Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Блистательный оркестр» из Казани на московских сценах
- 12 июня 2016 года
11 июня 2016 года телеканал «Культура» показал концерт Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского в Концертном зале имени Чайковского.
Это была запись 2015 года. В концерте Были исполнены Румынская рапсодия №1 для оркестра Дж.Энеску и Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина. Партия фортепиано – Денис Мацуев, солисты – Андрей Иванов (контрабас), Александр Зингер (барабаны).
Оба сочинения вызвали восторг зала, особенно Гершвин. Как известно, Денис Мацуев любит джаз, и в этом концерте, что называется, отвел душу, к огромному удовольствию слушателей.
Фото с телевизора
Завершился концерт исполнением композиции А.Чайковского «Стан Тамерлана» из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане», Судя по тому, что аплодисменты в зале раздались в тот момент, когда Денис Мацуев сообщил, что «блистательный оркестр» из Казани исполнит сочинение, которое называет своей визитной карточкой, нетрудно предположить, что среди слушателей было немало тех, кто уже слышал и наш оркестр, и «Стан Тамерлана».
Фото с телевизора
Овации после исполнения были такими, что оркестр исполнил финальную часть еще раз, что, впрочем, бывает практически на каждом концерте, где звучит это необычайно эмоциональное сочинение.
На концерте был Александр Чайковский, и ему хватило и аплодисментов, и цветов.
В декабре 2015 года посланцы стана Тамерлана, по выражению Татьяны Нарышкиной, автора рецензии на сетевом ресурсе Belcanto.ru, вместе с Денисом Мацуевым дали в этом зале еще один вечер рапсодий. У нас есть возможность с ее помощью узнать некоторые детали этого выступления:
Всё это выглядело, наверное, несколько необычным – рядом с афишами, приглашающими на концерты оркестров Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Владимира Федосеева, Юрия Башмета – афиша регионального оркестра. И супераншлаг. Не просто супераншлаг – сумасшествие.
«Пожалуйста, пожалуйста, пропустите меня, мне не нужно места, просто пропустите, тысячу заплачу», – умолял контролёра импозантного вида мужчина. Впрочем, «сидячие» билеты стоили намного дороже тысячи, но их уже давно не было в помине. Не было даже брони.
Программа, составленная из элегантных рапсодий, была какой-то воздушной и праздничной, оркестр, и это ощущалось в зале и передавалось зрителям, был настроен на некую легкомысленную волну, которая столь уместна в последние дни уходящего года. Впрочем, было понятно, что за лёгкостью игры оркестра, за артистичной манерой дирижирования Александра Сладковского, естественно, стояли длинные часы черновой работы.
Венгерская рапсодия Листа, Испанская рапсодия Мориса Равеля – таким было чудесное начало концерта, когда и музыканты, и дирижёр купались в музыке, демонстрируя и чувство меры, и темперамент.
Один только выход Дениса Мацуева на сцену уже вызвал аплодисменты зала. Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова, а затем и не очень часто исполняемые вариации Витольда Лютославского на тему 24-го каприса Паганини звучали ярко, образно, с определённой долей какой-то бесшабашной смелости.
Было видно, что и солист, и дирижёр, и оркестр прекрасно понимают друг друга,
и что этот триумвират – не случайное совпадение, а серьёзная творческая константа. Мацуев в последние годы часто выступает с ГСО РТ и Сладковским, поддерживая многие проекты казанского оркестра.
Источник: http://www.belcanto.ru/16011901.html 20.01.2016
В январском концерте были также исполнены Рапсодия в стиле блюз Джорджа Гершвина и «Стан Тамерлана» А. Чайковского.
В марте 2016 года ГСО РТ дал в Москве сразу три концерта. Мы узнаем много интересного из рецензии Ирины Шымчак на сетевом ресурсе «Музыкальный клондайк».
Музыкальная жизнь столицы в первой половине года получилась очень насыщенной и яркой. Но даже на этом блистательном фоне не остались незамеченными три визита в Москву Симфонического оркестра Республики Татарстан во главе с его художественным руководителем и главным дирижером Александром Сладковским.
Александра Витальевича в Москве любят, встречают всегда благодарно и выступает он с оркестрами самыми разными. Но особый интерес у столичной публики вызывают его выступления со своим, уже ставшим для него родным, казанским оркестром. Про феномен Сладковского в Казани и чудесах, которые начали происходить в оркестре с его приходом, написано уже немало и повторяться не стоит. Плоды это сотрудничество (как и сотрудничество Сладковского с Московской филармонией) приносит неизменно замечательные, и стоит ли удивляться тому, что татар во главе со Сладковским Москва встречает аншлагами?
Все три концерта были организованы Московской филармонией в рамках филармонических абонементов. Выступления оркестра прошли на трех разных площадках – в Концертном зале имени Чайковского, в Большом зале консерватории и в Концертном зале имени Рахманинова (Филармония-2).
Первый концерт состоялся 10 марта в Концертном зале им.П.И.Чайковского, и важнейшую роль в нем сыграл музыкант, которого видят в Москве, к сожалению, редко. Пианист Сергей Тарасов и живет, и концертирует, в основном, за рубежом, и интерес к его приездам – колоссальный. Программа этого концерта выглядела достаточно неожиданно: совместить в ней Второй концерт Рахманинова и Десятую симфонию Шостаковича – смелое решение. Смелость эта оказалась оправданной.
Одна из загадок Сладковского – он умеет добиваться прекрасного результата при минимуме репетиций, и концерт 10 марта стал яркой тому иллюстрацией. Пианист, оркестр и дирижер смогли создать гармоничное целое, словно выплетая ткань без швов, демонстрируя публике и техническое мастерство, и высочайший уровень взаимопонимания, и проникновение в самую суть музыки. Великолепны были и солирующие музыканты оркестра – Михаил Гринчук во главе группы виолончелей просто завораживал, флейта Венеры Порфирьевой, как всегда, была необыкновенно хороша (Венера – настоящий мастер звука, до сих пор помню ее соло в том уже ставшим легендой исполнении Второго рахманиновского с Михаилом Плетневым на «Белой сирени»). Да и валторны, и все духовые вызывали восхищение публики. Вслушиваясь в этот бурный весенний поток эмоций, ловко управляемый маэстро Сладковским, понимаешь, что за этим стоит высочайшее мастерство и мозольное трудолюбие, что так просто этого не достичь…
Второй концерт, любимый выдающимися исполнителями, любимый меломанами всего мира, любимый и теми, кто нам его преподнес в этот мартовский вечер на сцене Зала Чайковского – квинтэссенция рахманиновского творчества. Но из этой стихии восхитительного полета, романтических иллюзий, страстных переживаний, из сияющей эйфории рахманиновских эмоций нас перенесли в трагический сумрачный мир Десятой симфонии Шостаковича…
Сладковский показал нам своего Шостаковича. Исполняемая гораздо реже, чем второй концерт Рахманинова, Десятая симфония Шостаковича является для музыкантов и вызовом, и одной из ступеней в музыкальном развитии, и мало найдется дирижеров, во всяком случае, в нашей стране, которые бы не попробовали себя в ее исполнении.
11 марта многие из тех, кого можно было встретить днем раньше в Концертном зале им.Чайковского, оказались в Большом зале консерватории.
В этом концерте тоже принимал участие пианист – молодой, но уже известный (и заслуженно) Филипп Копачевский. Программа отличалась от той, которую нам показали накануне, кардинальнейшим образом. Первое отделение было отдано «Шехеразаде» Римского-Корсакова, а во втором появлялся Копачевский с «Бурлеской» Рихарда Штрауса. Закрывался же концерт Большой сюитой вальсов из штраусовского «Кавалера розы».
Вместе с молодым пианистом Филиппом Копачевским оркестр исполнил в этом концерте «Бурлеск» Рихарда Штрауса
А потом штраусовская тема была продолжена Большой сюитой вальсов из «Кавалера розы». Тут уже Александру Сладковскому не приходилось оглядываться на солиста, и он показал себя во всей красе. Это была, несомненно, работа выдающегося мастера. Завороженная публика постепенно приходила в состояние, близкое к экстазу, а Сладковский все нагнетал и нагнетал это давление, и, когда музыка закончилась, зал выдохнул не только с восторгом, но и едва ли не с облегчением. До поезда в Казань оставалось совсем немного времени, но московские любители музыки не остались без традиционных татарских бисов, которые привели публику в то состояние, когда даже и хлопать уже сил не оставалось.
Следующий визит татарского оркестра пришелся ко дню рождения Рахманинова, и был этому выдающемуся событию посвящен целиком и полностью. Интерес к концерту был огромный, даром что проходил он в Концертном зале им.С.В.Рахманинова в Филармонии-2 в Олимпийской деревне, а не в привычном меломанам центре. В этом концерте, открывающем новый для Московской филармонии мини-фестиваль «Рахманиновские дни» (как нам обещали, отныне это станет традицией) принимал участие один из лучших пианистов нынешних времен Николай Луганский.
Программа была составлена концептуально: в первом отделении прозвучали концерт №4 для фортепиано с оркестром и Рапсодия на тему Паганини. Во втором оркестр исполнил рахманиновскую симфонию №1, произведение, которое едва не лишило нас великого русского гения.
…Луганский исполняет этот рахманиновский шедевр часто, с разными оркестрами, но непостижимым образом 30 марта Рапсодия звучала так, словно до этого ее никто не играл. Каждый находящийся в зале ясно понимал: мы столкнулись с великим исполнением, и вечер этот в памяти останется навсегда. Это было как гипноз. Своим невероятным магнетизмом, самозабвенно бросаясь в волны Рапсодии, Луганский заставил забыть обо всем, кроме вибрирующего пульса музыки.
А когда после долгой овации (зал все-таки выпросил бис) сыграл метнеровскую канцону-серенаду, у многих в зале заблестели глаза, а тишина, воцарившаяся после парения последней ноты, выдала полнейшее ошеломление публики. Точка, которой закрылось первое отделение, была без преувеличения гениальной. Вряд ли кто-либо смог бы сыграть эту вещь Метнера лучше, чем Николай Луганский в тот вечер
По мнению автора, этот вечер стал, пожалуй, самым ярким из всех трех.
И дело не только в том, что Луганский – мировая звезда, участие которой в программе «сделает» любой концерт. Сама атмосфера, созданная в Филармонии-2 ее сотрудниками, уже запомнилась милыми деталями. Например, в фойе публику встречал портрет Рахманинова в обрамлении сирени (на огромном, во всю стену, световом панно), в проемах стояли вазы с белой сиренью («привезли накануне из Голландии», признались сотрудники филармонии), сцена тоже была украшена корзинами с сиренью, а на большой экран, висящий над сценой, проектировались портреты Сергея Васильевича – в зависимости от времени создания исполняемого произведения менялись и фотографии.
После короткого перерыва наступило время Первой симфонии Рахманинова. Каждому, кто знаком с биографией композитора, трудно отрешиться от той совсем не музыкальной трагедии, которой окутана история этой симфонии, и наверняка Александр Сладковский, в жизни которого Рахманинов занимает особое место, знает об этом больше остальных, но дирижеру удалась вещь поистине удивительная: в тот вечер Сладковский просто шел за Рахманиновым и в слиянии их стремлений получалась музыка, хотя и не лишенная горечи, но удивительно светлая и сбросившая с себя всю сопутствующую истории ее возникновения и исполнения шелуху.
Москва увидела то, что Казань видит уже шестой год. Каждый раз в конце концертного сезона в Большом зале имени С. Сайдашева стоит густой аромат белой сирени. Так принято в дни фестиваля, который так и называется - «Белая сирень».
И в завершение:
Мы увидели государственный оркестр Республики Татарстан во всем его великолепии и в самых разных ипостасях. Исполнителями были охвачены очень разные пласты классической музыки, и в каждом из вариантов оркестр оказался на высоте. Вне всякого сомнения, на сегодняшний день это один из лучших оркестров России и Европы, и огромная заслуга в этом руководителя оркестра и его главного дирижера Александра Сладковского. А три великолепных пианиста подарили оркестру Татарстана возможность продемонстрировать одну из важнейших граней оркестровой работы.
11 июня в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева пройдет концерт-закрытие VI Международного фестиваля «Белая сирень». В программе –произведения Дмитрия Шостаковича – Симфония №1 и №15, а также Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Солист – Максим Могилевский, музыкант в четвертом поколении.
Мы намерены подготовить обзорную публикацию о концертном сезоне 2015/2016 года, предваряющем юбилейные торжества 2017 года. Как известно, симфонический оркестр Татарской государственной филармонии, сформированный в 1966 году народным артистом СССР Натаном Рахлиным, дал первый концерт на сцене Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля 10 апреля 1967 года.