Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Забытая война напоминает о себе
- 22 октября 2014 года
На выставке «Забытая война», посвященной 100-летию Первой мировой войны, которая открыта в Казани 22 октября 2014 года, представлены экспонаты трех музеев - ГМИИ РТ, Музея «Московский дом фотографии» и «Мультимедиа Арт Музея» (Москва).
Выставка работает в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. В экспозиции из собрания «Мультимедиа Арт Музея» (Москва) представлены уникальные фотографии времён Первой мировой войны.
Война 1914-1918 годов, в то время часто называвшаяся «Великой войной», явилась трагедией мирового масштаба, одним из колоссальнейших вооружённых конфликтов в истории человечества, драмой, каких планета не знала много столетий до этого.
Г.З. Фрид. Духовщинский полк на отдыхе. 1914. Музей "Московский дом фотографии"
События и последствия этой войны были настолько невиданными и шокирующими, что безвозвратно изменили судьбы и мировоззрение миллионов людей, целых наций и поколений. Не случайно Первую мировую войну считают определяющей вехой практически для всех видов человеческой деятельности. Принято заканчивать ею или начинать с нее эпохи в истории, искусстве и т.п.
«Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить всё человечество», – писал У. Черчилль.
Война на выставке предстает в русле популярного с 1970-х годов направления в исторической науке – микроистории, которая не просто интересуется судьбами отдельных людей, зачастую «простых» и на первый взгляд ничем не примечательных, но и старается разносторонне и глубоко показать эпоху через интересные детали и тонкие подробности.
Боевые награды Российской империи
Пристальный взгляд исследователя выхватывает «маленького» человека из безудержного и перенасыщенного информацией (особенно сегодня) потока фактов и рассказывает истории отдельных людей, из которых складывается всеобщая, «большая» история. Также и войны состоят не только из важных, поворотных событий и личностей правителей и полководцев, но из линий жизни отдельных военных или их объединений – например, полков или дивизий.
Со школьных лет мы знаем про Брусиловский прорыв. А это сам генерал А. Брусилов. Снимок сделан на станции Ровно в октябре 1915 года. Неизвестный фотограф. Цифровой отпечаток. Оригинал хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов
При знакомстве с подобными камерными выставками важно обращать внимание на детали – все они не случайны, заставляют задуматься и глубже погрузиться в эпоху. Вот некоторые из них.
Из многих участников войны прежде всего выделяешь людей, каким-то образом связанных с Казанью. Так, в экспозиции представлены документальные материалы об Онисиме Петровиче Панкратове, совершившем в 1911-1913 годах одиночное кругосветное путешествие на велосипеде. Это не просто спортсмен, а военный летчик, подпоручик, полный кавалер солдатского Георгичевского креста, награжденный французским орденом "За храбрость". Герой погиб 27 августа 1916 года в неравном бою под Двинском, в Прибалтике.
Отпевали Онисима Петровича в университетской Крестовоздвиженской церкви. Он был похоронен на военном кладбище. Сегодня это часть большого мемориала на Арском погосте. Первые раненые и погибшие стали прибывать в Казань с первых недель боевых действий, с осени 1914 года. Погибших и умерших от ран хоронили не только на Арском кладбище, но и на монастырских погостах - Кизическом и Зилантовском, а также на сельских кладбищах Казанской губернии, по месту их проживания.
Казанцам известна фамилия командующего Казанским военным округом генерала-лейтенанта А.Г. Сандецкого, в особняке которого сейчас находится Государственный музей изобразительного искусства РТ. На выставке рассказывается и о военном округе, и о генерале Сандецком
Кстати, на Арском кладбище сначала хоронили участников Первой мировой войны, затем здсь появились захоронения красноармейцев, умерших от ран во время Великой Отечественной войны. В последние годы солдатские захоронения сконцентрированы в основном в одном месте, поскольку на территории военного кладбища стали хоронить видных партийных и государственных деятелей. Сегодня это скорее братская могила, чем индивидуальные захоронения. На стелле можно прочитать фамилии тех, кто был здесь похоронен.
Чудом на первой аллее сохранилось захоронение 19-летнего подпоручика Всеволода Мейера, погибшего 3 января 1915 года. Говорят, в нише памятника была Казанская икона Божией Матери. Теперь ее нет...
За тридцать лет до 1917 года, а потом в годы Великой Отечественной войны в Казани было захоронено несколько сотен, а, может, тысяч военнослужащих. Как оказалось, полного списка нет.
На стендах выставки можно прочитать их фамилии: генералы Николай Лукин, Леонард Годлевский, Николай Ловягин, Вячеслав Манасеин, подполковники Константин Климов, Яков Романов, Никита Тюлькин, капитаны Василий Мочалов, Борис Сурков, поручики Георгий Гальянов, Владимир Ковалев, Анатолий Шемякин, подпоручик Алексей Констанский, прапорщики Петр Дмитриев, Николай Ожиганов, Николай Панфилов, Дмитрий Покровский, Петр Толюпа-Бабенко, Константин Чернышев, Виктор Чупин, Нестор Шмелев, Борис Щербаков, сестра милосердия Екатерина Пикулина.
Мы называем фамилии в надежде, что, возможно, кто-то еще ищет следы своих погибших родственников.
Интересная деталь из нашей прошлой жизни. На Архангельском кладбище тоже есть воинские захоронения. На могильных табличка- иностранные фамилии. На погосте есть памятник из черного мрамора-лабрадорита, но мало кто знает, что это память пленным немецким и австрийским воинам, умершим в глубоком российском тылу, на котором на русском и немецком языках написано: "Посвящено Отечествомъ памяти умершихъ в г. Казани во время мировой войны германских и австро-венгерскихъ солдатъ".
Могилы ухожены. По большим праздникам здесь тоже появляются цветы. Теперь уже все равно, кто за какую страну воевал...
Многие фотографии на выставке представляют собой по форме фотоокрытки. В период Первой мировой войны приостановили производство дорогих видов бристольского картона, на который раньше наклеивались фотографии, да и разнообразие готовых фотоматериалов исчезло. Многие фотографы-любители и даже профессионалы стали использовать заготовки для фотооткрыток – плотную фотобумагу небольшого формата, которую не нужно наклеивать на картон, а компактный и стандартный формат позволял отправлять фотографии по почте или носить с собой.
На некоторых фотографиях на обороте есть штамп о том, что они прошли военную цензуру. Это не просто интересная подробность – она поднимает очень важную проблему всей репортажной и, в частности, военной фотографии. Первой войной, которую запечатлела фотография, изобретенная в 1839 году, была Крымская война (1853-1856). Фотографу Роджеру Фентону по заказу королевы Виктории было поручено запечатлеть войну благородную, где нет места чрезмерно натуралистическим, а, значит, неэстетическим сюжетам. Предварительная цензура уже была заложена во взгляде фотографа, в выборе сюжетов и постановочности многих кадров. Здесь же, несмотря на последующую цензуру, мы видим искренние – трогательные и трагичные – кадры.
Уникальные фотографии были сделаны благодаря человеческой отваге и мужеству. То, что снимки сохранились, – большая удача.
Фотографы 10-й стрелковой дивизии (1915-1916 годы). Цифровой отпечаток. Оригинал хранится в Государственном музее политической истории
Фотографии показывают жизнь на войне, своеобразный «пир во время чумы» – извечную, но неизменно привлекательную тему. Люди ко многому привыкают, приспосабливаются, и жизнь течет своим чередом в любых условиях; они умеют радоваться всем обстоятельствам и находить отраду в любых мелочах. На снимках показаны различные аспекты реальности и повседневной жизни – учения, боевые действия, отдых, развлечения: приезд гостей в полк, работа полевой почты, игра в снежки, армейский театр или празднование рождества. Видны отношения и характеры, в каждой фотографии есть настроение.
В целом выставка предоставляет возможность хотя бы отчасти почувствовать дух той трагической эпохи.
Не забудьте заглянуть на еще одну выставку, открытую в Галерее современного искусства. Свою коллекцию довоенной Казани показывает известный казанский филокартист Абдулла Дубин.
Фото с выставки Владимира Зотова
В основе публикации пресс-релиз Музея изобразительных искусств РТ
Дополнительная информация
Адрес ГСИ: ул. Карла Маркса, д. 57
Режим работы:
Вторник – пятница: 11.00 – 19.00 (касса до 18.30)
Суббота – воскресенье: 10.00 – 18.00 (касса до 17.30).
Понедельник – выходной.
Телефоны для справок: 8 (843) 238 43 27;
8 (843) 236 69 31.
Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru