Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Советские хлебы» — как мечта о новой жизни
- 17 декабря 2013 года
17 декабря 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в рамках проекта «Художественные сокровища Татарстана» открылась выставка «Советское реалистическое искусство».
Непродолжительную церемонию открытия, которая собрала довольно много любителей искусства, начала директор Музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалиева, которая сообщила, что выставки с общим названием "Художественные сокровища Татарстана" организована на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации. Серия выставок позволит показать казанцам и гостям города не только хорошо известные работы самых разных художников, но и произведения, которые редко достаются из музейных запасников. Такое знакомство - лучшее доказательство того, какими ценностями обладает Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Богатейшая коллекция советского искусства, разносторонне характеризующая историю художественной культуры СССР, помогает изучать и отдельные художественные явления, и целые периоды ее развития.
В коллекции музея – произведения художников разных поколений и творческих индивидуальностей, среди них произведения Н. Крымова, М. Нестерова, Е. Лансере, А. Куприна, И. Машкова, А. Герасимова, Б. Иогансона, А. Мыльникова, Ф. Малаева, М. Кугача, братьев Смолиных, Л. Кабачека, художников союзных республик – А. Джафарова, Н. Касумова.
В четырех залах галереи разместились около 60 работ, созданных во времена Советского Союза. Представлены работы художников из разных городов России, а также из Узбекистана, Армении и Грузии. Это произведения Н. Крымова, М.Нестерова, Е. Лансере, А. Куприна, И. Машкова, А. Герасимова, Б. Иогансона, М. Кугача и многих других.
По словам заведующей Национальной художественной галереей «Хазинэ» Галины Рамазановой, словосочетание «сталинская эпоха» связано с негативными коннотациями, так как те времена были трагическими. Но произведения, создававшиеся тогда, воплощали оптимистическую веру в жизнь. Например, картина Ильи Машкова «Советские хлебы» воплощала мечту о счастье, которая в то время для многих сводилась к понятию о сытной жизни. Возможно, кому-то сегодня эта картина покажется примитивной, однако в то время она вполне могла восприниматься как символ новой жизни и более счастливого будущего.
Выставка построена по историко-хронологическому принципу, что помогает видеть развитие советского искусства во времени. Разницу можно наблюдать и по содержанию, и по технике исполнения. В первом зале расположены работы сталинской эпохи, они более монументальны и идеологичны по смыслу. В следующих залах – произведения послевоенного времени, включая 90-е годы прошлого столетия. Они более раскованы по форме, чаще посвящены жизни частной, а не общественной.
Стоит отметить, что гонения на художников, прямые запреты на нетрадиционные формы искусства появятся позже, со времен «бульдозерной выставки», которая так не понравилась Никите Хрущеву.
На сайте http://www.bibliotekar.ru/isk/7.htm мы нашли такие характеристики советского изобразительного искусства:
«Искусство эпохи социалистического реализма можно разделить на две составляющие: искусство официозной иконографии, прославляющее режим и его вождей, и параллельное искусство, которое выше по качеству, поэтичнее, свободнее и ближе к повседневной жизни обычного человека. Оно гармонично и свободно от схем, особенно в пейзажной живописи».
«В политическом государстве, которое требует единообразия, схожесть картин показалась бы неудивительной. Но вы будете, тем не менее, удивлены разнообразием, заключенным внутри этой схожести, мастерством художников, которые, несмотря на диктуемые государством ограничения, в своих произведениях по генерируемой ими энергии и степени выразительности выходят далеко за пределы предписанной им тематики».
Отметим, что в экспозиции галереи «Хазинэ» представлено больше работ «параллельного искусства». Обратите внимание, например, на картины Ф. Малаева «Летят самолеты» (1950), «В новую жизнь» В. Прибыловского (1959), «Возвращение» М. Кугача (1969).
В. Прибыловский. В новую жизнь.
М. Кугач. Возвращение. Фото Л. Агеевой
Полотна историко-революционной, патриотической тематики хранились в музеях Москвы и Ленинграда, а региональным музеям отдавались более скромные полотна, ценность которых сегодня намного возросла. Поскольку это уже не просто художественные явления, а свидетельства ушедшей эпохи. С этой точки зрения рекомендуем посмотреть картину А. Первова «Встреча тракторов».
Посетители выставки наверняка убедятся, как плохо они знают изобразительное искусство советских республик. Советское государство пропагандировало развитие национального искусства. Мастера русского искусства отправлялись на места помогать коллегам создавать школы профессионального искусства. Евгений Лансере работал в Грузии, Павел Беньков в Узбекистане, Николай Хлудов в Казахстане. Поощрялось возрождение разнообразных форм национального декоративного творчества. Исламские регионы были освобождены от религиозного запрета на реалистическое искусство.
По словам заведующей галереей "Хазинэ" Галины Рамазановой, отечественный реализм отличает духовность. Художник через формальные элементы передавал свое отношение к миру. Как пишут специалисты, формирование советской живописи определялось обращением художников к новой действительности, их страстным желанием создать образ нового героя – свободного человека-труженика. Характерным примером таких поисков можно назвать картину Л. Смолина и П. Смолина «Зверобои» (1961).
Желание показать наиболее характерное и типическое в облике современника заставляет художников обращаться к жанру обобщенного портрета, однако довольно много портретов конкретных людей. Есть они и на выставке в «Хазинэ».
Художники пытались соучаствовать в общем деле – строительстве новой жизни, хотели быть полезными своему народу. Их занимали не отвлеченные формальные искания, не нарочитые поиски новых художественных средств выразительности, определившие творчество многих художников начала века.
Хотя есть и исключения, к которым можно отнести «Корову» В. Ханнанова, написанную в 1992 году, и картину 1998 года «Весенний сад» А. Атаханова. Естественно, созданы эти полотна уже после распада Советского Союза, однако оба художника – воспитанники советской школы живописи.
Куратор выставки Дина Хисамова, заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности ГМИИ РТ, отметила, что реализм близок российскому менталитету и менталитету татарстанцев в том числе. Все течения, которые сейчас существуют в мировом искусстве, произошли от реалистического восприятия действительности, заявила она.
Сейчас наблюдается большой интерес ко всему советскому. У старшего поколения советские времена вызывают ностальгию. Молодому поколению этот период тоже интересен, так как оно его не застало. Изучить его молодые могут только по фильмам, книгам и картинам. Окунуться в атмосферу советской эпохи можно при помощи экспонированных на открывшейся выставке картин, уверена Д.Хисамова.
На открытии выставки также выступила известный казанский журналист Любовь Агеева, главный редактор газеты "Казанские истории". По ее словам, очень важно, чтобы эту выставку увидела молодежь, так как у нее сложилось противоречивое и порой неправильное восприятие советского времени. В политических баталиях перестроечного и постперестроечного времени в СМИ появлялось много откровенно лживой информации, ценности прошлой жизни подвергались сомнению или даже шельмовались. Реализм в искусстве воспринимался как одна из таких ценностей, поскольку этот метод поощрялся официально, а потому художники, работавшие в этом стиле, объявлялись ретроградами.
Журналист отметила, что художники часто изображали на своих картинах человека труда – нефтяника, механизатора, доярку, и делали это с большой любовью. Конечно, были и откровенно заказные работы, но большинство художников исповедовали реализм как естественную манеру художественного восприятия действительности. По ее мнению, работы художников чаще всего были оптимистичны по духу и помогали людям в трудные времена.
И. Машков. Гористый пейзаж. Пасмурный день
Выставка «Советское реалистическое искусство» будет работать в течение двух месяцев.
Иллюстрации Елены Сунгатовой. art16.ru
НАШИ СПРАВКИ
Национальная художественная
галерея «Хазинэ»,
Казань, Кремль, 3-й подъезд
Тел./факс: (843) 5678 058
(843) 5678 043
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
сайт: www.izo-museum.ru
Комментарии