Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Николай Рерих – охранитель и продолжатель традиции сближения России с Востоком
- 08 ноября 2014 года
23 ноября 2014 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ закрывается выставка произведений Николая Рериха, посвященная 140-летию со дня рождения выдающегося русского художника, сценографа, философа, путешественника, археолога, общественного деятеля, открытая 9 сентября.
Очередная встреча с Николаем Рерихом
В экспозиции, размещенной в залах второго этажа, представлено 82 живописных произведения, отражающих различные периоды творчества мастера: восемьдесят работ из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и два – из собрания ГМИИ РТ (Казань).
В седьмом зале второго этажа к выставке Рериха, вторым домом которого многие десятилетия была Индия, развернута небольшая экспозиция декоративно-прикладного искусства «Искусство Гималаев» из собрания трех казанских музеев: Музея этнографии Казанского (Приволжского) федерального университета, Национального музея РТ и ГМИИ РТ.
Церемония закрытия выставки завершилась музыкальной программой классической музыки русского модерна. Звучали сочинения А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского.
Выставка продлится до 23 ноября. Не пропустите.
В рамках открытия выставки Рериха в Казани прошло несколько важных культурных событий.
9 сентября состоялся «Круглый стол» на тему: «Культурно-выставочный центр ГРМ в Казани как ресурс укрепления единого культурного пространства России». Его участниками стали представители музеев Казани и Государственного Русского музея, республиканских министерств культуры, образования и науки, по делам молодежи и спорту, Государственного комитета по туризму, Дома дружбы народов РТ, художники, поэты, общественные деятели, преподаватели гуманитарно-художественных дисциплин, члены Общества русской культуры РТ, казанская община Международного общества Сознания Кришны и др.
Разговор шел о выставочной и образовательной деятельности Центра ГРМ в Казани, о гармонизация культур и традиций через художественное общение и диалог. Некоторые сообщения были посвящены теме «Рерих как художник, философ, ученый, путешественник, общественный деятель».
«Музей он-лайн и офф-лайн» – так назывался обучающий семинар для педагогов, студентов, школьников, музейных работников и любителей искусства и творчества Н.К. Рериха, который работал 10 и 11 сентября.Обсуждались вопросы теории и практики работы с аудиторией на примере конкретной выставки в условиях возможностей Музейного ресурсного центра. Авторы концепции, разработчики программы семинара и его ведущие: Б.А. Столяров,заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества ГРМ, доктор педагогических наук, профессор; А.Г. Бойко, заведующий сектором музейно-педагогических технологий Российского центра музейной педагогики и детского творчества ГРМ, кандидат искусствоведения, доцент.
24 сентября в здании Галереи современного искусства ГМИИ РТ состоится презентация Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность». Ее организаторы: Международный Центр Рерихов и Татарстанское рериховское культурное объединение.
Выставочный проект приурочен к 80-летию подписания Международного договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, вошедшего в историю как Пакт Рериха, а также к 140-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха.
Договор об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников был подписан представителями нескольких стран 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. По имени инициатора Н.К. Рериха этот документ вошел в историю как Пакт Рериха. Также был принят предложенный Н.К. Рерихом охранный символ Культуры – Знамя Мира.
Инициаторы выставочного проекта в Казани: Международный комитет защиты наследия Рерихов и Международный Центр Рерихов (Москва), являющийся Ассоциированным членом ДОИ ООН, Коллективным членом Международного совета музеев, членом европейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА».
Участники: Общество охраны памятников, представители Республиканского центра развития традиционной культуры МК РТ, педагоги, родительская общественность, музейные работники, ценители наследия Рерихов, все желающие.
Еще один «круглый стол» посвящен теме «Сохранение культурного наследия в XXI веке». Его проблематика:
– Педагогические взгляды Рерихов и реалии современности;
– Роль системы образования и учреждений культуры в формировании механизмов сохранения этнокультурного наследия;
– Сохранение объектов нематериального культурного наследия РТ.
Художественное наследие Рериха огромно
Николай Рерих (1874-1947) – одаренная, универсальная творческая натура и глубокая личность. Он достиг успехов во многих сферах творчества – живописи, монументальном и театрально-декорационном искусстве, художественной керамике, мебели, майолике. Мировую известность Рерих получил как живописец, создавший свои знаменитые «гималайские» и «тибетские» серии картин, и как автор идеи Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, известном как «Пакт Рериха» (1935).
Русский музей обладает крупнейшим собранием произведений мастера. Основная часть коллекции в 1960 году переданы музею в дар по завещанию отца старшим сыном художника – ученым-востоковедом Юрием Рерихом.
В произведениях раннего периода Н.К. Рерих обращается к сюжетам и темам из истории славянских племен, эпохи образования древнерусского государства, героям былин и сказаний. С детства занимавшийся археологией, художник поэтически интерпретирует национальную историю. В его картинах своеобразно сочетаются археологическая достоверность и поэтическая символика, бытовые и пейзажные мотивы.
Картины Николая Рериха, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее, в Нижегородском музее и в Новосибирской галерее. Картины Рериха в собрании Третьяковки представляют основные этапы творческого пути художника.
В 1897 году П.М. Третьякова заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.
Нам, казанцам, особо интересно масштабное полотно Рериха «Взятие Казани» (другое название – «Покорение Казани»), созданном в 1913-1914 годах в нескольких вариантах.
Согласно проекту архитектора А.В.Щусева, декоративное панно Рериха размером около 40 сажен (сведения из раздела «Хроника» журнала «Аполлон», 1913 г., №5, с. 46) должно было украшать вестибюль Казанского вокзала. В живописной отделке предполагалось введение восточных элементов.
Творчество Николая Константиновича Рериха представляет собой исключительное явление в истории мировой культуры. Он был всемирно известным художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и путешественником. Кроме 7000 живописных полотен он оставил нам богатое литературное и научное наследие: более 30-ти печатных научно-философских трудов.
По утверждению Рериха, именно культура является «священным оплотом человечества», а искусство его объединяет. Рерих также считал, что земное существование связано с космическими системами и энергиями, и надо учиться видеть знаки, следуя которым, человечество и каждый отдельно может духовно совершенствоваться.
Николай Рерих в Казани
Казань не первый раз предлагает встречу с творчеством Николая Рериха.
В 2009 году Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов принял участие в Первых Казанских искусствоведческих чтениях, которые проходили 10-12 сентября на базе Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Чтения были приурочены к юбилею Музея изобразительных искусств РТ, к 130-летию со дня рождения казанского искусствоведа П.М. Дульского и 110-летию пребывания в Казани художника Д.Д. Бурлюка.
Коллеги из Питера представили два доклада: директора Музея-института семьи Рерихов А.А. Бондаренко «О музейной идеологии Н.К. Рериха и связанных с ним музеях» и заместителя директора В.Л. Мельникова «Н.К.Рерих и деятели русского футуризма: Бурлюк, Хлебников, Маяковский». Чтения приурочены
С 16 сентября по 29 октября 2004 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан работала выставка картин Рериха «Симфония гор» из Международного центра-музея имени Н.К. Рериха в Москве. Она была посвящена 130-летию со дня рождения художника и 1000-летию Казани.
Это была уже четвертая выставка, организованная по инициативе Общества Рерихов в Казани, которое таким образом отметило свое 15-летие.
Открытие юбилейной выставки в Музее изобразительных искусств не было случайно. В его фондах хранятся три полотна художника: «Варяжское море» (1909) из собрания А.Ф. Мантеля, «Царь» и «Мехески. Лунный народ» (1915).
Так же не случайно это событие приурочено к 1000-летию Казани. Связи с казанским краем рода Голенищевых – Кутузовых, к которому принадлежит Елена Рерих, восходят к временам казанского царя Симеона.
В 1903-1904 годах Рерих вместе с женой Еленой Ивановной именно с Казани начинает экспедицию «По старине». В древнем городе он насыщается духом былых времен и пишет картину «Сююмбике». Позже общение Рериха с Казанью продолжается. Здесь в 1912 году издается первая книга-альбом с репродукциями произведений художника (составитель А.Ф. Мантель).
Позднее, в 1914 году, Рерих пишет картину на тему взятия Казани. Он ищет глубинные корни культуры народов России, в том числе татар.
«…Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку о чудесах, которые знали когда-то хитрые арабские гости Великого пути в Греки…».
На юбилейной выставке было представлено около 60 картин гималайской серии Николая Рериха, отражающих маршрут Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 годов. Выставка стала местом проведения «круглого стола», тема которого – «Культура – основа мировоззрения человека XXI века. Наследие Рерихов – культурная ценность народов России».
Организатором выставки и «круглого стола» была кандидат технических наук, член Союза художников России Наиля Абдульманова, председатель Общества Рерихов в Казани.
С первого декабря 2005 года в Национальном музее РТ работала выставка «Аромат Бытия. По местам Рерихов», приуроченная к 20-летию творческой деятельности создателя Казанского общества Рерихов Наили Абдульмановой, 15-летию этого общества и 70-летию Пакта Рериха.
Наиля Гатаевна Абдульманова – человек увлеченный. Кандидат технических наук, она много лет занималась исследованием теплофизических свойств горных пород на кафедре радиоэлектроники Казанского государственного университета, имеет на своем счету не одно изобретение. Интерес к творчеству и философии Н.К. Рериха оказался настолько серьезным, что изучение и популяризация художественного наследия Рерихов стало делом ее жизни. Много сил и энергии она отдала созданию в Казани Общества Рериха.
Посетители могли ознакомиться с выставкой репродукций картин Рериха американского производства из Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке (более 30 работ). В музее была представлена выставка книг и журналов о Рерихах, материалы из истории деятельности Казанского общества Рерихов, а также связанные с Пактом (международным «Договором об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников»), с защитой культуры и наследия Рерихов, главным инициатором которой является Международный Центр-музей им. Н.К. Рериха (г. Москва).
C 18 февраля по 3 апреля 2011 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» работала выставка картин Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха «Весть Красоты». Выставка была совместным проектом Министерства культуры РТ, Государственного музея изобразительных искусств РТ, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва), Казанского культурно-просветительского общества «Грани».
На выставке было представлено 60 картин Н.К. Рериха и 10 картин С.Н. Рериха. В экспозицию также входили фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру.
Представленная на выставке серия «Гималаи» отражала маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. За эти годы экспедицией были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Весь сложнейший маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед.
Младший сын художника – Святослав Николаевич Рерих руководил работой по обеспечению экспедиции, находясь в Америке. Путь исследователей пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу был основан Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита – «Свет Утренней Звезды»), где были заложены новые направления развития современной науки. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Одна из них – «Исток Инда» (1925) была включена в экспозицию.
Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам мастер называл их «путеводными темперами», «панорамой азийских просторов». За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор.
В результате научно-исследовательской работы сотрудников Музея имени Н.К.Рериха картины серии «Гималаи» были представлены с уточненными названиями и дополнены полотнами «Дозорный» и «Гора духовного Отдохновения», «Ведущая», «Вестник от Гималаев», «Меч Гесер-хана», «Китайская сказка», «Река Чандра», «Буря», «Лахул», «Тибет», «Нанга Парбат», «Ночь (Звезда Героя)», «Корабль пустыни», «Слава Гималаев» и др. произведениями.
НАШИ СПРАВКИ
Телефон – 8 (843) 236 69 21.
Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru
Сайт Николая Рериха – http://roerih.ru/rerih.php. На сайте вы найдете качественные репродукции многих полотен Николая Рериха
Сайт Николая Рериха – http://roerih.ru/rerih.php
http://fgfh.poem4you.ru/classic/rerih - на этом сайте найдете стихи Николая Рериха