санитарные, и даже как танкеры для переброски горючего.
На фронтах войны По-2 пользовался заслуженной славой, свои называли его «небесный тихоход», а враги – «ночной смертью». Невероятно, но почти половина всех авиабомб, сброшенных нашей авиацией на врага, летели на головы немцев с бортов легендарных По-2, производимых в Казани. За сбитый «небесный тихоход» немецкое командование платило пять тысяч марок.
****
Еще один знаменитый бомбардировщик – ПЕ-2 (конструктор В.Петляков). О работе КАПО им. С.П.Горбунова (завод №22) в годы войны рассказывает музей трудовой славы предприятия. Здесь тогда было выпущено 11000 самолетов ПЕ-2, которые являлись главным прифронтовым бомбардировщиком, и 79 самолетов ПЕ-8. Не могут оставить равнодушными письма летчиков с фронта с благодарностью казанским рабочим за надежную в бою машину.
****
На моторостроительном заводе №16 (создан при слиянии Казанского завода №27 и Воронежского завода №16) осенью 1941 года приступило к работе особое конструкторское бюро тюремного типа. В 1942-1943 годах в спецОКБ под руководством главного конструктора В.Глушко и заместителя по летным испытаниям С.Королева разрабатывается первый жидкостный двигатель РД-1. Его устанавливали на самолетах ПЕ-2 и использовали как ускоритель.
В экспозиции заводского музея представлены первый поршневой двигатель воздушного охлаждения для самолетов ПО-2, авиамотор ВК-105 ПФ для пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, снятый с подбитого самолета и найденный в Прибалтике уже после войны.
****
В сентябре – октябре 1941 года в Казань из Москвы был эвакуирован завод №230 (впоследствии «Электроприбор»). Он начал свою работу в корпусах ветеринарного института, и уже через месяц были выпущены первые приборы. Предприятие, как и все в те годы, работало на военную промышленность: выпускало электрические авиационные приборы.
****
За три года и четыре месяца Великой Отечественной войны заводом №237 (сейчас КОМЗ) было выпущено 323 монокулярных морских дальномера, 21245 полевых орудийных панорам, 5158 прицелов для бомбометания, 28464 танковых призм, 33906 снайперских винтовочных прицелов, 372969 биноклей и т. д.
****
Казанский пороховой завод за военный период отправил на фронт белее 4 миллиардов зарядов для полевой и морской артиллерии, самолетного вооружения. Долгие годы это был, пожалуй, самый засекреченный казанский завод. За время войны завод отправил на фронт 1 млн. зарядов к реактивным снарядам М-8 и М-13, 23 млн. минометных зарядов, 4,3 млн. зарядов к зенитной и самоходной артиллерии, 5 млн. гаубичных зарядов, 18 млн. зарядов к полевой пушечной артиллерии, 615 тыс. зарядов к морской артиллерии, 97 млн. зарядов к самолетному оружию и 3 млрд. 924 млн. зарядов к винтовочным патронам.
Только недавно мы узнали, что снаряды для знаменитых «Катюш», которые переломили ход войны, выпускались в Казани. С осени 1941 по весну 1942 года экспериментальный сбор реактивных минометов, которые ласково назвали «Катюша», проводился в стенах Казанского авиационного института. В Кировском районе застыла на постаменте одна из боевых машин с грозными казанским снарядами. Памятник открыли недавно, в преддверии Дня Победы.
****
Казанский авиационный институт Казани не мог не принять участия во всеобщей работе на оборонную промышленность. Экспозиция музея Казанского технического университета, рассказывая об истории вуза с момента его создания, уделяет большое внимание годам Великой отечественной войны. Часть экспозиции посвящена авиаконструктору А.Н.Туполеву. Здесь представлены документы и вещи знаменитого конструктора и его соратников – А.Архангельского, В.Петлякова, И.Незваля. В начале 1944 года коллективом КАИ была собрана 151 тыс. руб. на самолет-истребитель «Казанский авиаинститут».