Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Homo legens: человек читающий
- Любовь Агеева
- 26 мая 2013 года
С 21 мая в выставочном центре Международного института антиквариата работает необычная выставка. Ее название – «Homo legens: человек читающий в европейском искусстве XVII-XIX веков».
23 мая состоялось ее официальное открытие. В этом день в Международный институт антиквариата пригласили руководителей и главных специалистов крупнейших библиотек республики – Национальной библиотеки РТ, Республиканской юношеской библиотеки, Центральной городской библиотеки г. Казани, а также представителей высшей школы: Казанского государственного университета культуры и искусств, Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства Министерства культуры РТ.
На презентации выставки присутствовали гости из Удмуртского государственного университета, Марийского государственного университета, Чувашского государственного института искусств и культуры.
Мероприятие прошло по просьбе Управления культуры исполкома г. Казани в рамках празднования Общероссийского дня библиотек – 27 мая. Специалисты высоко оценили идею экспозиции, демонстрирующую Западную Европу как пространство, где формировалась единая книжная культура, важнейший элемент которой – чтение.
В рамках «круглого стола», завершившего осмотр экспозиции, подчеркивалась актуальность главной задачи выставки – вспомнить забытые жесты и исчезнувшие привычки чтения. Как и в прошлые века, чтение сегодня способно стать социальным интегратором. И музеи, и библиотеки напоминают, что посредством чтения возможно укреплять все интеллектуально-духовные проявления частной жизни – семейной близости, светской общительности, сообщества образованных людей.
Трудно переоценить актуальность подобной экспозиции. Наша страна считалась одной из самых читающих в мире. Массовые библиотеки были не только в городах, но и в селах. Люди собирали личные библиотеки. Книги читали в метро, на отдыхе.
За довольно короткий срок эти традиции были утеряны. Во многом из-за перехода информации, в том числе художественной, на электронные носители. Книги теперь скачивают в Интернете, покупают на медианосителях.
Сказалось и общее падение культурного уровня наших сограждан. Чтение заменено другими видами досуга. При этом резко сокращен объем классической художественной литературы, мало востребована поэзия. Резко возросло чисто книг, которые трудно назвать духовной пищей.
Эта неприятная тенденция стала обнажаться еще в начале 90-х годов. Возможно, именно поэтому 27 мая 1995 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал указ об установлении Всероссийского дня библиотек (или Дня библиотекаря). Поводом для такого решение были торжества по случаю 200-летия основания первой государственной общедоступной библиотеки России – Императорской публичной библиотеки (ныне – Российская национальная библиотека).
Открытие выставки и приурочили к очередному такому дню. Она посвящена книге и чтению.
В экспозиции представлены изображения многих героев выдающихся литературных произведений. Например, экспозицию открывает портрет гасконского дворянина Шарля Ожье де Бац де Кастельмор, графа д’Артаньяна, персонажа романа Александра Дюма «Двадцать лет спустя», изданного в 1845 году. Это одно из примечательных произведений коллекции Инвестиционной группы компаний ASG. В экспозиции представлена высококачественная копия картины, автор которой не известен. Оригинал находится во Франции, в замке Алексея Семина Левевилль.
Портрет написан во Франции в XVII века. На холсте, слева и справа от изображенного, – дата создания полотна и возраст портретируемого: «Aetatis 36. 1649». Во время написания портрета реальный гасконец находился на службе кардинала Мазарини и уже не мог быть мушкетером, так как в 1646 году рота мушкетеров была расформирована.
Интересно, что автор романа приезжал Казань в 1858 году. Спустя 155 лет после писателя Казань посетил его герой – шевалье д’ Артаньян.
Следующий литературный персонаж – Эней – герой древнегреческой мифологии, участник Троянской войны. Ему посвящали свои произведения Вергилий («Энеида»), Данте Алигьери («Божественная комедия»), Иван Котляревский («Энеида»), Иосиф Бродский («Дидона и Эней»), Анна Ахматова («Не пугайся, – я ещё похожей…»). На выставке в Межуднародном институте антиквариата ему посвящены полотна, созданные кругом французского художника XVIII в. Жака Гамелена, а также художницы Анжелики Кауфман.
Среди писателей на выставке представлен французский драматург XVIII в. Жак Д’Отро, который был не только автором пятнадцати пьес для Комеди Франсез и Театра итальянской оперы (Париж), но и живописцем. На картине «Ужин» художник запечатлел самого себя (в левой части) в окружении друзей.
Значительное число полотен портретного жанра и сюжетных картин представляет человека с книгой. Это говорит о том, что книга во всех слоях общества считалась свидетельством определенного социального статуса.
На полотне французского живописца Пьера Гобе изображена Луиза Аделаида Орланская, третья дочь регента Франции Филиппа Орлеанского, известная как мадемуазель де Шартр. В левой руке она держит раскрытую книгу с философско-религиозными рассуждениями о том, что есть мудрость.
Образ книги нашел свое отражение и в жанровой живописи Фландрии и Голландии. Типичной жанровой композицией голландской школы живописи XVII века является работа Корнелиса Дюсарта (1660-1704) «Чтение газеты». Жанровые работы этого художника имеют несколько смысловых уровней. Предметы, детали, аксессуары вносят в картину дополнительное содержание, имеющее порой довольно сомнительный смысл. При внимательном рассмотрении картины легко убедиться в неожиданности присутствия в простой сцене совместного чтения газеты в таверне таких деталей, как сброшенные туфли, корзина с грязным бельем, бочка без пробки, пара фруктов в прямоугольной корзинке и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что перед зрителем изображено заведение, где можно получить самые разнообразные услуги.
XVIII век представлен двумя работами, созданными художниками из окружения фламандского и французского живописцев: Франсуа Эзена «Аллегория бренности жизни» и Ноэля Айя «Разговор влюбленных». Работы написаны в совершенно разных жанрах. Первая представляет собой аллегорическую сцену, где каждый предмет композиции символичен. На переднем плане – крылатый амур, сидящий на раскрытой книге. В его руке – перо. Он пишет книгу человеческой жизни, записывая в нее все вехи судьбы.
В традициях искусства рококо написана картина Ноэля Айя. Кавалер галантно опустился на колено перед дамой на золоченом канапе. Он целует ее руку, а она делает вид, что не замечает его, увлеченная чтением книги, являющейся лишь предлогом для тонкой любовной игры.
Примечателен подписной и датированный «Портрет неизвестной» кисти Гийома Дескампа (G. Descamps 1813). Картина написана во времена правления Наполеона I. На портретах этого времени модно было позировать, держа в руках веер, перчатки, платок или книгу. Именно книгу мы видим в руках героини.
Очень интересной страницей искусства Франции, как и других стран Европы, включая Россию, является творчество провинциальных мастеров, получившее название «Искусства примитива». Замечательными аналогами русского примитива первой половины XIX века могут служить полотна «Брат и сестра в парке», «Дама за чтением» и «Портрет неизвестной в зеленом платье». Всем картинам свойственна наивность и непосредственность образов. Их позы статичны, застылая картинность присуща их лицам и фигурам в целом. Однако художественный образ произведений привлекает цельностью и искренним интересом к человеку.
Просвещение в средневековой Европе началось с монастырских библиотек, поэтому особый интерес аудитории вызвал раздел, где раскрывается интерпретация книги в религиозном искусстве. Нельзя не выделить в экспозиции работы, связанные с изображением священнослужителей, которые со времен раннего Ренессанса и Готики они славились своей высокой образованностью. Это было сословие, способное читать и писать на мертвых языках – на латинском и древнегреческом. На выставке представлены две деревянные скульптуры, изображающие святого Доминика и простого монаха с книгами в руках. Среди образов священнослужителей выделяется «Портрет кардинала» кисти Витторе Гисланди датированный 1730-ми годами, когда художник писал в основном людей, духовно близких ему.
Обязательное изображение священнослужителей с книгой отнюдь не являлось свидетельством их любви к чтению. Например, в библиотеке знаменитого философа Сенеки было всего лишь 60 книг. Тогда много приходилось переписывать тексты, а это была довольно утомительная работа, как ее называли – молитва, «творимая не устами, а рукой».
В XIX веке книга довольно часто являлась предметом изображения не только в живописи, но и в декоративно-прикладном искусстве, а в особенности в часовом мастерстве. На выставке представлены часы, связанные с литературной тематикой. Популярными в это время были часы, украшающие камины. На некоторых мы видим просто фигуры читающих людей («Читающая девушка» и «Читающие дети»). Есть часы с изображением древнегреческой поэтессы Сафо, а также Орфея – легендарного фракийского поэта, прославившегося своим искусством игры на лире, каким он и изображен в верхней части часов. Основание часов украшено рельефом, изображающим вазу с гирляндами. Эти часы были созданы знаменитым французским мастером часовщиком Эженом Бурдоном, который в 1849 году изобрел безжидкостный трубчатый манометр.
На выставке экспонируются богато декорированные экзотическими породами дерева, слоновой костью и панцирем черепахи предметы интерьера Европы XVII-XIX веков, которые были связаны с чтением и письмом.
Первоначально такая мебель представляла собой небольшие пюпитры с наклонной крышкой. Именно за такими столиками изображены апостолы, пишущие Евангелие, на средневековых миниатюрах. Однако дальнейшее развитие эта форма мебели не получила. На смену ей пришёл кабинет. Это был сундук, у которого вместо открывающейся верхней крышки была откидывающаяся боковая стенка. Именно она служила плоскостью, на которой писали.
На выставке представлен голландский кабинет чёрного дерева XVII-XIX веков, инкрустированный слоновой костью и панцирем черепахи. Панно, украшающие кабинет, изображают сцены охоты с огнестрельным оружием и арбалетом. Это свидетельствует о том, что ещё в XVII столетии холодное оружие успешно конкурировало с огнестрельным.
Итальянский кабинет XVII века, инкрустированный слоновой костью в виде орнаментальных композиций с арабесками растительного типа, является характерным образцом дорожного кабинета. Такие предметы интерьера делались в нескольких центрах Италии, как на юге, так и на севере страны, а тип декорировки восходит к восточным, мусульманским формам, в частности, к образцам андалузской мебели.
Кабинет в XVII– XVIII веках эволюционировал в секретеры и бюро. Образцы такой мебели представлены в коллекциях в большом количестве. На выставке демонстрируются наиболее интересные образцы, прошедшие процесс реставрации.
Секретер имел откидывающуюся, как и у кабинета, боковую стенку и несколько выдвижных ящиков внизу. Другой формой стало бюро – как правило, небольшой предмет мебели, гораздо менее кабинета похожий на сундук, с небольшой откидывающейся частью, часто обитой тонкой кожей изнутри. Форма этого элемента была довольно разнообразной. Иногда она имела округлую (bureau cylindre) или скошенную (bureau de pente) форму. Порой бюро вообще не имело откидывающихся частей и было похоже на знакомый нам письменный стол. В этом случае оно называлось bureau plat. Если на крышке «бюро плат» имелись специальные ящики, открытые или закрытые, то эта форма получила интересное название bureau bonheur-du-jour, т.е. «бюро счастливого дня».
Все предметы мебели традиционно богато декорировались. В первой половине XVII столетия они делались из массива (как правило, в Европе использовался орех) и богато украшались резьбой. В Испании, Португалии и Италии мебель часто инкрустировалась декоративными вставками из слоновой кости или перламутра. Здесь же были популярны предметы, выточенные на токарном станке.
С развитием торговых отношений с Африкой, Востоком и Америкой в Европу стали поступать экзотические породы дерева. Первым новым видом дерева стало эбеновое – чёрное дерево. Оно приобрело такую популярность, что мастера, делающие заказную мебель, стали называться «эбенистами» или «чернодеревцами» – по аналогии с русским названием мебельного мастера «краснодеревец». В России популярность получило не чёрное, а красное дерево.
В середине XVIII века на смену массиву и резьбе приходит изысканное маркетри – техника покрытия мебели, сделанной из простых пород, тонким срезом – шпоном экзотического дерева. Наряду с эбеновым начинают широко использоваться палисандр, сандал, амарант, фиалковое, лимонное и розовое дерево. Формы мебели приобретают в это время изысканные округлые очертания. Такая мебель соответствовала вкусам двора Людовика XV, по имени которого и получила своё название – стиль Людовика XV.
Примером мебели, покрытой маркетри, может служить бюро плат и три прекрасных образца бюро де пант, одно из которых сделано выдающимся мастером середины XVIII века Матье Криером.
Предметы стиля транзисьон довольно редки в России. Это был промежуточный период между стилями двух французских королей Людовика XV и Людовика XVI, который был довольно короток. На выставке экспонируется небольшой шкаф с выдвижными ящиками, выполненный в этом стиле.
Ещё одним примером сложной работы в технике маркетри является секретер, выполненный итальянским мастером Дж. Барони. Стилистически он принадлежит к следующему периоду – неоклассике или к стилю Людовика XVI, при дворе которого мягкие округлые формы заменяются более прямыми и строгими.
В XIX веке мастера-мебельщики часто обращаются к прежним формам, подражая им. Увлечение стилями прошлого получило название «историзм», а быстро сменяемые стили стали называться «неоготика», «неоренессанс», «второе рококо» и т.д. Малый секретер с золочеными бронзовыми накладками, представленный в экспозиции, является примером этого направления.
Позднее появилось множество модификаций типов мебели, а также их многочисленные варианты, интерпретирующие культуру Дальнего Востока. Предметы, сделанные в подражание декоративно-прикладному искусству стран этого региона, получили название предметы в стиле «шинуазри». Последнее слово можно перевести как «китайщина». Так выглядит небольшой кабинет из дуба. Его удлиненная форма получила распространение в англоязычных странах, о чём свидетельствует его название «highboy».
Все что вы увидите на выставке «Homo legens: человек читающий в европейском искусстве XVII-XIX веков», принадлежит Инвестиционной группе компаний ASG.
Выставка будет работать все лето.
Узнать что такое «бюро счастливого дня», в чем особенности стилей «транзисьон» и «шинуазри», можно записавшись на экскурсию по телефону +7 (843) 510-97-06. Выставочный зал института находится на Сибирском тракте, дом 34. Посещение бесплатное.
В основе публикации – материалы сайта Международного института антиквариата www.int-ant.ru, где вы можете найти снимки экспонатов выставки Homo legens: человек читающий в европейском искусстве XVII-XIX веков». Но лучше посмотреть их в экспозиции. На сайте и на выставке побывала Любовь Агеева