Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Пленительные образы Италии из собрания Эрмитажа
- 11 июня 2015 года
11 июня 2015 года в выставочном центре «Эрмитаж-Казань» состоялось открытие выставки «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа».
К десятилетию Центра «Эрмитаж-Казань» Государственный Эрмитаж сделал столице Татарстана необычный подарок – выставку, посвященную самой романтической стране Европы – прекрасной Италии. На торжественное мероприятие приехали почетные гости из Санкт-Петербурга, те, кто, выставку создавал.
Светлана Адаксина, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, сказала репортеру телеканала «Казань»:
«Площади выставочного центра приблизительно совпадает с площадью Николаевского зала – главного выставочного зала Эрмитажа. Так что уровень и масштаб выставок сопоставим, и это ещё больше связывает и сближает нас».
Наша гостья и куратор выставки Василий Успенский перед открытием выставки встретились с журналистами, вместе с генеральным директором музея-заповедника «Казанский Кремль» Зилей Валеевой, заместителем министра культуры РТ Светланой Персовой перерезали символическую ленточку, после чего первые зрители могли увидеть очередную экспозицию казанского «Эрмитажа».
Выставка готовилась искусствоведами Казани и Санкт-Петербурга целый год. Насладиться духом Италии, вдохновиться вечным искусством и красотой можно до января следующего года.
По крайней мере с ХVI века Италия рассматривается как земля обетованная для художников со всей Европы. Здесь творили мастера, ставшие образцами для подражания многим живописцам и скульпторам из Франции, Испании, Германии, Нидерландов. Сначала это были Рафаэль и Микеланджело. В ХVII веке культурный обмен между художниками разных стран стал еще более тесным. Можно даже говорить о формировании общего направления, а затем и стиля, объединившего всю Европу.
В роли экскурсовода куратор выставки Василий Успенский
Сначала это был караваджизм, видную роль в развитии которого сыграли голландцы, французы и другие пришельцы с севера, затем барокко, в котором столь важную роль сыграл фламандец Питер Пауль Рубенс.
Тогда же начинает складываться тип художника, приехавшего в Италию издалека и оставшегося здесь на всю жизнь (французы Никола Пуссен и Клод Лоррен, испанец Хусепе де Рибера, датчанин Бернард Кейлхау).
Итальянская архитектура, природа, люди по-разному отражались в произведениях интернациональной компании живших в Италии художников. Одних мастеров, как прославленного «живописца руин» Гюбера Робера, больше привлекала величественная и таинственная еще античность.
Другие, как Клод Верне или Франческо Дзуккарелли, больше интересовались вечной и неизменной природой, послужившей фоном для великих событий древности и настоящего времени.
Хранитель итальянской живописи XIX века, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Демина
Третьи, как Джованни Паоло Панини, фиксировали современный облик итальянских городов с их великолепными дворцами и церквями, а также фонтанами и статуями.
Наконец, некоторые художники, как нидерландцы Иоаханнес Лингелбах и Ян Миль или экспрессивный генуэзец Алессандро Маньяско, находили интерес в изображении простых жителей Италии – на улицах, в портах, на рынке, а то и просто занятых своими повседневными делами. Кое-кто рассказывал истории из жизни итальянцев с оттенком анекдотичности или шутки, другие представляли бедных людей с глубоким сочувствием и сопереживанием.
Не вызывает сомнений, что эти картины, столь разные, находили своих поклонников и коллекционеров. Их могли покупать не только итальянские дворяне, но и многочисленные иностранные купцы и путешественники, посещавшие Апеннинский полуостров.
Со второй половины XVII и особенно в XVIII веке совершить длительное путешествие по Италии с образовательными целями (Grand Tour) делается почти обязательным для «английских милордов», «французских графов» и «русских князей». Во время таких путешествий заказывались портреты, приобретались картины и скульптуры. При этом нередко произведения Рафаэля и Караваджо, привезенные из Италии, оказывались копиями или работами подражателей, а античные статуи – созданные современными скульпторами. Тем не менее, немногие коллекции, дошедшие до нас с XVIII века в своем первоначальном составе, представляют для исследователей совершенно особый интерес.
Естественно, что иностранные путешественники, покупая в Италии произведения искусства, контактировали со своими соотечественниками-художниками, совершенствовавшими здесь свое мастерство или остававшимися навсегда в благодатной стране. Такое переплетение разных традиций, вкусов, интересов создавало особое направление, которое должно было удовлетворять запросы путешественников.
В богатых коллекциях Государственного Эрмитажа, наряду с произведениями, покупавшимися царями, такими как Екатерина II или Николай I для своей собственной картинной галереи, немало картин и скульптур, которые происходят из частных собраний и были вывезены из Италии путешественниками. Выполненные подчас великолепными художниками, даже в собраниях царей (а ряд картин на выставке происходит из императорских дворцов), они располагались скорее в частных апартаментах, чем в парадных залах. Кроме эстетической ценности, они должны были пробуждать воспоминания о виденных городах и горах, равнинах и скалах, о голубом море и ласковом итальянском солнце.
Люди, покупавшие эти картины и скульптуры, уже давно ушли из жизни вместе с их впечатлениями и воспоминаниями, но сами произведения, некогда привлекшие их внимание, остались грядущим поколениям. И современный зритель, рассматривая виды итальянских городов, идеальные ландшафты, в которых время как бы остановилось, сценки из повседневной жизни, всегда может найти в них нечто, созвучное своим вкусам.
Ему представит интерес, например, сравнить облик городской площади, изображенной на картине, с той площадью, которая существует ныне, отметив все происшедшие изменения. Он попытается угадать прототипы статуй, фонтанов, античных руин, подчас причудливо измененных по воле живописца. Он будет всматриваться в лица простых итальянцев, живших много лет назад, чтобы посочувствовать их заботам и разделить их радости. Представленные на выставке картины дают возможности для всего этого.
Экспонируемые картины дополняют бронзовые статуэтки, свидетельствующие о характерном для путешественников, особенно во второй половине XVIII века, интересе к античности. Они представляют собой уменьшенные копии со знаменитых древнеримских статуй.
Два зала выставки посвящены графическим видам Италии, которые в силу удобства перевозки и относительно небольшой стоимости были наиболее популярными предметами коллекционирования иностранных путешественников. Благодаря повышенному спросу именно в Италии XVIII века жанр ведуты, городского пейзажа, получил наибольшее развитие.
Работы таких мастеров как Микеле Мариески и Джованни Баттиста Пиранези стали образцами для всеобщего подражания европейских художников. В XIX веке особенную популярность получили акварельные виды Италии. В этом жанре наиболее прославились художники школы Позилиппо, раньше других начавшие работать на пленэре и предвосхитившие опыт барбизонцев и импрессионистов.
Среди образов Италии, конечно, преобладала сказочная Венеция, вечный Рим с его Колизеем, площадями и церквями, центр культуры Италии Флоренция и великолепный Неаполь. Хронологически произведения, представленные на выставке, охватывают три века (от 1650-х до 1960-х годов). В результате создается немного пестрая, но привлекательная картина Италии.
Среди 200 произведений искусства – живописи, графики и пластики, есть работы которые «Эрмитаж» приобрел совсем недавно. Их ценность в том, что ранее они никогда не экспонировались.
Есть в экспозиции три шедевра, которые были отреставрированы только недавно – «Послеобеденный отдых неаполитанцев» Франца Винтерхальтера, пейзаж Джачинто Джиганто и «Вид на Неаполитанский залив» Габриэле Смарджасси.
Ожидается, что увидеть эти работы в Казань приедут даже из других городов. Выставка будет работать до января 2016 года.
Материалы представлены пресс-службой музея-заповедника «Казанский Кремль»
Музей-заповедник «Казанский Кремль»
Центр «Эрмитаж-Казань»
Тел.: (843)567-80-32, 567-80-34