Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Война и художник
- 10 ноября 2015 года
В рамках мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 12 ноября 2015 года состоится открытие мемориальных досок на здании Союза художников РТ, посвященных художникам-фронтовикам Виктору Куделькину, Василю Маликову и Лотфулле Фаттахову. Начало церемонии в 14 часов.
А в 15 часов в Национальной художественной галерее состоится открытие выставки произведений скульптуры и графики Василя Маликова.
Это совместный проект Государственного музея изобразительных искусств РТ и Союза художников России в Республике Татарстан, посвященный великой дате, он завершает юбилейный 2015 год.
Василь Маликов (1924-1992) широко известен как скульптор, создатель многих памятников и ансамблей Казани (Монумент павшим за Советскую власть на Арском поле у Вечного огня, оформление фасада гостиницы «Волга»), городов и районных центров Татарстана (памятники чекистам в Раифе, М. Вахитову в Лениногорске, М. Джалилю в Мензелинске, Павлу Корчагину в Сабах), а также как автор станковой скульптуры, воплощенной в мраморе, граните, дереве, бронзе, кованой меди, алюминии, керамике. В.М. Маликов – участник Великой Отечественной войны, награжден многими орденами и медалями.
Он закончил Казанское художественное училище (класс С.С. Ахуна), Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Маликов – заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени ТАССР Г. Тукая. Свое творчество скульптор он посвятил темам революции и Великой отечественной войны («Голубятников», «Красноармеец», «Последний», «Помнишь, товарищ»), трудовым подвигам современников (портреты нефтяников Татарии), женским образам, воплощенным в жанрах ню и фольклоре («Юная», «Алтынчеч»).
Вместе с С.М. Бубенновым и Р.А. Кильдибековым Маликов был уже в начале 60-х годов одним из первых инициаторов и энтузистов развития монументального искусства в Казани, создания монументального декора на стенах зданий, в ансамблях новостроек. Позднее, когда наступила пора более узкой творческой специализации и дифференциации труда монументалистов, он сосредоточил свои силы на работе в области монументальной пластики и достиг значительных успехов как в портретном жанре (образы М. Вахитова, К.Якуба, М.Джалиля и др.), так и в создании памятников символико-аллегорического характера. Особенно интересное и оригинальное решение найдено им в пластическом образе памятника павшим в борьбе за Советскую власть возле Центрального парке имени М. Гоького - эта фигура смертельно раненного воина, из последних сил приподнявшегося с земли.
Малоизвестной стороной творчества мастера является его графическое наследие. Рисунки художника, созданные карандашом, фломастером, ручкой – это и самостоятельные станковые произведения графики, а также эскизы, зарисовки, штудии, подготовительный материал к созданию скульптуры, свидетельствующие о большом труде мастера.
По графическим эскизам к скульптурным произведениям можно проследить логику раскрытия того или иного образа, нелегкий путь художника от замысла к его воплощению. Темы, воплощавшиеся художником в скульптуре, тесно сплетены с образами графических листов и своей внешней сюжетной, тематической стороной, и стилистической близостью. Как художник-патриот, как художник-монументалист, Маликов создавал произведения большого общественного звучания; как художник-лирик, который способен переживать тонко и эмоционально, он создавал произведения, наполненные чувственным содержанием – большое количество рисунков посвящено женской, материнской, детской теме. Соединение в одном выставочном пространстве скульптуры и графики одного мастера позволяет по-новому увидеть грани творчества, своеобразную лабораторию художника в создании художественных образов.
На выставке Василя Маликова представлено скульптурное творчество из коллекции Музея изобразительных искусств (около 30 произведений). Произведения графики, представленные в экспозиции (60 работ), переданы музею Союзом художников России в Республике Татарстан и войдут в основной его фонд.
Работа выставки продлится до конца года.