Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Журнал «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата» – номер 2
- 01 августа 2013 года
Главной темой второго номера журнала «Мир искусств: Вестник МИА ASG» является поиск эффективных способов сохранения культурного наследия России. Этой проблеме была посвящена научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России», которая проходила в Казани 11 февраля 2013 года.
«Первый номер журнала «Мир искусств: Вестник МИА ASG» вызвал большой интерес среди специалистов музейного дела, искусствоведов, преподавателей вузов и всех интересующихся проблемами искусства и его состоянием в настоящее время, – пишет главный редактор журнала, известный казанский искусствовед Михаил Яо.
Во втором номере можно познакомиться с самыми значимыми и интересными материалами конференции: докладами, стенограммами секционных заседаний. Есть также мнения участников конференции как по проблеме, так и об опыте ее решения в разных городах России.
В журнале широко представлен опыт сотрудничества казанской мэрии и инвестиционной группы компаний ASG». Читатель найдет доклады Ильсура Метшин, мэра Казани («Казань – стратегия управления культурным наследием: реализация пилотного проекта мэрии г.Казани и инвестиционной группы компаний ASG») и Алексея Сёмина, председателя совета директоров ASG («Частные инвестиции в памятники культуры как форма проявления социальной ответственности бизнеса на современном этапе общественного развития»).
Ильсур Метшин прежде всего дал характеристику современной Казани, имеющей исторический центр с памятниками XVIII - XX веков. Старая часть города – это свыше четырех тысяч зданий исторической застройки. Это в общей сложности 552 памятника, из них 119 – федерального значения, 370 – республиканского и 63 – местного. В целом с 1996 года в Казани утрачено 33 памятника, 4 из них - за последние 7 лет.
Выяснилось, что 37 процентов из памятников находится в неудовлетворительном состоянии и требует принятия срочных мер. Только на реставрацию памятников муниципального значения требовалось 4,5 миллиарда рублей – половину доходов городского бюджета, больше, чем расходы на образование. Взять эти деньги из городской казны не было, нет, и не будет никакой возможности, подчеркнул мэр.
В Казани благодаря первому Президенту Татарстана Минтимеру Шариповичу Шаймиеву была осуществлена беспрецедентная в России республиканская программа ликвидации ветхого жилого фонда. Ее реализация способствовала переселению 33000 семей из трущоб в благоустроенное жилье.
Ильсур Метшин отметил, что первоначальный вариант программы назывался «Ликвидация ветхого фонда и восстановление исторического центра Казани», но, к сожалению, на вторую часть попросту не хватило времени и денег. Нельзя сказать, что для восстановления памятников не делалось совсем ничего – к тысячелетию Казани была принята программа по сохранению и развитию исторического центра. В нее было включено 85 зданий, но отреставрировать смогли только 35 – благодаря федеральному финансированию и спонсорам.
Среди восстановленных объектов есть знаковые для Казани здания – театр оперы и балета им. М. Джалиля, железнодорожный вокзал, Казанский Кремль и Казанская Ратуша, в которой проходила конференция. А вот до гостиницы «Казань», дома Карла Фукса, усадеб Боратынских и Толстых, Александровского пассажа руки не дошли.
Хотелось бы отметить роль в разработке программы прежнего мэра Казани Камиля Исхакова и депутатов городского Совета созыва 1990 года. Это они, не испугавшись проблемы и приняв во внимание слово «трущобы», которое к тому времени благодаря газете «Вечерняя Казань» получило широкое распространение, разработали городскую программу. Поскольку ее реализация была невозможна без вливаний из республиканского бюджета, программу пришлось утверждать на сессии республиканского парламента. Она получила статус президентской, и это дало возможность принять ряд кардинальных мер, среди которых самым эффективным был налог на ветхое жилье.
Депутаты, изучив подобный опыт за рубежом, решили подключить к решению важной проблемы практически всех жителей республики. Правда, потом, в пору приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным, этот налог был опротестован Прокуратурой РТ и отменен. Но это случилось уже под занавес. Работы продолжались Государственным фондом по ликвидации ветхого жилья, который действует и сегодня, но выполняет уже другие задачи.
Эта, позитивная во многих смыслах работа, как это часто случается, привела к другой, не менее болезненной, чем ветхое жилье, проблеме. Началось массовое разрушение исторического центра. До сих пор мы видим на улицах Казани руины, хотя за последние полтора года перемены к лучшему разительные. Городские и республиканские власти, кажется, применили все рычаги, чтобы поднять ответственность частных собственников памятников старины, найти инвестиции и повернуть всю государственную машину лицом к проблеме сохранения центра Казани.
Участники конференции были едины в том, что решение многих вопросов невозможно на региональном уровне. Без этого забота о памятниках будет делом только людей заинтересованных, как это стало в случае с Алексеем Семиным. Нужны меры на федеральном уровне, поскольку эти проблемы типичны для всех российских городов с богатой историей.
Главная проблема – это правовой аспект. В нашей стране до сих пор отсутствует четкий правовой механизм, мотивирующий инвесторов вкладывать деньги в реставрацию памятников. Во-первых, не действует закон о предоставлении собственникам памятников налоговых льгот. Во-вторых, закон об объектах культурного наследия был принят в 2002 году, а необходимые подзаконные акты – спустя 6-8 лет. Лишь в октябре 2010 года Правительство РФ приняло постановление, подтверждавшее, что ранее разработанные проекты зон охраны остаются в силе до утверждения новых.
Но республика не стала дожидаться, пока будут приняты меры в Москве. Опыт локального взаимодействия между мэрией и одной из частных компаний показал, что есть эффективный механизм сочетания интересов. В этой связи казанский мэр отметил важнейшую роль Инвестиционной группы компаний ASG, которая принимает активное участие в спасении исторической застройки города, показывая пример другим бизнес-структурам. 16 февраля 2012 года между мэрией Казани и ASG при поддержке Президента Татарстана Р.Н. Минниханова было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве для совместной деятельности по развитию казанской агломерации и участии ASG в работе по восстановлению и реконструкции исторического центра города.
Алексей Семин в своем докладе также обратил внимание на правовые аспекты, однако в его выступлении прозвучали мысли, которые показались нам не менее значительными, чем выкладки юристов ASG, приведенные в журнале.
«На наш взгляд, сегодня в обществе в целом назрело понимание необходимости высокого уровня культуры, по которому во главу угла встают задачи созидания, а не разрушения, – сказал он. – В обществе должны установиться некие нравственные критерии, по которым станет неприличным, имея высокий уровень благосостояния, вести себя в родной стране как чужестранец. Если мы проследим историю человеческой цивилизации, то именно так формировалась элита во все времена.
Это еще и очень мощный способ снятия социальной напряженности. Большая часть общества позитивно воспримет тенденцию пополнения сокровищницы материальной культуры, увидев, что состоятельные люди вкладывают средства не в бездумное потребление – золотые ванны и унитазы, а в произведения искусства. Задача формирования духовной элиты общества включает формирование иной моды: на обладание галереями, стремление увеличивать ценность и количество выставляемых в них предметов искусства, освещение их деятельности в СМИ».
Увы, такое понимание в среде богатых встречается нечасто, и мы не раз видели, как наша власть в общении с бизнесменами использует не только пряник, но и кнут.
В журнале приведены мнения о конференции многих ее участников. Мы процитируем Рамиля Хайрутдинов, директора Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета:
Хочу подчеркнуть масштаб и особое значение прошедшего в стенах Казанской Ратуши форума для осмысления принципиально нового для современной России тренда государственной культурной политики. На конференции дан не просто позитивный импульс от столь серьезного собрания властной и интеллектуальной элиты Татарстана, лидеров общественного мнения, а предложены конкретные инициативы по совершенствованию отечественной нормативно-правовой базы сохранения объектов наследия и привлечению инвестиций в сферу культуры.
Конференция стала открытой дискуссионной площадкой, на которой каждый участник – от представителей высшего эшелона власти, предпринимательства, ученых и до практика-реставратора – высказали своё видение, кстати, во многом и совпавшее на перспективы равного государственно-частного партнерства в сфере охраны наследия. Кстати, как верно подметил в свое время писатель Оскар Уайльд, «Те, кто в прекрасном могут увидеть прекрасное, – люди культуры. На них есть надежда». Эта надежда в Татарстане имеет под собой самую реальную опору.
К нашему региону сегодня повышенное внимание. Во многом потому, что за последние годы здесь наработан уникальный для всей России опыт взаимодействия власти, бизнеса и общественной инициативы в реализации масштабных проектов возрождения архитектурных и исторических памятников, духовных ценностей отечественной культуры. Этот опыт, культурный потенциал республики, уверен, будет востребован и при переходе на инновационный путь развития.
Все тот же Уайльд утверждал: «В России нет ничего невозможного, – добавляя, правда, с улыбкой, – кроме реформ.
Второй номер журнала не ограничивается одной конференцией. Продолжается рубрика «Спасенная красота». Читатель узнает о процессе реставрации архитектурных памятников, произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.
Научно-атрибутационная часть журнала (это не только просветительское, но и научное издание) посвящена трем знаменитым европейским художественным династиям: семейству Бассано – его представители были известными и почитаемыми художниками венецианской школы XVI– XVII веков, семейству Фальконе – давшему России автора «Медного всадника» (правда, в этом номере Вы познакомитесь совсем с другой стороной деятельности мастеров этой фамилии) и семейству Сене – прославленных изготовителей мебели XVIII веке во Франции. К нам поступает много вопросов, связанных с сюжетами произведений. Читателей интересуют те или иные сюжеты и их особенности.
В связи с этим в журнале появилась новая рубрика – «Словарь сюжетов», в которой Михаил Яо обещает «увлекательно, поведать о событиях, развивающихся на той или иной картине, скульптурной композиции, часах или на шпалере».
Надо сказать, что это не будут сюжеты вообще. В собственности ASG находится большое собрание изящных искусств, насчитывающее более 3000 предметов хранения изобразительного и прикладного искусства. С лета 2011 года все это открыто для бесплатного публичного посещения. В 2011 году был создан Международный институт антиквариата ASG, главной задачей которого является изучение и популяризация коллекций собрания, определение ее значимости в целом и отдельных предметов искусства. Созданы и эффективно работают Объединенные реставрационные мастерские, насчитывающие более 40 мастеров различных специальностей. Завершается работа по учреждению Музея частных коллекций республики.
В рубрике «Студенческая лаборатория», в качестве эксперимента, публикуется несколько искусствоведческих работ. Главный редактор считает, что этот опыт будет продолжаться.
Второй номер Вестника Международного института антиквариата «Мир искусства» можно скачать по ссылке http://int-ant.ru/docs/world_art2/#/208/