Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вторая встреча Елены Анисимовой с Гоголем

19 декабря 2013 года в Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева с успехом прошла премьера одноактной оперы-колядки «Ночь перед Рождеством» композитора Елены Анисимовой.

Успех такой премьеры нельзя подвергнуть сомнению. Во-первых, в зрительном зале в такой вечер бывает в основном заинтересованная публика – друзья, коллеги, родственники исполнителей. А тут все свои – и композитор, выпускница Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова 2005 года Елена Анисимова (класс профессора А.Б.Луппова), и вокалисты, и музыканты.

Все партии в новом спектакле исполняли студенты или выпускники Казанской государственной консерватории – это новая работа Оперной студии вуза (руководитель студии – заслуженный деятель искусств РТ Альфия Заппарова). Это во-вторых.

Конечно, спектакль требует многих скидок, например, по части декораций. Естественно, начинающим вокалистам еще много не хватает, чтобы вызвать священный трепет восторга в зале, как по вокальной, так и по актерской технике, но знакомство с другими премьерами студии показывает, что дефицит профессионализма вполне покрывает молодой задор и вдохновение. Требовать высокого профессионализма по гамбургскому счету в таком случае вряд ли справедливо.

Наконец, в-третьих, не может быть провальной работа молодого казанского композитора Елены Анисимовой, которая уже не раз заявляла о себе как о самобытном авторе. Достаточно вспомнить премьеру 2006 года – одноактную оперу «Вий», тоже по Гоголю, а также ее Симфоническую фантазию на удмуртские напевы «Шудон гур», исполненную Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением А. Сладковского, которая вошла в Антологию симфонической музыки композиторов Республики Татарстан (студия звукозаписи RCA red SEAL совместно с фирмой «Sony music»).

Елена Анисимова родилась в г. Ижевске. В 2000 г. окончила Ижевское музыкальное училище (класс аккордеона В.Е. Новикова, класс композиции С.Н. Черезова), в 2006 г. – Казанскую государственную консерваторию (класс композиции профессора А.Б. Луппова). В 2010 г. -окончила аспирантуру (научный руководитель – профессор А.Л. Маклыгин).

Кандидат искусствоведения (2011). Дисс.: «Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии» (Казанская гос. консерватория, научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор А.Л. Маклыгин). С 2007 года – член Союзов композиторов России и Татарстана.

С 2008 года Елена Анисимова работает на кафедре теории музыки и композиции Казанской консерватории, она – старший преподаватель, кандидат искусствоведения.Ведет курсы чтения оркестровых партитур, аранжировку, инструментовку; читает авторский курс лекций «Современная композиция».

Елена Анисимова

У молодого композитора солидный послужной список: лауреат конкурса «Молодые композиторы России» (Москва, 2003), дипломант Всероссийского фестиваля «Молодежные Академии России» (Казань-Екатеринбург-Москва, 2004; Санкт-Петербург – Краснодар, 2005), лауреат Всероссийского конкурса композиторов им. Д.Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, 2006, лауреат I премии Международного конкурса композиторов им. Н.Г.Жиганова (Казань, 2011).

У нее есть и камерные сочинения, и сочинения для симфонического и струнного оркестров, для отдельных инструментов. Елена пробует сочетать музыку с поэзией: фольклорная композиция «Ой што не сон….» для голоса, флейты, кларнета и ударных (2000), вокальный цикл на стихи М. Цветаевой «Бессонница» (2001), вокально-поэтический цикл на стихи М. Басе «Пять Хоку» (2003). Видимо, молодому композитору уже пора задуматься над авторским концертом, где бы она могла показать все грани своего таланта.

Тем более что в творческом содружестве с коллегами по консерватории, со студентами это не будет особо накладно в финансовом отношении. Сегодня композитора останавливают от такого серьезного шага вовсе не творческие проблемы, а более прозаические причины. Есть случаи, когда авторские концерты проводятся на личные средства самих музыкантов.

Так что Елена Анисимова – явно не новичок на композиторском поприще, и это не первый ее опыт в оперном жанре. Поэтому не будем обращать внимания на критические отзывы на спектакль, видимо, зрители не знали, куда они попали. Или, может, завидовали чужому успеху.

Главное в другом – молодой композитор имеет возможность увидеть свое творение на сцене, чего лишены многие ее коллеги, даже более именитые, а студенты консерватории получают так необходимую для них исполнительскую практику, без которой становление молодого вокалиста может растянуться надолго.

Итак, Елена Анисимова вновь обратилась к великому Гоголю, оставившему нам в наследство произведения, от которых захватывает дух. И когда их читаешь, и когда смотришь их сценический или кинематографический вариант.

Это уже вторая работа молодого композитора, созданная по мотивам повестей Н.В. Гоголя, вошедших в состав цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Первым обращением к творчеству писателя стала ее дипломная работа – опера «Вий», написанная в 2005 году и также воплощенная оперной студией консерватории (режиссер – заслуженный артист России и Татарстана Мнир Соколов, дирижер – Тахир Бабаджанов).

Гоголевские повести, затрагивающие, пожалуй, самые важные для человека темы, актуальны и сегодня. А сценическое их воплощение с динамичным развитием сказочных приключений, с яркими персонажи неизменно связано с увлекательным творческим процессом.

Екатерина Вербицкая спросила Елену, что побудило ее уже во второй раз обратиться к творчеству этого писателя. К тому же она уже во второй раз выступила автором либретто. И вот что Анисимова ответила:

– Меня привлекает колоритный, яркий литературный язык Гоголя. В его произведениях есть все: фантасмагория, сказочность, человеческие отношения, живые и характерные персонажи.

В пресс-релизе напоминается, что к сюжету этой повести обращались и другие композиторы: в 1874 году П.И. Чайковский создал свою оперу «Кузнец Вакула», а в 1895-м появилась «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова.

Отсюда вопрос Екатерины Вербицкой:

– У Чайковского и Римского-Корсакова есть оперы на сюжет «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Насколько большой ответственностью для вас оказалось обращение к этой повести после русских классиков?

И ответ Елены Анисимовой:

– Конечно же, ответственность большая. Создавать новое невозможно без знания того, что уже создано в этой области. Но моя опера – это новый взгляд. Оперы Римского-Корсакова и Чайковского – масштабные спектакли, огромные музыкальные полотна. Я постаралась отразить динамичность и в разы ускорившийся темп современной жизни. Римский-Корсаков не побоялся через десять лет после Чайковского обратиться к этому сюжету, а я в свою очередь не побоялась сравнений, ведь обратилась к повести Гоголя на 120 лет позже.

У Елены Анисимовой «Вий» – не страшная сказка, а философская притча о главном враге человека – страхе. А также о том, как побороть этого врага, чтобы спасти и себя, и своих близких. Композитор сама написала либретто оперы, куда включила фрагменты завещания Гоголя.

В новой работе на первом месте – не смысловое наполнение оперы, а поиск новых музыкальных возможностей. Включение фольклорных мотивов в ткань оперного повествования в этом жанре – не новость. Но Елена вывела на сцену реальный фольклорный ансамбль, с фолк-звуком, с буйством красок. И потому опера получилась, как и положено – праздничной, веселой, ну и, естественно – фантастической. Кто же в нашей стране не знает приключений кузнеца Вакулы?

Анонсные сообщения в СМИ рекомендовали нам яркое сценическое действо с этническим колоритом. Жанр оперы обозначен как опера-колядка, а это предопределяет соединение академического и народного жанров.

– Создание подобного синтеза было основной идеей. Фольклорный ансамбль является равноценным участником действа наравне с академическими исполнителями. Их соединению помогает сама атмосфера этой оперы, – сказала композитор в интервью газете «Казанские ведомости».

В спектакле заняты два коллектива консерватории: оркестр «Tatarica» под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Рината Халитова и фольклорный ансамбль под руководством Лилии Сарваровой. Для артистов ансамбля это наверняка первый театральный опыт. Они представляют колядующую молодежь, девчат и парубков.

Среди исполнителей уже есть артисты со стажем, например, Игорь Барбаков.

Оказалось, что вокалисты имеют самое непосредственное отношение к созданию оперы, именно они сыграли роль стимула для композитора. Об этом мы узнали от Александры Нагорновой, пресс-секретаря Казанской консерватории.

Интернет позволяет назвать всех исполнителей: Ришат Ахмадуллин и Бахтияр Омаров (ЧУБ, пожилой казак), Гузель Зиганшина и Яна Флаксман (Оксана, дочь Чуба), Кристина Якушева и Влада Боровко (Солоха, вдова, по слухам, ведьма), Игорь Барбаков (Вакула, сын Солохи, кузнец), Данил Шаймуллин (Дьяк, Осип Никифорович), Ильгиз Закиев (Панас, Чубов кум), Ильмир Тангалычев (ЧЕРТ), Алия Шарафутдинова и Анна Фомичева (Ткачиха), Екатерина Воронцова и Мария Михайлова (Баба с фиолетовым носом).

Режиссер-постановщик спектакля – Рустем Фаткуллин, заслуженный деятель искусств РТ, заслуженный работник культуры России. Концертмейстер – Татьяна Сафонова, балетмейстер – Ольга Зарипова, режиссер по пластике – Наиля Фаткуллина, актерское мастерство – Галина Маковская. Вступительное слово – кандидат искусствоведения Юрий Карпов.

Поскольку в афише спектакля по некоторым ролям два исполнителя, можно предположить, что мы еще встретимся с героями оперы Елены Анисимовой.

Любовь АГЕЕВА

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить