Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Возвращение памяти» — одна семья на фоне эпохи
- 28 сентября 2014 года
3 октября 2014 года в кинотеатре «Мир» состоится премьера фильма «Возвращение памяти». Презентует его известный в профессиональной среде документалист Юрий Гвоздь.
«Возвращение памяти» – короткометражный документальный фильм с элементами игрового кино. Он приурочен к празднованию 100-летия со дня начала Первой мировой войны.
Кинолента создана по заказу Министерства культуры Республики Татарстан, средства из государственного бюджета были выделены по итогам творческого конкурса.
Юрий Гвоздь – режиссер и оператор, журналист Елена Аржакова (Крайнова) – автор сценария. В создании фильма приняли участие актеры Театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина, а также студенты Казанского государственного университета культуры и искусств.
Побудительным мотивом для авторов был юбилей Первой мировой войны, но они решили рассказать об этом важном событии через судьбы конкретных людей – жителей городской усадьбы Баратынских. Это не только дворянская семья, соединившая род генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта и русского поэта Евгения Баратынского (он был женат на его дочери – Анастасии), но и ее прислуга. У Льва Николаевича в Казани был свой дом на улице Большой Грузинской (ныне Карла Маркса), где сегодня работает музей, и обширное поместье в селе Каймары, недалеко от Казани, которое составило приданное Анастасии Львовны.
Картина рассказывает о прямых потомках и наследниках Евгения Баратынского и служивших в усадьбе простолюдинах, а также о гостивших в доме представителях офицерского сословия, студентах и крестьянах, то есть в картине представлен практически весь срез общества дореволюционной Казани. И для всех Первая мировая война стала важным событием личной жизни.
Семья Баратынских (Боратынских). Фото 1910 года
В конце XIX – начале ХХ века эта усадьба была одним из духовных культурных центров нашего города. С ней связаны имена сына и внука поэта, предводителей казанского дворянства Николая и Александра Боратынских, правнучки поэта, писательницы и поэтессы Ольги Ильиной-Баратынской, профессора-востоковеда А.К. Казем-Бека, писателя Н.Г. Гарина-Михайловского, художников Н. Фешина, А.Фомина, Н.Сапожниковой, П.Радимова, основателя Казанской художественной школы Н. Бельковича, печально известного Григория Распутина.
Три поколения Баратынских жили в усадьбе с середины XIX века вплоть до революции, и все это время их семья считалась одной из самых образованных, образцом высоких нравственных качеств, все ее члены занимались литературой, искусствами, философией и добились в этом успехов.
Фильм интересен несколькими режиссерскими находками. Своеобразной завязкой служит рассказ экскурсовода Музея Евгения Баратынского о том, что при реконструкции господского дома строители нашли два раритета: двуглавый орёл и пятиконечную звезду. Такое начало настраивает зрителей на мысль о том, что Первая мировая война оказалась на стыке эпох: закате самодержавной царской России и начале новой, советской государственности.
Вместе с создателями фильма мы попадем не только на перекресток истории, но и на перекресток человеческих судеб. Атмосфера того времени передается в картине не только с помощью архивных документов и хроники тех лет, но и через дневниковые записи и мемуары очевидцев тех событий. Зритель услышит с экрана реальные письма и воспоминания героев фильма. Часть из них будет представлена в театральных сценах.
О войне и Казани того времени рассказывает в своих воспоминаниях Ольга Баратынская, ставшая в годы войны сестрой милосердия. Важные свидетельства – письма её мужа Игоря Ильина, ушедшего на фронт офицером и восхищавшегося храбростью своих земляков – татар, которые повергали в ужас противника в бою, а в окопах не унывали сами и заражали оптимизмом остальных.
Как заметил Юрий Гвоздь, вспоминая события Первой мировой войны, они не раз ловили себя на ассоциациях с современными событиями, в частности, с гражданской войной в Украине.
Юрий Гвоздь выражает благодарность за помощь в создании фильма научным сотрудникам Музея Баратынского и Национального музея РТ, лично – Ирине Завьяловой и Гульчачак Назиповой, которые помогли найти необходимые исторические свидетельства, позволившие воссоздать на киноэкране мир провинциальной Казани, города, удаленного от фронта на сотни километров, но вовлеченного в водоворот события мирового значения. В Центральном государственном архиве аудиовизуальных документов РТ нашлись интересные фотосвидетельства о Казани тех лет.
Юрий Гвоздь уже презентовал свою картину на заседании Клуба любителей старины, которое состоялось в Музее Баратынского несколько дней назад. Но тогда показаны были ее фрагменты. На этот раз фильм будет представлен целиком. Первые зрители встретятся с его создателями.
Начало киносеанса в 17 часов.