Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Мы помним тебя, Вася Мартинков
- Любовь Агеева
- 27 июля 2014 года
31 июля исполняется 10 лет с того дня, как в редакции газеты «Вечерняя Казань» стало на одного человека меньше. Василий Мартинков трагически погиб в 2004 году.
Вспоминая коллегу и друга
Для начала - несколько слов о встрече, которая состоялась в этот день в Доме-музее В. Аксенова. Здесь собрались в основном те, кто знал его лично – по работе в редакции или по фотоклубу «Тасма». Были его ученики. «Вася нас опять собрал всех», - так открыл встречу Юрий Филимонов.
Кто-то сказал, что сегодня, если придешь в знакомое нам всем здание бывшего ТГЖИ на берегу Казанки, пальто не у кого оставить. Раньше раздевались у Мартинкова.
Уточню – если зайдешь в здание. На входе – строгий дежурный, вход – только по пропускам. Да и нет в нем уже ни маленьких коморок наших фотокорреспондентов на месте туалетов, ни редакции газеты «Вечерняя Казань».
Выступавшие вспоминали какие-то детали совместной жизни, в основном светлые – о Васе по-другому не вспоминается, заодно – о прошлом, в котором мы все были моложе. Но осталась наша память о том далеком и важном для всех нас времени. Остались фотографии Мартинкова, и люди, которых он когда-то снял, смотрели на нас своими добрыми глазами.
Он никогда не делал «нетленку», но теперь, в условиях новой исторической реальности, коллеги Василия справедливо назвали его певцом «уходящей натуры». Первая выставка, в которой Вася принял участие называлась «Казанский пролетарий на рубеже веков». Теперь можем сказать, что это уже «ушедшая натура». В какой газете и тем более журнале вы найдете сегодня фото простых людей?!
Многие впервые узнали какие-то факты из биографии Мартинкова. Их напомнил Володя Музыченко. Оказывается, Егорыч приехал в Казанский университет из Гомельской области, всегда нежно вспоминал о родном крае. Он работал в многотиражке мехкомбината, был редактором русской редакции. С «Вечеркой» начал сотрудничать еще тогда - писал о передовиках производства. А потом перешел в редакцию на штатную работу, в секретариат.
Выступающих никто специально не готовил. Главный организатор вечера – коллега Васи по фотоцеху Юрий Филимонов подготовил выставку и позвал на вечер, кого смог. Начиная встречу воспоминаний, он поблагодарил Юрия Фролова, по болезни не сумевшего приехать в Дом В. Аксенова – за то, что тот напомнил о печальной дате, директора музея Ирину Аксенову – за то, что уже несколько месяцев подряд предоставляем фотомастерам Казани площадку для экспонирования их работ, Раису Сафиуллину – за то, что сохранила в своем архиве работы Василия Мартинкова, которые он когда-то отдал ей для выставки «Портрет эпохи». Работы, которые какое-то время будут экспонироваться в Доме В. Аксенова, – лишь малая часть того, что Вася сделал.
Выступали многие. Первым слово взял Феликс Феликсон, который предложил издать персональный альбом Мартинкова. Все, кто брал слово, сетовали, что творческое наследие Василия Егоровича, по сути, исчезло. Правда, снимки остались в архивных номерах «Вечерки», в альбомах. Но кто сегодня их видит?! Хорошо, что Музей изобразительных искусств РТ получил грант Президента России на организацию выставки казанской фотографии и издание альбома-каталога. Там точно будет представлен и Василий Мартинков. Альбом будет состоять из трех частей. Первая – история становления фотографии в Казани с позапрошлого века. Вторая часть – история группы «Тасма», в которой будут как статьи об истории группы, охватывающей период с 1975 по 1988 год, так и презентации каждого члена группы. Как сообщил на встрече Фарит Губаев, альбом уже готовится к печати в издательстве «Заман».
В будущем – большая выставка в Галерее современного искусства на улице Карла Маркса. Конечно, будут здесь и работы Василия Мартинкова.
А теперь - мои воспоминания о Васе, с которым около 13 лет мы работали в одной редакции.
Его любили все
О том, как к Василию Мартинкову относились коллеги, по-настоящему стало известно, когда его не стало. Для всех «вечеркинцев» это была огромная потеря. Боль еще более усиливала неожиданность его гибели.
Все хоронили известного фотожурналиста, а мы хоронили нашего Васю.
Василий Мартинков и Фарит Губаев
Впрочем, его уважали всегда. Он был из тех, у кого нет врагов. Если бы не Вася, можно было бы думать, что таких нет вообще. Как отметили его друзья на встрече в Доме-музее В. Аксенова, он умел располагать к себе всех, но не специфическими журналистскими приемами, а по-человечески. Так, общаясь с ним, старушка видела в нем сына.
И еще - он никогда никого не судил. Как отметил Фарит Губаев, он смотрел на мир, на людей какими-то несуетными глазами, помня, что все это приходяще, а потому жизнь любить надо такой, какой она есть.
Многие годы это была единственная ниточка, которая связывала две редакции газеты «Вечерняя Казань» – «старожилов», работавших с Андреем Гавриловым, и «Вечерку» Хасбулата Шамсутдинова. В это время мы уже практически не заглядывали на четвертый этаж издательства, но частенько навещали фотолабораторию Василия Егоровича на втором этаже.
Мужской портрет "Вечерки". 23 февраля 1983 года
Василий Егорович Мартинков проработал в «Вечерней Казани» больше всех нас – четверть века.
В минуты прощания, когда его привезли в последний раз к дверям издательства, рядом с гробом все стояли рядом. Кажется, впервые за многие годы после ухода из жизни Андрея Петровича.
В секретариате перерыв. Василия Мартинкова развлекают Леонид Сергеев и Юрий Николаев
К Васе не просто хорошо относились – его любили. И он любил всех. Я не слышала, чтобы он о ком-то плохо отозвался. Даже в сердцах, когда кто-нибудь из нас, журналистов, задерживал сдачу его номера. Просто улыбался как-то по-особенному, и тебе было нестерпимо стыдно – за то, что ты подвела хорошего человека.
Насколько я помню, он всегда совмещал два вида деятельности: работал в секретариате и фотографировал. В свободное от основной работы время.
Василий Егорович за своим столом в секретариате
В «Вечерке» тогда работали «крутые» мастера, известность которых крепла от проекта к проекту: Владимир Зотов и Фарит Губаев, но рядом с ними всегда был Василий Мартинков – тихий, скромный, незаметный.
Позднее, когда я отбирала снимки для книги «Республика Татарстан: новейшая история», мартинковские были на вес золота. Например, тот, который обошел многие российские и зарубежные издания: девушка на площади Свободы беседует с солдатом, стоящим в оцеплении у дома Совета Министров.
Это был рубежный день в борьбе тех, кто выступал за обособление от Российской Федерации, и тех, кто был решительно против. Пролитая на площади кровь отрезвила и тех, и других, и острые дискуссии переместились в Верховный Совет республики.
Насколько я помню, Василию никто не давал задания быть там, на площади. И уж тем более не заказывал тот самый ракурс, который сделал из репортерской фотографии символический кадр.
У Васи получались удивительные портреты. Причем снимать он любил простых людей. Помню, в редакции родилась идея – ставить на первую полосу каждого номера портрет передовика производства. Рубрика даже такая была в «Вечерке» – «Правофланговые соревнования». Наши «крутые» мастера не очень эту рубрику жаловали. Выручали в основном внештатные фотографы, благо, их вокруг редакции городской газеты всегда было много.
Так вот, Вася Мартинков с удовольствием работал для этой рубрики. Кого он только не фотографировал – слесарей, водителей, врачей, учителей… Сегодня, изучая подшивку «Вечерки», я узнаю его снимок, даже если под ним нет подписи. Он был удивительно добрым человеком и умел разглядеть в каждом что-то хорошее. И это находило отражение в тех его снимках на заданную тему.
Очень жаль, что за эти 10 лет мы почти не видели работ Мартинкова. В Интернете я не нашла ни одной. Знаменитый снимок, сделанный 15 октября 1991 года на площади Свободы, пришлось сканировать из книги.
Говорят, архив Мартинкова забрала из «Вечерки» его жена. И напрасно. За это время редакция вполне могла издать альбом его фотографий. Они будут жить только в том случае, если их будут видеть люди, если молодые фотожурналисты будут знать работы мастера и учиться у него…
В 1991 году, став главным редактором газеты «Казанские ведомости», я попала в трудную ситуацию. Журналисты для новой редакции нашлись, хотя были немалые проблемы, а вот ответственного секретаря не было. Насколько я помню, он сам предложил свои услуги, когда увидел мои мучения. «Казанские ведомости» тогда выходили не каждый день, и он вполне успевал совмещать работу в двух редакциях. Пока я не нашла постоянного ответственного секретаря.
Мне очень нравились номера, которые Вася верстал тогда. Нравились полужирные линейки, которые он использовал. Вася задал стильный образ газеты, оформление которой без труда помогало определить, какой материал главный.
Жаль, что ответственный секретарь, который появился позднее в редакции, не развил этот образ. Это дело сугубо индивидуальное, и каждый стремится верстать по-своему...
Любовь Агеева, главный редактор сетевой газеты «Казанские истории».
Работала в «Вечерней Казани» с января 1979 по январь 1991 года
В сокращении опубликовано в газете «Вечерняя Казань» 31 июля 2014 года
Отзыв Владимира Музыченко - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=608716119246890&id=100003255236573
Слово прощания
31 июля трагически погиб известный казанский фотожурналист Василий Егорович Мартинков... Смерть никогда не бывает ко времени. А когда уходит из жизни неповторимая личность, потеря особо ранит душу своей неожиданностью.
Лучшей характеристикой для покойного Василия Мартинкова является исчерпывающее определение – русская душа. Он собрал в себе многие замечательные качества целого народа – простой, душевный, отзывчивый, терпеливый, кроткий, никогда не державший зла за душой. Человек, у которого не было и не могло быть врагов. Поэтому Васю любили все, как знавшие его десятилетиями, так и знакомые с ним считанные дни. Он был по-хорошему старомоден. Для него не были пустым звуком понятия «долг», «честь», «порядочность».
Сам он никогда не относился к себе как к большому фотографу. Его мастерство высоко ценили другие. В нашу страну приехала американская издательница, чтобы отобрать самые острые и неординарные снимки для альбома о России. Казань всегда славилась добротной школой социальной фотографии, поэтому никого не удивило, что из 38 отобранных по всей России авторов 8 были казанцами. Среди них, разумеется, и Василий Мартинков. Те, кто видел его пронзительный цикл черно-белых фотографий «Закат СССР», никогда уже не забудут полные трагизма кадры, снятые в Казани. Василию Егоровичу удалось занять в разделе «Последние дни СССР» лидирующее место среди многих российских фотохудожников. Фотограф за творческую жизнь в совокупности снимает сотни и сотни тысяч кадров. Не каждому удается обессмертить свое имя «снимком жизни». Васе это удалось.
Среди друзей и знакомых Василия Егоровича не найти людей, которые бы не любили на минуту-другую забежать в его гостеприимную фотолабораторию, чтобы погреться в ауре его приязни и доброжелательности к людям. Просто посидеть рядом, перекинуться парой слов – это уже было настоящим сеансом врачевания от бытовых и служебных невзгод. Сам же он никогда и ни на что не жаловался, потому что был человеком дающим, а не берущим, тем более не требующим что-то для себя. Человеком для всех, кто нуждался в нем. Может ли быть более высокая оценка прожитой жизни? И таким он навсегда останется в нашей памяти.
Друзья, коллеги