Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Июль | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
29 | 30 | 31 |
-
1996 – Казань прощалась с народным депутатом Республики Татарстан, ректором Казанской государственной академии культуры и искусства Раисом Киямовичем Беляевым, в прошлом – секретарем Татарского обкома КПСС по идеологии, первым секретарем горкома партии в пору строительства КамАЗа
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
![](https://www.finversia.ru/site/themes/lapuzzle/images/fv_video_ico.png)
Погода в Казани
Фотогалерея
Народный мастер Габдельхак хазрат: шамаили на стекле
- 28 января 2016 года
29 января 20156 года в 13 часов в Галерее татарского шамаиля открывается выставка «Народный мастер Габдельхак хазрат: шамаили на стекле».
Она представляет вниманию посетителей творчество народного художника из села Шали Пестречинского района Республики Татарстан – Бикмуратова Габдельхак хазрата (31.01.1927 – 23.12.2015), который за свою долгую жизнь создал более пятидесяти традиционных татарских шамаилей на стекле.
Из хранящихся у частных владельцев шамаилей Габдельхак хазрата удалось обнаружить девять работ: восемь из них выполнены на стекле, одна – в виде эскиза на бумаге. Представленные на выставке работы составляют уникальную подборку шамаилей, сделанных рукой одного умельца. Впервые они будут показаны вместе.
Габдельхак хазрат всю жизнь работал в колхозе, многие годы занимался плотницким делом. В 1982 году односельчане избрали его имам-хатибом своей мечети, где он служил почти 30 лет.
Увлечение шамаилями пришлось на время «хрущевской оттепели», когда народное искусство ислама в форме шамаиля на стекле получило новое дыхание. Свои шамаили Габдельхак хазрат создавал в период с 50-х по 80-е годы XX века в селе Шали. Его шамаили сохранили сакральную энергетику, присущую татарскому народному искусству начала XX века.
Произведения, изготовленные руками народного умельца, вызывают ощущение духа той эпохи, который передается не только текстами и формой шамаилей, но и через подручные материалы, использованные для их создания. Он сам мастерил и рамы для своих произведений.
Знание священных текстов передалось художнику от матери, читавшей Коран и соблюдавшей религиозные предписания, умение и ремесло – от отца-плотника. Любовь к искусству передалась по наследству и внуку – молодому дизайнеру Ильдару Тазееву, усилиями которого имя его деда, хаджи Бикмуратова Габдельхака Габделькаюм углы, стало известно широкой общественности.
Несколько шамаилей Габдельхак хазрата приняли участие во Всероссийском конкурсе и выставке «Шамаиль моей семьи» в номинации «Шамаиль как семейная реликвия» (май-сентябрь 2015).
Персональная выставка приурочена ко дню рождения мастера – 31 января 2016 года Габдельхак хазрату исполнилось бы 89 лет.
Выставка организована при содействии Клуба татарского искусства и культуры.
Адрес: Музей-заповедник «Казанский кремль», мечеть Кул Шариф,
Галерея татарского шамаиля
Выставка работает ежедневно с 9.00 до 18.00, выходной – понедельник
Тел.: 8(917)392-86-68, (843) 5678125