Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Здесь воспитывали не только музыкантов – людей!»
- 27 июня 2014 года
29 апреля 2014 года в Казани, в Большом концертном зале имени С. Сайдашева, состоялся праздничный концерт, посвященный 75-летию со дня создания детской музыкальной школы №1 имени П.И.Чайковского.
Коллектив одного из старейших учебных заведений Казани поздравила заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры Зиля Валеева.
«Роль музыкальной школы №1 имени Чайковского в культурной жизни Казани и Татарстана трудно переоценить, – отметила она в своем выступлении. – Она стояла у истоков детского музыкального образования республики и заложила основы музыкальной педагогики, которым следуют многие поколения преподавателей-музыкантов. Из стен школы вышли известные композиторы, замечательные исполнители, деятели культуры, составившие славу отечественной и мировой музыки. Мы всегда поддерживали, и будем поддерживать вас во всех ваших начинаниях. Благодарю вас за ваш труд».
Детская музыкальная школа №1 – старейшее учебное заведение Казани и республики. История школы неразрывно связана с именем Рувима Львовича Полякова – выдающегося музыканта, человека высокой культуры и прекрасной души. Р.Поляков стоял у истоков детского музыкального образования в Казани.
«Это имя у всех, имеющих отношение к музыкальной культуре Татарстана, вызывает особые чувства, – пишет профессор Казанской государственной консерватории Елена Порфирьева. – Прямо или косвенно, мощное влияние этого Музыканта и Человека испытали те, кто учился музыке и учил будущих музыкантов.
Поляков вошел в историю прежде всего как стратег и практик детского музыкального образования в нашей республике, организатор детских музыкальных школ в Казани.
Рувим Поляков был одним из первых учеников Казанского музыкального училища по классу виолончели. Несомненно, та духовная атмосфера, которая была характерна для училища благодаря его создателю Р.А. Гуммерту и его коллегам, во многом повлияла на процесс духовного становления молодого музыканта. Его учителем был первый педагог – виолончелист училища Н.Н. Грюнберг. Как замечал сам Рувим Львович впоследствии, сильное воздействие на него оказали также концерты и уроки известного русского виолончелиста М.Е. Букиника, одно время жившего в Казани и преподававшего в училище.
В 1916 году молодой воспитанник Петроградской консерватории начинает работать преподавателем класса виолончели в Казанском музыкальном училище. В 1919 году Рувим Поляков вместе с известным музыкальным деятелем Николаем Кашкиным принимает участие в реформировании Казанского музыкального училища в двухступенную музыкальную школу, первая ступень которой соответствовала детской музыкальной школе, а вторая – музыкальному училищу.
Заведующим школой был назначен Рувим Поляков. Таким образом, в эти годы в Казани была осуществлена идея преемственности начального и среднего музыкального образования.
Главная задача была сформулирована весьма определенно: создать музыкальное учебное заведение нового советского типа. В многочисленных дискуссиях по поводу того что стоит за этим определением, много самых разных точек зрения – это и идея о привлечении учащихся к общественно – политической жизни, и идея о необходимости пролетаризации состава учащихся, но, что очень важно, и постоянно присутствующая мысль о том, что это учебное заведение должно быть профессиональной школой высокого уровня подготовки.
Все эти принципы были отражены в деятельности школы. При наборе учащихся делался акцент на социальном происхождении, школа имела два отделения – специальное и общеобразовательное (отсюда естественное смешение принципов специального образования и общевоспитательных задач). Здесь следует отметить, что Казанское музыкальное училище к периоду реорганизации имело замечательные достижения, было учебным заведением, имеющим высокий профессиональный статус и прочные традиции (неслучайно, на съезде директоров музыкальных учебных заведений ИРМО в 1912 году в Петербурге оно было отмечено в числе четырех лучших в России – наряду с Киевским, Харьковским и Одесским).
Заслуга Полякова заключается в том, что ему удалось в столь непростых условиях продолжить и закрепить те установки и принципы академического образования, которые существовали в училище Гуммертовского периода. В Государственной школе сохраняются и успешно развиваются специальные классы, наряду с существовавшими ранее классами фортепиано, вокала и струнных инструментов, открывается класс игры на духовых инструментах, (отметим, что первый опыт подготовки исполнителей на духовых инструментах относится к 1905 году, когда по инициативе Гуммерта открываются оркестровые классы при Казанском отделении ИРМО, которые однако были закрыты в 1911 году из-за финансовых трудностей), усилена музыкально-теоретическая подготовка – в частности, профессор Н.Д.Кашкин читал курс истории музыки, профессор Казанского Университета А.Ф.Самойлов – курс акустики.
Обратим внимание на интересный факт, красноречиво характеризующий личность Полякова. В 1921 году, когда в Казань приезжает известный дирижер, скрипач и музыкальный деятель А.А. Литвинов, Рувим Львович по личному желанию передает ему заведование музыкальной школой, а сам занимает должность заведующего учебной частью.
Совершенно очевидно, что главным для Полякова была не должность, а высокие интересы дела. Затем на протяжение 20-х годов профессиональное сотрудничество этих двух музыкантов дает впечатляющие результаты. В 1922 году в результате слияния Государственной двухступенной музыкальной школы с Восточной консерваторией образовывается Восточный музыкальный техникум, в котором директором становится Литвинов, а Поляков заведует учебной частью. Техникум, как в дореволюционные годы музыкальное училище ИРМО, занимает центральное место в музыкальной жизни Казани – успешно воспитываются молодые, в частности, национальные музыкальные кадры, силами студентов регулярно ставятся оперы, выступают русский и татарский хоры, студенческий симфонический оркестр.
Вместе с тем, к концу двадцатых годов все более усиливается натиск сторонников перевода музыкальных учебных заведений на рельсы массового музыкального воспитания (музвос.). В техникуме главным становится инструкторско–педагогическое отделение, по распоряжению Татнаркомпроса ликвидируется детская студия, существовавшая при нем. Уже через короткое время совершенно очевидной стала пагубность такого развития событий, прежде всего это проявилось в отсутствии музыкально подготовленных абитуриентов, способных на профессиональном уровне обучаться музыке в техникуме.
В этот критический момент Р.Л.Поляков сыграл поистине историческую роль в развитии музыкального образования в Казани и Татарии в целом. Именно ему принадлежит инициатива открытия Детских музыкальных школ, которые должны стать фундаментом в выращивании кадров для музыкального училища, а также способствовать развитию общего музыкального воспитания. Поляков проделал титаническую работу, сначала «пробивая» эту идею в различных инстанциях (таких, как Татнаркомпрос, Казанский Горсовет), а затем практически реализуя её.
Знакомясь с архивными документами, не перестаешь удивляться неутомимости и энергичности вновь назначенного директора ДМШ. Он проявил завидные качества организатора-хозяйственника – ведь ему приходилось заботиться обо всем, – от борьбы за выделение помещений для занятий и добывания музыкальных инструментов до заботы о таких прозаических вещах, как заготовка дров для отопления. И при этом умело решались творческие вопросы – быстро складывался педагогический коллектив, в который вошли педагоги-профессионалы, умело работающие с детьми и, что очень важно, в школах царил особый психологический климат дружелюбия и согласной нацеленности на решение общего дела.
Во время празднования первого (пятилетнего) юбилея ДМШ с трибуны прозвучали такие слова: «Наши школы привлекают детей и родителей тем, что они встречают здесь любовное отношение педагогов к своей работе, внимательное отношение со стороны директора, Р.Л.Полякова, к каждому ребенку. Ему же педагогический коллектив обязан своей сплоченностью, трудоспособностью, воспитательно-педагогическим тактом. Счастьем было бы для каждой школы иметь такого руководителя-энтузиаста, как наш Рувим Львович». Это высказывание одного из преподавателей ДМШ как нельзя лучше передает атмосферу, царившую в школе. Неудивительно, что многие сотни людей разных возрастов и специальностей, попавших в музыкальную школу, на всю жизнь запомнили эту высокую нравственную духовную атмосферу. Здесь воспитывали не только музыкантов – людей!
А возвращаясь к роли Полякова в развитии музыкального училища, следует сказать, что вскоре после открытия ДМШ в Казани училище ощутило плоды её деятельности – появились юные музыканты, подготовленные для серьезной профессиональной учебы. Совершенно закономерно, что в 1939 году к 35-летию училища Р.Л.Полякову в числе других преподавателей училища было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ТАССР.
На 1941-46 годы приходится еще один период, когда Р.Л.Поляков занимает должность директора Казанского музыкального училища. И опять, как двадцатью годами раньше, он в буквальном смысле спасает от исчезновения традицию профессионального музыкального образования в Казани. Когда началась Великая Отечественная война, встал вопрос о закрытии училища – его помещение было необходимо для размещения столичных институтов Академии Наук. Эта практика была общепринятой – с началом войны были закрыты только начинавшие «вставать на ноги» музыкальные училища в столицах соседних республик – Саранске, Чебоксарах, Ижевске. Казанское училище от этой участи спасла инициатива Р.Л.Полякова.
Предложив разместить училище в здании Центральной музыкальной школы, он создал по существу целый музыкальный комплекс, в который вошли школа, училище, а также звено консерваторского уровня – здесь занималась группа студентов-консерваторцев, эвакуированных в Казань. В историческом деревянном особнячке на улице Горького в эти годы кипела интенсивнейшая музыкальная жизнь. Весомым было участие крупных музыкантов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Выступали известные музыканты – Е.Бекман-Щербина, И.Миклашевская, блестящие лекции читала В.Дж.Конен, научные доклады представляли профессора С.С.Скребков, М.Ф.Гнесин. Летом 1942 года была проведена целая научная сессия, посвященная пятидесятилетию со дня смерти П.И.Чайковского, в ней участвовали и известные ученые, и студенты училища. Вот только некоторые из тем докладов сессии: «Мировое значение творчества Чайковского» (В.Дж.Конен), «Принципы крупных симфонических форм Чайковского» (С.С.Скребков).
Как обычно, Рувим Львович «замыкает на себе» решение всех проблем, как творческих, так и хозяйственных. И главное, результат этой деятельности – не временное затишье в культурной жизни, что было бы естественно в суровых обстоятельствах военных лет, а качественный скачок в развитии музыкального образования. Многие из тех, кто учился в годы войны в училище, в 1945 году стали первыми студентами Казанской консерватории. А основа нового вуза во многом заложена деятельностью Полякова.
Сегодня Рувим Львовия Пояков стал частью истории отечественной музыкальной культуры. Но прошлое и настоящее в нашей жизни переплетено достаточно прочно и причудливо. А в этом настоящем нынешняя Детская музыкальная школа №1 смотрит в мертвые окна находящегося на другой стороне улицы Горького домика, вызывающего волну нежности у всех, кто помнит его как здание музыкальной школы времен Рувима Львовича. Но все-таки главное, что живет школа, и каждой осенью не один ее выпускник приходит учиться в Казанское Музыкальное Училище, и в училище есть класс с мемориальной табличкой: «Класс имени Рувима Львовича Полякова».
Елена Васьяновна Порфирьева, профессор, кандидат искусствоведения
Около 40 лет Рувим Львович проработал бессменным директором Первой школы. Благодаря его интузиазму в школе был сформирован небольшой, но творческий коллектив педагогов-единомышленников. В первое время вместе с директором работали 11 преподавателей: В.Н. Фрейман, А.В. Чернышева, Н.А.Шавалина, М.Н. Крупейникова, Е.П. Леонтьева, Т.Г. Линсцер, Е.Р. Касриэльс, А.М.Васильев, З.А. Гладышева, В.В. Ничаев. В коллективе царила атмосфера дружилюбия, интелегентности и преданности делу. Высокий профессионализм, любовь и уважение к детям определили стиль педагогической работы на многие годы.
Вот как вспоминает школу, точнее одного из ее педагогов известный татарский композитор Рустем Яхин, первым педагогом которого по фортепиано была А.В. Чернышева, воспитавшая многих известных музыкантов. Что вы можете сказать о ней как о педагоге?
«Ее роль в моей жизни велика. Она не только воспитывала меня профессионально, формировала мой музыкальный вкус и мировоззрение. Она вникала в каждую мелочь моей жизни, помогала материально, добилась вместе с Поляковым, чтобы мне поставили дома инструмент, а когда я кончил музыкальную школу, повезла меня в Москву. Ее необыкновенную чуткость характеризует вот такой случай. В самом начале занятий мне показалось скучным играть упражнения и этюды. Недолго думая, я перестал ходить в школу. Каково же было мое удивление, когда через несколько дней в нашей общеобразовательной школе я увидел Антонину Васильевну. Она пришла за мной. Это был урок чуткости и человечности на всю жизнь».
В первой музыкальной школе, у Екатерины Павловны Леонтьевой, учились сестры Губайдуллины – София и Ида.
Вот как вспоминает эти годы Ида Губайдуллина:
«Проверив наши способности, Рувим Львович сказал, что меня сразу примут в школу, а вот Сонечке ещё надо подрасти. Реакция Сонечки была непредсказуема. Она вцепилась своими маленькими ручками в брюки Рувима Львовича и со слезами на глазах стала упрашивать взять её в школу. Удалившись часа на два, чтобы обсудить этот вопрос на педсовете, он, наконец, вышел и объявил нам, что Сонечка, как и я, принята в школу. К концу 1937 года на 5-летнем юбилее со дня открытия ДМШ №1 мы уже были участницами отчётного концерта, проходившего в Доме Красной армии (сейчас это Дом офицеров) с лучшим концертным залом в городе в то время.
О Детской музыкальной школе №1 г. Казани того времени хочется сказать особо. На фоне зажатой, тяжёлой атмосферы, царившей в нашей семье, она стала как бы своеобразной эмоциональной отдушиной. Возглавлявший её Рувим Львович Поляков сумел сделать так, что несколько классов общеобразовательной школы №18, отданных музыкальной школе, казались огромным Храмом, переступив порог которого дети попадали в совершенно иной мир, где всё дышало музыкой. Юных музыкантов окружали заботой и любовью высокоинтеллигентные преподаватели. И вот прошло уже много лет, а память о музыкальной школе №1 г. Казани и её директоре – Рувиме Львовиче не только не стирается, но с каждым годом укрепляется. Всё больше начинаешь понимать, с каким необыкновенным человеком свела нас тогда судьба. Не случайно его имя в Казани становится легендой и повторяется из уст в уста не только питомцами этой школы.
Необыкновенным человеком была и наша учительница музыки Екатерина Павловна Леонтьева. Она жила напротив нашего дома, и на уроки музыки из-за недостатка классов в школе мы ходили к ней домой. Екатерина Павловна не только учила нас музыке, она постоянно проявляла заботу о своих учениках и в чисто житейском плане. К примеру, в конце 1937 года, когда мы должны были выступать на предстоящем юбилейном концерте ДМШ №1 в Доме офицеров, и встал вопрос, в чём выпустить нас на сцену, она помогала маме раскроить и сшить нам приличные платьица. Екатерина Павловна, не имевшая своих детей, в те трудные времена устраивала у себя дома весёлые праздничные встречи Нового года, и на ёлку приглашала всех своих учеников. Помню, как её муж – Юрий Борисович Деладвес наряжался Дедом-Морозом и раздавал детям новогодние подарки».
Долгое время школа называлась «центральной». В 1957 году за большой вклад в дело развития музыкального образования постановлением Совета министров Российской федерации ДМШ №1 было присвоено имя Петра Ильича Чайковского.
Школа пережила многие социальные перемены, но осталась верной лучшим культурным традициям, обогащая историю города и республики, насыщая их духовную жизнь. Из ее стен вышло около 2500 выпускников, из которых более 600 – музыканты-профессионалы. Это известные композиторы, исполнители, деятели культуры, которые составляют славу отечественной и мировой музыки. Это композиторы Р.Яхин, С.Губайдуллина, А.Монасыпов, Р.Белялов, пианист И.Гусельников, скрипачка И.Бочкова, певец Э. Трескин, профессора Казанской консерватории А.Хайрутдинов, М.Ахметов, З.Сайдашева, Е.Порфирьева и многие другие.
Сегодня общий контингент школы составляет около 500 человек. Подготовка учащихся ведется на 5 отделениях по 12 специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, флейта, кларнет, саксофон, хоровое пение. Наряду с традиционными предметами в учебный процесс постоянно вводятся новые, основанные на современных методах и формах преподавания. Так, в школе почти 10 лет существуют классы импровизации и композиции, дающие большие возможности для раскрытия творческой личности учащихся и их исполнительского потенциала. Кроме того, впервые в Казани в ДМШ №1 был открыт класс синтезатора. Преподаватели, ведущие эти предметы, работают по своим авторским программам и учебным пособиям. Ежегодно школу заканчивает около 80 учащихся, из которых 20 процентов поступает в специальные учебные заведения культуры и искусства.
Сегодня в школе 12 творческих коллективов: струнный оркестр, ансамбль скрипачей, оркестр народных инструментов, ансамбль баянистов и аккордеонистов «Сокол», ансамбль гитаристов, татарский вокальный ансамбль «Сююмбике», вокальный ансамбль «Кампанелла», 4 хоровых коллектива. Учащиеся школы ежегодно становятся лауреатами и дипломантами многих престижных конкурсов.
Высокий профессионализм школы определяют ее педагоги. Сегодня в ДМШ №1 работают 57 педагогов, 17 из которых имеют почетное звание «Заслуженный работник культуры РТ».
Результатом плодотворной работы коллектива являются творческие достижения учащихся. Ежегодно от 10 до 20 процентов выпускников поступают в специальные учебные заведения культуры и искусства. В 2013 году 8 человек избрали музыку своей профессией. За последние годы 25 учащихся стали именными стипендиатами: 4 человека – Министерства культуры РФ; 8 человек – Министерства культуры РТ; 13 человек – Мэра г. Казани. 47 учащихся стали победителями престижных международных и всероссийских конкурсов.
Несколько слов о зданиях, в которых работала детская музыкальная школа №1.
Одноэтажное деревянное здание, которое, по словам Елены Порфирьевой, вызывало волну нежности у всех, кто помнит его как здание музыкальной школы времен Рувима Львовича, уже снесено. На этом месте пока пустырь.
Школа теперь работает в двухэтажном кирпичном здании напротив. Это бывшее училище глухонемых, построенное в 1905 году по проекты архитектора И.Н. Колмакова. Образец казанского неоклассицизма.
Здание перед юбилеем капитально отремонтировали, и сегодня оно производит хорошее впечатление, выделяется среди многих зданий по улице Горького своей необычными архитектурой. Кстати, на этой улице много старинных домов, сохраняющих своеобразие Лядской улицы, где жили люди небедные, а потому заказывающие дома профессиональным архитекторам. Здесь есть здания, построенные по проектам Ф. Петонди, В. Трифонова, П. Пятницкого.