Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Тишина как лирическое молчание
- 06 ноября 2014 года
24 октября 2014 года, в День рождения композитора Софии Губайдулиной, состоялся концерт «…Моя точка опоры в поиске тишины…» в рамках абонемента «Звуковые пространства Софии Губайдулиной» в Казанской Ратуше».
В день рождения Софии Губайдулиной прозвучала музыка, связанная с тишиной. В звуковом мире Губайдулиной тишина занимает не менее важное место, чем собственно звучащая материя. Композитор не только осмысляет акустическую природу тишины, он делает ее знаком своего стиля, а главное – вовлекает в эту игру слушателя, гораздо острее воспринимающего музыкальные события, активизируещего свой внутренний слух.
С легкой руки Джона Кейджа, написавшего еще в 1954 году сочинение 4'33», состоящее из одной паузы, заполняемой шумами зала, тишина стала объектом работы композиторов уже нескольких поколений. Губайдулина и ее современники были одними из первых, кто обратился к этой теме, разрабатывая ее «вглубь», со всеми градациями и нюансами. Необычные приемы звукоизвлечения на инструментах, как в «Токкаттине» Хельмута Лахенмана, или в «Silenzio» самой Губайдулиной заставляют задуматься и о границе между тишиной и звуком.
Выступает оркестр «Новая музыка»
Помимо камерного оркестра «Новая музыка» Центра современной музыки Софии Губайдулиной, традиционно играющего абонемент «Звуковые пространства Софии Губайдулиной», гостем Колонного зала Ратуши стал московский ансамбль «Студия Новой музыки».
Этот ансамбль существующий при Московской государственной консерватории, регулярно знакомит московскую публику с новинками российских и западных авторов, а в середине нулевых и начале десятых активно ездил по стране, привозя эту музыку даже в небольшие города, где она почти не звучит и, вопреки общему мнению, вызывает неподдельный интерес. В Казани коллектив в последний раз побывал осенью 2007 года.
Владимир Тарнопольский, композитор, профессор, художественный руководитель ансамбля, чье сочинение «Отзвуки ушедшего дня» также было включено в программу, не смог сам приехать на этот концерт. Однако он сказал несколько слов о Губайдулиной и тишине:
– Наш ансамбль исполнял довольно много сочинений Губайдулиной. Из того, что мне особенно запомнилось – российская премьера «Теперь всегда снега» на стихи Г. Айги с камерным хором Бориса Тевлина.
Что лично меня завораживает в музыке Губайдулиной – это ее исключительная тонкость и изысканность, абсолютное чувство штриха у струнных, дыхания у деревянных духовых и владение чистым тембром ударных инструментов, которые у нее меньше всего связаны с ударом и с ритмом, а трактуются именно с точки зрения тембра.
Эти три качества – наиболее тонкие вещи в музыке вообще, их нельзя «сосчитать». И они теснейшим образом связаны с физиологией и психологией каждого конкретного исполнителя, который прикасается к музыке Губайдулиной здесь и сейчас. Эта сиюминутность творения для меня самое ценное, что я переживаю в музыке Губайдулиной.
То же самое относится и к ее пониманию тишины. Надо понимать, что тема тишины в новой музыке разработана вдоль и поперек, становится банальностью. Однако в контексте музыки Губайдулиной она становится продолжением штриха и дыхания, о которых я уже говорил, наших биоритмов и наших психограмм.
Поэтому тишина Губайдулиной очень экспрессивно переживается. Это не концептуальная, «кейджевская», случайно повисшая пауза, это глубоко переживаемое, лирическое молчание.
Солист и концертмейстер ансамбля «Студия Новой музыки» Станислав Малышев в заключение концерта сыграл вместе с камерным оркестром Центра под управлением Анны Гулишамбаровой сочинение Арво Пярта «Fratres». В переводе с латинского это означает «Братство». Братству двух ансамблей, московского и казанского, работающих над сложным и нужным делом – пропагандой новой музыки – было положено начало именно в день рождения выдающегося композитора, С. А. Губайдулиной. Это в высшей степени символично, и мы надееемся, что это станет началом нашего плодотворного сотрудничества.
Федор Софронов, композитор, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории
Источник - http://centrsofia.com/article/162/9/