Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Василия Аксенова снова вспоминают в Казани

VIII литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест» открылся в Казани 1 ноября 2014 года. Основная его площадка – в Доме-музее Василия Аксенова на улице Карла Маркса.

Фестиваль продлится до 4 ноября. В нынешнем году его тема посвящена самоидентификации молодого поколения, тех людей, которые говорят на русском языке, но живут в других странах. Об этом сообщила журналистам на пресс-конференции координатор фестиваля, литературный критик, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова.

По ее словам, в рамках фестиваля традиционно пройдут мастер-классы по прозе, поэзии, эссеистике от российских писателей, творческие встречи, дискуссии, круглый стол, спектакли. Но в программе этого года ожидаются и нововведения. Публике будет представлен юбилейный (90 лет) номер журнала «Октябрь», посвященный сверхкороткому рассказу – «Рассказу с ладонь».

«Это действительно рассказ размером с человеческую ладонь – 700 знаков. Написать такой рассказ мы предложили многим писателям, но не многие смогли это сделать – очень тяжело. Около 100 авторов все же их написали. В журнале ладони рисовали многие знаменитые художники. Сверхкороткую прозу мы решили уместить в перформанс, где будет соединен текст и джаз», – сказала она.

Литературно-музыкальный перформанс «Рассказ с ладонь» с участием джазового коллектива «V.Aks-band» под управлением Юрия Щербакова прошел 3 ноября в НКЦ «Казань».

Имена лауреатов премии «Звездный билет», которая вручается на фестивале лучшим молодым литераторам России, станут известны сегодня, 4 ноября на торжественной церемонии в ратуше. Напомним, инициаторами учреждения этой награды стали сам Василий Аксенов и мэр Казани Ильсур Метшин.

«В этом году мэр Казани предложил помимо самой премии «Звёздный билет» вручать её призёрам ещё и значки лауреатов, – рассказала Ирина Барметова, координатор фестиваля, литературный критик, главный редактор журнала «Октябрь» (Москва). – Такие значки получат все шесть лауреатов «Звёздного билета», а не только призёры фестиваля этого года».

Первыми лауреатами «Звёздного билета» в 2008 году стали казанский прозаик Денис Осокин и поэтесса Анна Русс. Поскольку Анны Русс сейчас нет в Казани, первый значок лауреата был вручен председателем попечительского совета «Аксенов-феста» Евгением Поповым присутствующему на пресс-конференции прозаику, поэту, сценаристку Денису Осокину.

Ирина Барметова рассказала историю появления символа фестиваля.

«Мы обсуждали эту идею с Василием Павловичем на одной из встреч в ЦДЛ, – вспомнила координатор «Аксенов-феста», – Аксенов был беспафосный человек. «Почему бы не сделать символом то, что я обычно рисую на своих рукописях?», – сказал он. И начертил на салфетке этот профиль. Он и стал символом нашего фестиваля. Этот же символ перешёл теперь на значок «Звёздного билета».

Ирина Барметова напомнила, что в прошлом году на фестивале был представлен спектакль по переписке Аксенова со своими родителями. И вот вышла в свет книга с этой перепиской, с подробными биографическими описаниями.

«Я думаю, что она пополнит библиотеку Дома-музея Аксенова. Аксенов и этой книгой возвращается в свой дом», – подчеркнула она.

«Когда мы начинали фестиваль, он был более карнавальным, проходил в больших залах, только лишь потому, что был «бездомным». Когда появился этот дом, фестиваль приобрел свою настоящую нужную литературную камерность и перестал быть шумливым. Но в этом есть своя прелесть. В этом году этому дому уже пять лет», – резюмировала главный редактор журнала «Октябрь».

Корреспондент агентства «Татар-информ» напомнил, что фестиваль «Аксенов-фест» проводится в Казани с 2007 года, когда Ильсур Метшин предложил Василию Аксенову отметить 75-летний юбилей на своей родине – в столице Татарстана. В 2008 году было принято решение сделать фестиваль ежегодным.

В дни фестиваля по традиции проходят дискуссии на различные темы. Одна из тем 2014 года – «Почему не любят современную поэзию?». Корреспондент «АиФ Казань»  поинтересовался у приехавших на фестиваль мэтров литературы, чувствуют ли они снижение интереса к печатной литературе и чтению.

– Я считаю, снижение интереса к литературе неизбежно, – ответил Александр Кабаков, известный прозаик, лауреат премий «Большая книга», «Триумф» (Москва). – Интерес к литературе в первый раз претерпел кризис, когда появилось книгопечатание. Новая технология создала новое отношение к тексту – книга стала доступной, в то время как рукописная книга была чудовищно дорогой.

Рукопись не мог читать никто, кроме богатых людей и аристократии. С появлением книгопечатания книга стала демократической – соответственно, не могла не измениться и в содержательном смысле.

На мой взгляд, ещё один серьезный кризис в литературе возник тогда, когда грамотность стала всеобщей. У Пушкина было 15 тыс. читателей в России, из которых примерно 3 тыс. были его личные знакомые. Когда грамотными стали все, книга, в свою очередь, не могла на это не реагировать. И литература стала другой. Интерес к литературе двигается то в одну, то в другую сторону – я не считаю, что он катастрофически упал. Интернет-литература, которая возникает в компьютерную эпоху, – в сущности, любой человек сможет стать не только автором, которого прочтёт хоть сколько-то народа, но и собственным издателем, распространителем. Написал текст, поставил точку, нажал на две кнопки – и текст опубликован безграничным тиражом. Дальше вопрос только в том, прочтут или не прочтут, как в случае с бумажной книгой – купят или не купят. Это неизбежно другая литература, чем та, где между автором и читателем был редактор, руководитель редакции, книгопродавец.

– А качество какое у этой литературы? – продолжила дискуссию корреспондент «АиФ Казань».

– Как сказать? Пластмассовые вилки и ложки лучше серебряных? – ответил вопросом на вопрос Кабаков.

– Хуже.

– Почему?

– Они недолговечные.

– Ну, недолговечные – так они и не стоят ничего. И мыть не надо – сгрёб их в помойку и все. С точки зрения функций литературы, она не становится ни лучше, ни хуже. А с точки зрения формы, есть движение от серебра к пластмассе, но оно неизбежно.

Не может книга, которую читают тысячи, быть такой же, как та, которую читают сотни. Общедоступность не может не сказаться на качестве формы. Всё, что общедоступно, – оно проще. Это распространяется не только на литературу. Всё, что делает человек, становится массово доступным именно потому, что оно становится простым.

Евгений Попов, прозаик, лауреат премии союза писателей Москвы «Венец», премии «Триумф» (Москва), добавил, что слухи о смерти литературы, толстых журналов сильно преувеличены. «Недавно мы проехались по библиотекам, выступали там. Битком набиты залы, журналы в библиотеках затёрты до дыр. Этот тираж нужно умножать в 100 раз, если не больше».

Ирина Барметова, координатор фестиваля «Аксенов-фест», главный редактор журнала «Октябрь», также уверена, что магия бумажной версии, магия книги, магия листа не прошла. «Сколько бы ни говорили об Интернете и о том, как мы кликаем мышкой, если я позвоню и скажу – пожалуйста, я опубликую ваше произведение, только снимите его с Интернета. Делают моментально! Потому что мы ощущаем свое самосознание, как писателя, только когда держим в руках книгу.

Когда-то Пушкин издавал журнал, и его тираж был 700 тысяч экземпляров. Чтобы его издавать, он закладывал дорогие кашемировые шали своей жены. Все это продолжается, только шалей таких у нас нет».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить