Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Город Ахматовой и Пастернака собирается жить за счет культурного туризма
- 20 июня 2015 года
С 18 по 20 июня на базе Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника руководители органов исполнительной власти в сфере культуры, директора музеев и туристических центров России обсудили вопросы популяризации культурных брендов регионов. В работе методического семинара, организованного министерствами культуры России и Татарстана, приняло участие около двухсот специалистов.
На методическом семинаре местных чиновников обучали так называемому брендированию. Его участникам напомнили, что в Чистополе жили Анна Ахматова, Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Александр Фадеев, Константин Федин, Лев Ошанин, Евгений Долматовский, Леонид Леонов, Михаил Исаковский, Николай Асеев. Во время Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован цвет советской литературы – около 200 писателей и поэтов.
Город Чистополь, пока слабо востребованный туристами, в Министерстве культуры России хотят позиционировать как литературный центр.
– Город по праву может считаться литературным центром России, – сказала корреспонденту газеты «Известия» заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. – Но сегодня Чистополь не ассоциируется с именами наших классиков.
По словам директора департамента туризма и региональной политики Минкультуры Ольги Яриловой, термин «культурный бренд» в министерстве понимают как «нечто яркое, узнаваемое, отличительная черта и визитная карточка региона, которая становится магнитом, притягивающим туристов». В основе такого бренда может быть историко-культурное событие, памятник культуры, конкретная историческая личность и др.
– Когда мы говорим о Лермонтове, мы обязательно представляем Тарханы, – рассказала Ольга Ярилова. – Воткинск и Клин навсегда связаны с именем Чайковского. Один из ярких примеров бренда – усадьбы, где жили великие русские писатели, поэты, музыканты. Минкультуры России объединило их в туристический маршрут «Русские усадьбы».
Алла Манилова пояснила, что пакетный продукт лучше воспринимается туроператорами: если маршрут проработан, они охотно рекламируют входящие в его состав культурные бренды.
Ольга Ярилова добавила, что создание турмаршрутов является одной из форм поддержки культурных брендов со стороны Минкультуры. Кроме маршрута «Русские усадьбы» ведомство совместно с экспертами Ростуризма разработало шесть детских маршрутов («Моя Россия – град Петров», «Москва – Золотое кольцо», «Ясная Поляна – детям», «Сокровища древней Казани», «Культура Крыма – детям», «Петергоф – детям»), а также семь военно-исторических маршрутов по 13 регионам России.
– Министерство культуры России оказывает поддержку наиболее крупным и интересным проектам, – сказала Ярилова. – Но в первую очередь речь идет о привлеченных средствах самих регионов, которые намерены продвигать свои культурные ресурсы.
Подробности семинара мы нашли по адресу http://www.tourbus.ru/news/8360.html.
Более ста чистопольских зданий так или иначе связаны с именами замечательных отечественных литераторов. В доме, где в военные годы занимал маленькую комнатенку (гордо называя ее при этом «кабинетом») Борис Пастернак, сегодня создан прекрасный, любовно пестуемый сподвижниками музей поэта. В здании же неподалеку жил друг Бориса Леонидовича и, по мнению ряда литературоведов, прототип главного героя романа «Доктор Живаго», хозяин здешнего литературного «салона» и организатор писательских вечеров, местный доктор Дмитрий Авдеев. На некоторых домах – мемориальные доски с именами других литераторов. В интернате для писательских детей жили юные Тимур Гайдар, Георгий (Мур) Эфрон, Алексей Баталов. Об исторической, в том числе и литературной судьбе этих мест рассказывает подробная экспозиция чистопольского «Музея уездного города».
«В Чистополе налицо бесценный ресурс развития культурно-познавательного туризма, – подчеркнул министр культуры Республики Татарстан Айрат Сибагатуллин. – Вот почему вам следует ставить перед собой амбициозные цели – создать новую туристическую точку на карте не только Татарстана, но и России, а в перспективе и мира».
Свои идеи на пленарном заседании презентовали представители Института культурных программ (г. Санкт-Петербург), Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (г. Санкт-Петербург), Фонда развития общественных связей «Регион ПР» (г. Воронеж), Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики, Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова (Тульская область) и Академии наук Республики Татарстан.
Так, заместитель директора Государственного музея-заповедника имени Поленова Наталья Грамолина рассказала о современном развитии старейшего музея в Тульской области, которому в этом году исполняется 123 года со дня образования. Она отметила, что последние сорок лет его деятельности были направлены на то, чтобы маленький музей в глухой российской деревне стал местом особого понимания туризма. По словам Грамолиной, еще до организации культурных событий и продвижения брендов ее команде пришлось защищать заповедный ландшафт музея-заповедника от рейдеров и строителей элитных коттеджей.
В свою очередь, доктор филологических наук, вице-президент Академии наук Татарстана Наиль Валеев отметил необходимость проведения масштабных исследований потенциальных туристических мест и маршрутов. «Архивно-изыскательная работа является основой для любого туристического продукта, ей нужно уделять должное внимание и время. Именно это поможет создать полноценный бренд и в дальнейшем грамотно его продвигать», – подчеркнул академик.
В качестве примера он привел работу созданного не так давно под его руководством Камского научного центра, который ведет полномасштабную исследовательскую работу в Чистополе – в области его исторического развития, архитектурных сооружений, жизнедеятельности на его территории всемирно известных государственных и общественных деятелей разного времени.
«Не обработано пока и множество архивных документов, в том числе и связанных с именем Бориса Леонидовича,– сказал Наиль Валеев. – Хорошо бы, например, проводить тут Пастернаковские чтения, создать литературную энциклопедию Чистополя. И сайт города должен стать ярким, уникальным».
Заметим, первая международная научно-практическая конференция «Пастернаковские чтения в Чистополе» пройдет с 30 сентября по 3 октября 2015 года. Работа конференции пройдет в рамках следующих секций: «Чистопольский период советской литературы (1941–1943 гг.): творчество писателей в годы эвакуации»; «Поэтика Б. Пастернака. Проблематика пастернаковской прозы»; «Связи Б. Пастернака с традициями зарубежной и русской литературы»; «Проблема изучения биографии Б. Пастернака»; «Творчество Б. Пастернака в педагогическом процессе». Будут обсуждаться вопросы деятельности литературных музеев и музеев-заповедников в современном пространстве.
Возвращаясь к теме семинара, исполнительный директор национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards Вероника Косых отметила, что просто иметь красивое или историческое место для привлечения туристов недостаточно, нужно обязательно разрабатывать лицо продукта. «Бренд– это некое обещание, которое мы даем нашей целевой аудитории. За этим обещанием должно последовать действие. Если этого не происходит, то это наносит необъяснимый репутационный урон, – заметила Косых. – Без репутации функционировать бренд не может. Должна быть концепция бренда, то, что мы должны предложить аудитории. Нужно посмотреть на местность глазами разной целевой аудитории, и бренд должен быть актуален не только в этом году, а и через 20 – 30 лет».
В обсуждении также участвовали член Совета Федерации Ильдус Ахмедзянов, подчеркнувший, что туризм сегодня становится стратегическим направлением экономики Татарстана, Галина Долматовская, дочь поэта Евгения Долматовского, Елизавета Тренева, внучка драматурга Константина Тренева, краевед Нина Харитонова, директор Чистопольского музея-заповедника Александр Печенкин, директор Угличского туристско-информационного центра Юлия Воронова, рассказавшая в частности, о программе «Литературный Углич».
Отдельная сессия на конференции была посвящена теме «Туризм и малые исторические города». Каждое из более чем трех с половиной сотен таких поселений на территории нашей страны могло бы стать жемчужиной, привлекательной для тысяч и тысяч туристов отовсюду. Пока же не познанная большинством даже из нас, россиян, Россия. Участники проекта «Настоящая Россия», ставящего своей целью вызволить из небытия эти уникальные объекты, создать для них эффективные туристические бренды. К таким городам в Татарстане можно отнести, например, Тетюши.
Модерировавший конференцию председатель Комитета по туризму Республики Татарстан Сергей Иванов отметил, что не случайно в старину Чистополь считался в этих краях вторым после Казани городом, заметным торговым центром. И сейчас он фактически на глазах преображается: отремонтированы дороги, установлены навигационные знаки для туристов, а на щитах – детальные карты и цитаты проживавших здесь писателей.
Туристы чаще всего прибывают сюда водным путем или на автомобилях. При этом всего в 100 километрах расположен аэропорт Казани (примерно на таком же расстоянии – Бегишево). В прошлом году Чистополь посетило примерно 25 тысяч туристов, но, в основном, это были экскурсанты, в том числе и круизные, прибывающие сюда на 3-4 часа. Большинство услуг для гостей осуществляется Чистопольским музеем-заповедником, что считается гарантией качества. Конечно, реальный литературный туристический маршрут, а возможно, и не один еще предстоит тут разработать, сформировав местные турпродукты, которые охотно возьмут на вооружение отечественные операторские компании. В конференции участвовали представители туриндустрии не только Татарстана, но и других российских регионов. Они обсуждали с хозяевами конкретные вопросы, касающиеся перспектив совместного бизнеса.
Да и на месте еще, конечно, предстоит решить еще немало проблем: гостиница «Чистополь» выглядит вполне достойно, но при даже небольшом увеличении турпотока городу потребуются новые средства размещения. Как, впрочем, и объекты питания – кстати, это могли бы быть, например, и тематические литературные кафе. Нужна и сувенирная продукция (не только продающиеся здесь сейчас кружки с портретом Пастернака) – подарочные издания, факсимильные поэтические сборники.
Большой интерес туристов может представлять Историко-мемориальный и этнографический музей видного татарского общественного деятеля и писателя Гаяза Исхаки, который был открыт в селе Кутлушкино Чистопольского района в 1993 году. Первоначально музей находился в здании клуба, с 1999 года разместился в доме купца Сайфутдина (объект культурного наследия республиканского значения). В этом доме Гаяз Исхаки неоднократно бывал, приезжая на родину. Дом, в котором родился и вырос писатель, не сохранился.
В июне 2014 года в Чистополе создан государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник. Соответствующее постановление было принято 11 июня. Он включает следующие объекты культурного наследия: музеи Пастернака и Уездного города; музей, созданный на базе бывшего Дома учителя; здание Союза писателей СССР (перенесенное в Чистополь во время Великой Отечественной войны) и дом, где жила Анна Ахматова.
Есть в Чистополе и памятные, интересные места, не связанные с литературой. Из этих краев родом композитор европейского масштаба Софья Губайдулина. Красой здешних мест считают храм XIX века – Никольский собор. Известен и Чистопольский часовой завод, продукция которого, знаменитые «Командирские часы», попала на мировой рынок и даже слетала в космос – на руке Георгия Гречко (сейчас это предприятие специализируется, главным образом, на выпуске современных, лучших в стране счетчиков энергоносителей). Качественной продукцией отличаются и Чистопольский ликеро-водочный завод, кондитерская фабрика «Заря». На всех этих объектах готовы принять любое количество туристов.