Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шаляпинский фестиваль-2013: опера «Аида»

Шаляпинский фестиваль 2013 года начался с двух премьерных спектаклей. Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля давал «Аиду» Джузеппе Верди.

Впервые «Аида» была поставлена в Казани еще до революции. Музыкального  театра тогда не было, но оперная труппа в составе городского театра работала успешно.

В истории дореволюционной Казани были такие времена, когда опера была популярна у театралов больше, чем драма. Музыка Верди звучала часто. На казанской сцене в разное время было показано 12 опер этого композитора. По сведениям Георгия Кантора, известного музыковеда и историка музыкальной жизни Казани, первая премьера «Аиды» состоялась в 1877 году. Предпоследняя постановка, в 1997 году, была осуществлена к 100-летию смерти композитора режиссером Алексеем Степанюком, дирижером Игорем Лацаничем и художником Евгением Чемодуровым.

«Как один из старых посетителей ТАТОБа, могу сказать – такой «Аиды» еще не было», – написал об этой премьере в своей книге «Казань. Музыка. ХХ век»  Георгий Кантор. В 2000 году постановка была обновлена, декорации сделали более современными. В афише появилась фамилия художника по восстановлению декораций – Владимира Самохина.

В 2001 году спектакль вошел в афишу Шаляпинского фестиваля, и далее «Аида» исполнялась уже ежегодно.

Директор театра Рауфаль Мухаметзянов, представляя на пресс-конференции новую работу оперной труппы, говорил о том, что театр не может показывать спектакли, эстетика которых уже не соответствует ожиданиям слушателей. По отношению к сегодняшней театральной аудитории точнее сказать – зрителей. За 12 лет с момента последней премьеры изменились вкусы любителей театра, появились новые художественные возможности, которые использованы в новой работе театра в полной мере.

Для того чтобы «освежить» спектакль, в Казань пригласили известного режиссера Юрия Александрова, который поставил более 200 спектаклей в различных театрах России и зарубежья, в том числе Большом, Мариинском, «Ла Скала», «Метрополитен-Опера».

Юрий Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию по двум специальностям: пианист (1974 г., класс профессора Л.Б. Уманской) и режиссер музыкального театра (1977 г., класс доцента М.Д. Слуцкой). Сегодня он художественный руководитель-директор Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», созданного по его инициативе в 1987 году. С 2009 года возглавляет кафедру музыкальной режиссуры Санкт-Петербургской консерватории. В 2004 году по инициативе Ю. Александрова создана Ассоциация музыкальных театров России, президентом которой он является.

Народный артист России, лауреат Государственной премии Казахстана, Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Режиссер признался, что принял предложение из Казани с опаской: «Фестивали меня немножко отпугивают, потому что это, знаете, что-то сделанное наспех. Я всегда боюсь этого…». По его мнению, антрепризные спектакли с исполнителями из разных театров часто граничат с халтурой. 

Однако организация Шаляпинского фестиваля и состав актеров, приглашенных на постановку «Аиды», развеяли его сомнения. «Я потрясен уровнем Шаляпинского фестиваля, составом исполнителей и качеством работы, – сказал он на пресс-конференции.

– Многих певцов знаю по совместной работе в разных коллективах: в Большом, Мариинском театрах, театре «Санктъ-Петербургъ Опера»… И мне интересно наблюдать тот творческий потенциал, который собрала сегодня Казань».

Согласиться на постановку «Аиды» его уговорил главный дирижер театра имени Джалиля Ренат Салаватов. Они вместе учились в Петербургской консерватории. «Я боготворю этого дирижера, считаю, что это лучший театральный дирижер в России, и не только в России», – сказал Юрий Исаакович.

Юрий Александров не впервые ставит «Аиду». Это 12 или даже 13 спектакль в его творческой биографии. Но это были разные «Аиды», подчеркнул режиссер.

«Режиссер Юрий Александров снискал славу новатора оперного искусства, его творчество – синтетично и многообразно. В своих работах Ю. Александров раздвигает канонические рамки жанра и смело экспериментирует с классическим оперным текстом. Его творчество определяет своеобразная эстетика, оригинальность замыслов, парадоксальность и неожиданность решений»

Сайт Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова

Над казанской «Аидой» режиссер работал с художником Виктором Герасименко из московского театра «Новая Опера» и высоко оценил его работу: «У Герасименко есть чувство меры, стиля. Его декорации – это подлинный Египет!». Нельзя не отметить костюмы, предложенные художником Виктором Герасименко. Они передают не только ощущение древнего Египта, но и дух эпохи. Человек стянут, как обручами.

Казанцы уже привыкли к использованию медиапроекций в качестве художественного оформления. Но в казанской «Аиде» есть одна сцена, которой нельзя не восхититься – когда на фоне медийной реки появляется ладья. И хотя зритель осознает, что это – театр и всё на сцене бутафорское, в этой сцене вдруг возникает ощущение реальности происходящего. 

Юрий Исаакович уточнил: он не любит бутафорщины на сцене. При современных технологиях можно сделать, чтобы декорации были монументальными и красивыми, но если зритель будет воспринимать их как бутафорию, «взаправду» спектакль не поставить. Режиссер охарактеризовал оперу Верди как пир голосов. Это тот случай, когда образ создается прежде всего вокалом. Партии Аиды, Амнерис, Радамеса позволяют певцам показать прежде всего свои вокальные возможности. И потому казанцы с нетерпением ждали встречи с артистами, заявленными в премьерной афише. На роль Аиды приглашена солистка Национальной оперы Украины имени Г.Г. Шевченко (Киев) Оксана Крамарева, которую казанцы увидели также в опере «Турандот». Партию Амнерис исполнила Юлия Герцева, приехавшая на фестиваль из Италии, Амонасро – Борис Стаценко, ныне работающий в Германии.

Аида и Радамес

Ахмеда Агади в роли Радамеса любители оперы видели и в прошлом году. В постановке 2000 года также участвовали Михаил Казаков (Рамфис) и Сергей Ковнир (царь Египта).

Юрий Исаакович с удовлетворением отметил, что солисты, занятые в спектакле, – певцы известные, но еще не «зазвездились», не тянут одеяло на себя, как принято говорить в театре. А потому удалось создать ансамбль звезд. Как всегда, хорош хор (хормейстер Любовь Дразнина). Он активное действующее лицо в спектакле, и вокально, и драматургически. «Аида» на первый взгляд, – традиционно-статичная опера. В ней не так много действия, а значит – нет динамики. Зато много красивой музыки. Однако это не концерт в исторических костюмах. Во всяком случае, Ю. Александров задумал спектакль не таким.

Амнерис и Аида

По мнению режиссера, действие в опере совсем не то, что в жизни. Он видел оперы, в которых артисты буквально носились по сцене, но ничего не происходило. Это были мертвые спектакли. Юрий Исаакович привел пример с легендарным Паваротти – «он неподвижен, а меня терзает…» Ю. Александров подчеркнул, что ставил психологическую драму.

Постановка задумывалась не как героическое произведение, а как интимная драма о силе любви, ради которой герои готовы жертвовать многим, даже собственной жизнью, как Аида, умирающая вместе с возлюбленным. По мнению музыкального руководителя постановки Марка Боэми, при таком режиссерском решении известного сюжета контраст между личными чувствами и долгом выявляется с максимальной степенью. По его мнению, композитор это понимал и отразил в музыке.

Дирижер отметил, что часто просил оркестр играть потише. «Мы хотели, чтобы слушатели насладились симфонической природой этой оперы», – сказал он на пресс-конференции.  

«Аида» – это драма человеческая, и я настаиваю: спектакль должен существовать в рамках задуманного композитором. Когда режиссерская концепция наступает на пятки музыке, это неправильно. Верди в «Аиде» искал обороты восточные. И переводить действие оперы в Чечню, в Московию или еще куда-то – это противоречит законам музыки. В нашем спектакле люди увидят на сцене Египет времен владычества фараонов.

Из интервью Юрия Александрова «Вечерней Казани»

Радамес и Амнерис

Есть еще одно объяснение творческого замысла режиссера-постановщика. «Мне захотелось сделать ясный спектакль, обращенный к тем, кто ждет от оперы чуда. Чуда соприкосновения с замечательной музыкой, с новой неизведанной эпохой, в которой действуют герои, для которых благородство, любовь, достоинство – это самое важное», – сказал Ю. Александров. На последнем обстоятельстве он сделал логическое ударение, подчеркнув, что современные сюжеты, как правило, не дают возможности говорить о таких высоких чувствах. А в наш «цинично-обозленный» век стоит напомнить зрителям о вечных ценностях человеческой жизни, считает режиссер.

Дирижер Марк Боэми отметил, что в казанской постановке открыты все купюры, с какими обычно ставится «Аида». В частности, балетные номера зрители видят такими, какими их задумал Верди. Зрители с особым чувством воспринимали танец маленьких негритят в исполнении воспитанников хореографического училища. По мнению Ю. Александрова, опера как вид искусства сегодня на распутье. В Казани его приятно удивил интерес к постановкам театра имени Джалиля, но во многих театрах залы пустуют.

Танец негритят

Юрий Исаакович отметил, что театры ищут путь к современному зрителю, идут на эксперименты, в которых порой теряется грань дозволенного. Как он выразился, это кулинарное искусство в плохом исполнении. В Казани он мог убедиться, что театр имени Джалиля умело сочетает  традиции и современность, стараясь быть интересным как старым театралам, так и молодым зрителям, привлеченным в театр громкими именами.

Любовь АГЕЕВА

Фото Анны Коломыцевой  и с сайта inkazan.ru 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ «АИДА»

Египет воюет с Эфиопией. Начальник дворцовой стражи Фараона Радамес, назначенный полководцем египетских войск в этой войне, и эфиопская царевна Аида (теперь рабыня) любят друг друга. Но Амне́рис (дочь египетского фараона) также влюблена в Радамеса и, догадываясь о своей сопернице, пытается выведать у него эту тайну. Мечтая о славе полководца, Радамес решает попросить фараона подарить ему Аиду, как только он вернётся триумфатором. Аида разрывается между чувствами к Радамесу и любовью к родине.

Пока Радамес на войне, Амне́рис решает испытать Аиду и после притворно-ласковых слов говорит ей, что полководец убит. Поражённая горем Аида выдаёт свои чувства. Амне́рис гневно упрекает её за то, что она, рабыня, посмела соперничать с самой дочерью фараона. В душевном порыве Аида едва не говорит ей, что и она тоже – дочь царя, но потом, быстро опомнившись, просит у Амне́рис прощения.

Радамес одерживает блестящую победу над эфиопами и со своим войском возвращается с триумфом в Фивы, ведя за собой пленных. Аида с ужасом узнаёт среди них своего отца – эфиопского царя Амона́сро, который скрывает своё настоящее положение. Верховный жрец настаивает на казни пленных, но Радамес просит за них перед фараоном. В знак награждения фараон объявляет Радамеса своим престолонаследником и дарует ему в жёны Амне́рис.

Эфиопский царь, желая вернуть себе отчизну и, зная о любви Аиды к Радамесу, говорит ей о необходимости узнать от Радамеса путь, по которому должны пройти египетские войска, чтобы эфиопы могли раньше занять этот путь. Аида отказывается, и тогда Амона́сро в гневе говорит ей: «Ты уже не моя дочь больше, только рабыня фараона».

Аида с горечью соглашается. Ночью на берегу Нила происходит свидание Аиды с Радамесом. Аида предлагает ему бежать в Эфиопию. Влюбленный Радамес после некоторых колебаний соглашается и по просьбе Аиды называет тот путь, который свободен от египтян и которым эфиопы могут пройти. Эфиопский царь Амона́сро, подслушав разговор, присоединяется к ним, суля Радамесу счастье в своей стране.

Неожиданно к ним выходят Амне́рис и верховный жрец Рамфис, которые подслушали всё. Радамес защищает дочь фараона от эфиопского царя и добровольно сдаётся в руки стражи. Аида и Амона́сро исчезают. Амне́рис обещает Радамесу спасти его, если он согласится забыть Аиду. Но он остаётся непреклонным её страстным мольбам.

Начинается суд, во время которого Радамес упорно отмалчивается на все делаемые ему вопросы, и в конце концов, невзирая на отчаяние и протест Амне́рис, Рамфис с жрецами выносят приговор «предателю»: за измену Радамеса приговаривают к погребению заживо.

После того, как плита намертво закрыла вход в подземелье, перед очами Радамеса предстаёт Аида. Она узнала об участи любимого и тайно проникла в подземелье, чтобы умереть вместе с ним. Наконец соединенные, Аида и Радамес мечтают о счастье на небе. Амне́рис, в траурных одеждах, стоит в храме над плитой в подземелье и просит у богов мир и отраду своему любимому Радамесу после смерти.

  • Опера «Аида» впервые поставлена 24 декабря 1871 (Каир). В России впервые поставлена итальянской труппой 19 ноября 1875 (Петербург).
  • Впервые на русском языке поставлена 1 апреля 1877 (Мариинский театр, Петербург).
  • На советской сцене поставлена впервые 6 октября 1922 (Большой театр, Москва).

Аида– женское имя, придуманное специально для этой оперы, и впоследствии получившее заметное распространение.

Википедия

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить