Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Выставка Ивана Айвазовского в Казани

5 декабря 2014 года в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ состоялось открытие выставки «Айвазовский и флот», приуроченной к двум датам: 100-летию начала Первой мировой войны и 300-летию Гангутского сражения – первой победы русского флота.

На выставке из собрания Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ (Санкт-Петербург), размещенной в залах второго этажа, представлено 52 музейных предмета. Здесь можно увидеть 12 живописных и 6 графических работ Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), всемирно известного российского художника-мариниста, автора картин, посвященных истории отечественного флота, служившего в должности живописца Главного морского штаба.

На этом посту Айвазовский сделал уникальную для творческого человека карьеру – стал действительным тайным советником, что согласно Табели о рангах соответствовало чину адмирала.

Посетители выставки увидят в произведениях великого мариниста батальные сцены Крымской и Русско-турецкой войн, жизнь русского флота, морские катастрофы и виды морских городов на Балтике. Художник часто создавал картины вслед за произошедшим событием или вскоре после него.

Кораблекрушение у Афонской горы

Одно из интереснейших, но малоизвестных произведений на выставке, не экспонировавшееся долгие десятилетия, – «Гибель корабля «Лефорт». Событие 10 сентября 1857 года, когда во время шторма в Балтийском море развалился на части и мгновенно пошёл ко дну 64-пушечный линейный корабль «Лефорт», было воспринято как трагедия. Айвазовский изобразил самую крупную в России морскую катастрофу эпохи парусного флота в нехарактерном для него жанре аллегории.

Приветствие от заместителя министра культуры Ирады Аюповой

На выставке также экспонируются уникальные музейные предметы из коллекций Императора Николая II Александровича и Великого Князя Константина Николаевича, отражающие военно-морскую проблематику: морские флаги, модели кораблей, трубы зрительные, песочные часы, секундомер, лупа и др.

Особый интерес у ценителей и знатоков истории флота вызовут модели кораблей: поповки «Новгород», минного катера «Ксения», 120-пушечного корабля «великий князь Константин»; судовые приборы: компас, барометр, румбограф; гюйс ботика Петра I, который поднимался во время различных торжеств во второй половине XVIII в.; Андреевский флаг эскадренного броненосца «Цесаревич» – участника Русско-японской войны 1904-1905 годов, являвшегося флагманским кораблём 1-й Тихоокеанской эскадры, находящейся в Порт-Артуре.

К открытию выставки "Айвазовский и флот" музей подготовил еще одну экспозицию, посвященную морю и кораблям. Уже из своих коллекций. В экспозиции демонстрируются видовая гравюра, а также произведения в жанре ведуты, предшествовавшей жанру пейзажа. Основу экспозиции графического зала составили гравюры, исполненные по венецианским пейзажам Каналетто, которые выбраны далеко  не случайно. Своего расцвета жанр ведуты достиг в творчестве венецианского художника Антонио Каналя (Каналетто, 1697-1768), в работах которого живет поэтическое ощущение ранних перспективистов и также присущее XVIII веку стремление к живописной и пространственной достоверности целого. И восприятие этого художника во многом воспитало и последующее поколение живописцев, посвятивших себя морскому пейзажу, не исключая и Ивана Айвазовского.

Выступает директор Музея изобразительных искусств Розалия Нургалеева

Музей изобразительных искусств РТ уже не первый раз выстраивает в своих экспозициях такую временную перспективу, решая тем самым две задачи. Во-первых, расширяет наши познания в истории изобразительного искусства, во-вторых, показывая нам то, что есть в музейных запасниках и не так часто попадает в экспозиционные залы.

Выставки будут работать до 8 февраля 2015 года.

 Фото Елены Сунгатовой

Наша справка

Ованес (Иван) Айвазовский родился в городе Феодосии в армянской семье Константина и Рипсиме Айвазовских 17 (29) июля 1817 года. По-армянски фамилия более точно звучит как Айвазян, хотя в быту и в документах могла звучать на польский манер – Гайвазовский. Однако в историю мирового искусства он вошел как Айвазовский.

Еще будучи мальчиком, обратил на себя внимание своими рисунками и попал в качестве пансионера в Академию художеств в 1833 году. Первым его учителем в области живописи «морских видов» был Филипп Тоннёр, от которого он перенял необходимый для начала механизм писания воды, впоследствии оставленный им.

Первой работой Айвазовского в этом роде был «Этюд воздуха над морем», написанный в 1835 году, за который он получил первую серебряную медаль. С тех пор художник посвятил себя исключительно этому роду живописи. Ежегодно делал он ряд поездок то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая эффекты освещения и природу моря. Особенно помогала ему при этом его необыкновенная художественная память, воспроизводившая через долгий промежуток времени какой-нибудь подсмотренный момент в природе.

В 1840 году Иван Константинович поехал в Италию, а затем посетил Германию, Францию, Англию и Испанию. Везде картины его производили эффект, и слава Айвазовского, как замечательного художника-мариниста, установилась повсеместно.

Главнейшие работы: «Высадка десанта в доме Субаши» и «Вид Севастополя» (1840); «Неаполитанская ночь», «Буря» и «Хаос», написанные в Риме; «Лодка черкесских пиратов», «Тишь на Средиземном море» и «Остров Капри», награжденные на Парижской выставке 1843 года и доставившие художнику звание академика; «Виды Черного моря» и «Монастырь св. Георгия», за которые он был признан в 1847 году профессором; «Четыре богатства России», доставившие ему в 1857 году орден почетного легиона; «Зима», «Камыши на Днепре», «Стадо овец во время урагана», «Всемирный потоп», «Момент сотворения мира» (1864), «Цепь Кавказских гор» (1871).

В 1850 году художник удивляет современников неожиданным очередным шедевром «Девятый вал«. Эта картина никого не оставляла равнодушным, некоторые историки и биографы сравнивали ее с увиденным самим Айвазовским штормом из которого ему удалось вырваться живым и невредимым. В столице и в европейской прессе уже печатали газеты о гибели мариниста…

Выставка картин Айвазовского во Флоренции (1874) возбудила восторг, и Флорентийская Академия художеств предложила ему написать свой портрет для помещения в галерее дворца Питти, где собраны портреты знаменитейших художников с эпохи Возрождения. Из русских художников такой чести удостоился раньше только Кипренский.

Во время русско-турецкой войны 1877 года Иван Константинович написал серию картин, а в 1888 году была выставка его новых картин, посвященных различным эпизодам из жизни Колумба.

В 1900 году весной в апреле художник работал над очередной картиной – «Взрыв корабля», но картина так и не была закончена. 19 апреля художник скончался в своей мастерской. Ныне эта мастерская в Феодосии – это Дом-музей Айвазовского.

Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи.

По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, творчество художника представлено полнее всего. За свою творческую историю Иваном Айвазовским было создано более шести тысяч полотен. Много картин были куплены русским меценатами, различными коллекционерами из многих стран мира.

Его полотна и сегодня оцениваются огромными суммами. По мнению специалистов, у пейзажиста-мариниста и сегодня нет равных.

 

Дополнительная информация

Заявки на экскурсии по телефону: 8 [843] 236 69 31

Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru

Адрес главного здания ГМИИ РТ: ул. Карла Маркса, 64.

Режим работы:

ежедневно с 10.00 до 18.00,

четверг – с 10.00 до 20.00.

Касса закрывается на 30 минут раньше.

Понедельник – выходной.

Последний вторник месяца – санитарный день.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить