Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Лев Гумилев: «Маятник столетий Как сердце бьется в сердце у меня»
- 22 февраля 2014 года
На днях на встрече с министром культуры Татарстана журналистам подарили книгу Ш.К. Ахметшина «Лев Николаевич Гумилев», изданную в Санкт-Петербурге еще в 2011 году. Этот труд стоит того, чтобы рассказать о нем всем.
«Великий ученый-этнограф, посвятивший всю свою жизнь изучению этнической истории России, исследованию роли тюркских народов, особо почитаем многонациональным народом Татарстана. И дело не только в его татарских корнях. Идея евразийства, глубоко и разносторонне развитая Гумилевым, выражает суть межнационального и межрелигиозного согласия в нашей республике, которым мы очень дорожим и в котором сегодня нуждаются многие страны мира», – говорится в приветственной слове к читателям Р.Н. Минниханова, Президента Республики Татарстан.
Далее идет статья «ИСТОРИК–ПОЭТ», написанная директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Она начинается так:
«Сын двух великих поэтов не может не стать поэтом. Сыну двух великих поэтов очень трудно быть поэтом, а тем более получить признание в этом качестве. Лев Николаевич Гумилев нашел свой путь, создав многотомные поэтически-исторические сочинения».
По мнению Михаила Пиотровского, не бывает поэтического источниковедения, как не бывает поэтической археологии, но поэтическая история существует:
«Она строится на интуиции и неких внутренних принципах красоты и справедливости. Она возникает в сфере господства неопределенности, которая характерна для прошлого не меньше, чем для будущего. Само собой разумеется, что такой подход вызывал и вызывает много серьезных возражений. У Льва Николаевича Гумилева оппонентов в постсоветское время было не меньше, чем в советское. Его научная биография не делится на период советского запрета и постсоветской свободы. Он увлекал и возмущал читателей и тогда, и сейчас».
Лев Гумилев, бюст которого стоит у истоков Петербургской улицы, известен в Казани не только как сын Анны Ахметовой, урожденной Горенко, имеющей татарские корни, хотя значение этого факте преуменьшать нельзя. Оказывается, мать его отца – Николая Гумилева – была потомственной дворянкой, род которой восходил к татарскому князю Милюку. Возможно, именно это обстоятельство объясняет взгляды Льва Гумилева на евразийство.
Николай Гумилев – автор интересной теории, согласно которой история каждого этноса развивается как любая система: «через фазу подъема к акматической фазе, то есть фазе наибольшего энергетического накала, затем идет довольно резкий спад, который выходит плавно на прямую – инерционную фазу развития, и как таковой он потом постепенно затухает, сменяясь другими этносами».
Гумилев рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Понятие этноса не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с социальным понятием национальности. Этносы возникают, развиваются и исчезают, проходят в своем развитии закономерные фазы этногенеза. Этнос – не состояние, а момент процесса, то есть этнос имеет возраст. Николай Гумилев писал о пассионарной теории этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторических процессов, параллельно изучая исторические сведения о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников.
«Маятник столетий/ Как сердце бьется в сердце у меня./Чужие жизни и чужие смерти/ Живут в чужих словах чужого дня», – писал он в одном из стихотворений цикла «История», написанного еще в 1936 году.
Естественно, он особо изучал пассионарность русского и татарского народов, и выводы, которые он делал о судьбе татарского народа, воодушевляли тех, кто боролся за суверенитет Татарстана.
«Чувство справедливости было одним из движущих сил работ Гумилева по тюркской тематике, – пишет Михаил Пиотровский. – Он пламенно выступал против откровенно однобокой и политически-мотивированной трактовки взаимоотношений России и Степи, русских и татар. Пафос этой его «защитной» деятельности соединяет вместе науку, веру и поэзию».
Но довольно объемная книга рассказывает не только о научных взглядах поэта-философа, но и о его жизни – о корнях, о трудной судьбе, и родителей, и его собственной, о том, что сформировало его взгляды, о его учителях и учениках. Об этом он рассказывает сам (оригинальна идея «Автонекролога»), мы читаем его воспоминания, письма, в том числе к матери – Анне Ахматовой, и письма матери к сыну, представлены и воспоминания о Льве Николаевиче. Книга хорошо иллюстрирована. Много факсимиле стихов и других текстов. В Приложении – стихи и проза о Льве Гумилеве и Льва Гумилева, его переводы, библиографический указатель работ Гумилева. В завершение рассказывается о Музее-квартире ученого и поэта в Санкт-Петербурге.
Михаил Пиотровский напоминает, что Лев Николаевич после очередного освобождения из лагеря работал в Эрмитаже. Его опекал Михаил Илларионович Артамонов. Гумилев принял активное участие в востоковедном осмыслении актуальной вчера и сегодня темы хазар. Работая в Эрмитаже, он написал и опубликовал в 1962 году работу о Бахраме Чубине, иранском герое-правителе. Эта работа представляется Пиотровскому «блестящим образцом подхода к истории, которая делает труды Гумилева столь увлекательными для широкой публики. Ее основа и источник вдохновения – прекрасный авторский перевод текстов из великого «Шах-намэ». Поэтический текст и авторский перевод являются неотъемлемой частью всех рассуждений».
В книге 6 глав: Глава I. Родословная; Глава П. Детство; Глава III. Становление личности. 1929-1944; Глава IV. Опаленный войной; Глава V. «Хождение по мукам». 1945-1956; Глава VI. «Востоковед, историк и археолог». 1956-1992.
Остается добавить, что книга вышла под лозунгом «Татары на службе Отечеству».