Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Печные изразцы из Свияжска
- 18 ноября 2015 года
С 21 ноября по 21 декабря 2015 года в выставочном зале «Старая водонапорная башня» музея-заповедника «Остров-град Свияжск» будет проходить выставка «Свияжский печной изразец. XVII – начало XX века» при участии Государственного музея изобразительных искусств и поддержке Министерства культуры РТ.
Она является продолжением экспозиционного и исследовательского проекта, начатого в 2013 году выставкой «Путь изразца. Москва. Новый Иерусалим. Нижний Новгород. Казань. Свияжск».
Традиционно центральное место в жилом интерьере принадлежало печи, которая имела большое значение, являясь неотъемлемой частью дома. Еще в древности печи украшали глиняными плитками – изразцами. Изразцы придавали печи живописность, праздничность и нарядность. Печные изразцы использовались не только для украшения. Они возникли как элементы конструкции. Румпа с оборотной стороны изразца создавала воздушную прослойку между кирпичной кладкой печи и ее облицовкой, что позволяло улучшить качество печного устройства, в частности, обогревать достаточно большое жилое пространство и удерживать тепло значительное время.
Изразец имеет древнюю и богатую историю. Он многообразен в своих формах и декоре и индивидуален в каждом отдельно взятом регионе. Основным центром печного дела и изразцового искусства в России до середины XVII века была Москва. Позднее – Ярославль, Троице-Сергиева Лавра, Суздаль, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Балахна, Соликамск, Смоленск, Великий Устюг, Калуга и другие города прославились своими изразцовыми мастерскими на всю страну.
Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы печей, разрабатывались технологии изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, где изготавливались печные приборы.
Печь из рельефно-полихромных изразцов, найденных во время археологических раскопок в Свияжске. Фрагмент реконструкции
Свияжские печные изразцы являются фактически ровесниками этого города. Сначала их привозили из Москвы. Позднее возникло местное, свияжское производство изразцов. Уникальные изразцы, созданные в мастерских Свияжска, иллюстрируют богатое наследие этого поволжского города и его вклад в культуру региона и России.
Свияжский музей-заповедник обладает достаточно большой коллекцией печных изразцов XVII – начала XX века. Собрание музея формируется как за счет поступлений изразцов из раскопов на территории Свияжска, так и за счет дарений и приобретения предметов, в том числе российского и иностранного производства. Представленные на выставке изразцы, найденные в ходе археологических раскопок, принадлежат к разным печным наборам, представляющим такие конструктивные части
изразцовой печи как лицевые, профильные, угловые изразцы и городки. Хронологически они охватывают период с XVII по начало XX века, то есть с периода существования терракоторых (красных) изразцов с сюжетными мотивами до рельефных и гладких изразцов с полихромными рисунками. Кроме того, на выставке демонстрируются изразцы, хранившиеся в семьях свияжцев и подаренные ими в музей. Впервые музей-заповедник представляет на выставке голландские изразцы и российские заводские изразцы рубежа XVIII– начала XX века из своей коллекции.
Для детей и подростков на выставке будет представлена познавательная игра, позволяющая узнать историю развития изразцового декора и секреты создания изразцов.
Таким образом, на выставке увидеть как уникальные свияжские изразцы, аналогов которым пока не найдено в России и в Европе, так и общераспространенные во многих городах России. Подлинные экспонаты выставки в сочетании с реконструкциями изразцовых печей, фильмами об изготовлении изразцов позволяют проследить эволюцию печей и пути развития производства печных изразцов как элементов декора в России, свидетельствуют, что изразцовое искусство широко отразило быт, обычаи и вкусы народа.