Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Юбилею Садри Ахуна посвящается
- 12 декабря 2013 года
11 и 12 декабря 2013 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан прошли III Казанские искусствоведческие чтения, которые были посвящены 110-летию со дня рождения первого татарского профессионального скульптора Садри Ахуна (1903-1990).
Этот форум имеет большую научную и культурную значимость, так как позволяет дать должную оценку заслугам выдающегося мастера скульптуры. Кроме того это возможность привлечь внимание специалистов и широкий круг общественности к этому виду искусства и проблемам его изучения популяризации.
Садри Салахович Ахун – автор монументальной и декоративной скульптуры 1930-1950-х годов. Высокий профессионализм скульптора позволил ему участвовать во всесоюзных конкурсах на казанские памятники вместе с прославленными советскими скульпторами С.Д. Меркуровым, В.Б. Пинчуком, В.Е. Цигалем. Не менее значимая заслуга С.С. Ахуна, которая еще не оценена по достоинству – возрожденное им в 1949 году скульптурное отделение на базе Казанского художественного училища. Его ученики Н.И. Адылов, Ю.А. Ананьин, А.К. Баширов, Н.Я Васильев, В.М. Маликов, Р.Х. Нигматуллина обеспечили расцвет татарской скульптуры в 1960 – 1980-е годы.
Садри Ахун. Скульптурный портрет писателя Хади Такташа
На научной конференции затрагивался ряд актуальных проблем развития искусства скульптуры: становление профессионального скульптурного образования и формирование национальной школы в регионах России; взаимосвязи регионов с ленинградской и московской школами скульптуры. Скульптура рассматривалась в системе синтеза искусств и контексте развития отечественного искусства ХХ века. Шел разговор о музейных коллекциях скульптуры.
Необходимо отметить, что подобная научная конференция была впервые проведена в Москве в 2006 году на базе Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. На ней впервые целенаправленно были подняты вопросы истории и теории европейской и отечественной пластики.
Садри Ахун. Скульптурный портрет академика Александра Арбузова
Казанская конференция 2013 года стала вторым российским научным форумом, который обратил внимание специалистов на проблемы станковой и монументальной скульптуры, особенно актуальные сегодня, когда скульптура может занять важное место в современном городском интерьере и экстерьере.
В конференции принимали участие ведущие российские искусствоведы, историки, культурологи и другие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Ярославля, Екатеринбурга, Уфы, Кемерово, Челябинска, Казани.
С творчеством Садри Ахуна можно познакомиться в художественной галерее Хазинэ». В экспозиции представлены скульптурные портреты писателя Хади Такташа, композитора Салиха Сайдашева, владельца булочной Андрея Степановича Деренкова, у которого в свое время работал Алеша Пешков – будущий писатель Максим Горький. Здесь же можно увидеть две витрины с музейными материалами, рассказывающими о скульпторе.
Садри Ахун. Скульптурный портрет композитора Салиха Сайдашева
Признанный мастер психологического портрета, Садри Ахун создал галерею образов выдающихся деятелей татарской, русской и мировой культуры – бюсты Г.Тукая (1929, 1938), К.Насыри (1941), Н.Жиганова (1941–1945); портретный барельеф Р.Роллана (1938), с которым Садри Ахун вёл активную переписку; гипсовые рельефы «Анри Барбюс», «Ленин», «Энгельс» (1938-1940), портреты из мрамора А.М.Бутлерова, М.Горького, Анджелы Дэвис (1971), Рабиндраната Тагора (1974).
Садри Ахун. Скульптурный портрет Андрея Степановича Деренкова
Не все казанцы знают, что монументальный памятник Габдулле Тукаю, установленный в Казани в 1958 году неподалеку от «Кольца», – тоже работа Садри Ахуна (совместно со скульпторами Л.Кербелем, В.Писаревским и архитектором Л.Павловским).
В Интернете читаем, что Садри Ахун – автор монументально-декоративных произведений, которые в 1930-1940-е годы определяли лицо городских мест отдыха казанцев. Среди них – казанские фонтаны «Владыкой мира будет труд» и «Рыбак», фигуры «Теннисистка» и «Ядрометатель» около казанского стадиона «Динамо» (все – 1934-1937).
Садри Ахун. Скульптурная композиция "Владыкой мира будет труд"
Большая часть этих произведений утрачена, но кое-что осталось. В сквере на улице Московской можно видеть композицию Садри Ахуна «Владыкой мира будет труд», изготовленную в 1935 году. В Саду рыбака, что в Кировском районе, остался только пьедестал фонтана. Как пишется в статье «История с человеческим лицом», это не были сверхшедевры мирового значения, но они являлись характерной особенностью, приметой того времени.
Фонтан в Саду рыбака. Иллюстрация с сайта http://kazan-history.livejournal.com/85562.html
Садри Ахун снял посмертные маски Х.Такташа, Г.Камала, С.Айдарова, Ш.Камала, сохранив таким образом объемный облик деятелей татарской культуры для будущих поколений скульпторов.
Использован пресс-релиз Музея изобразительных искусств РТ.
Фото с выставки Елены Сунгатовой
Более подробно о его биографии и творческой деятельности Садри Ахуна можно прочитать по адресу http://kazan-history.livejournal.com/85562.html.